1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по проведению проверки расходов на организацию и обеспечение эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании Закона города Москвы от 30.06.2010 N 30 "О Контрольно-счетной палате Москвы", в соответствии со Стандартом 1.1. "Методологическое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы" и Планом методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы (далее - КСП Москвы).
Методические рекомендации устанавливают особенности организации и проведения контрольных мероприятий по вопросам расходования средств бюджета города Москвы на организацию и обеспечение эксплуатации информационных систем и ресурсов (далее - ИСиР), созданных полностью или частично за счет средств бюджета города Москвы и внебюджетных фондов*(1) и используемых органами исполнительной власти города Москвы для осуществления государственных задач и функций, включая ИСиР, эксплуатируемые (используемые) государственными и (или) иными организациями города Москвы.
1.2. Цель разработки Методических рекомендаций - повышение качества подготовки и проведения контрольных мероприятий по вопросам расходования бюджетных средств на организацию и обеспечение эксплуатации ИСиР за счет регламентации выполняемых должностными лицами КСП Москвы работ.
Методические рекомендации направлены на решение задач по оказанию методической поддержки и выработке оптимального подхода при осуществлении контроля за расходованием бюджетных средств на организацию и обеспечение эксплуатации ИСиР.
1.3. Область применения Методических рекомендаций - контрольные мероприятия, в ходе которых рассматриваются вопросы правомерности и эффективности формирования и расходования средств бюджета города Москвы, средств обязательного медицинского страхования на организацию и обеспечение эксплуатации ИСиР.
1.4. Подготовка организационно-распорядительных документов по проведению контрольного мероприятия, непосредственное его проведение и оформление результатов осуществляется в соответствии с Регламентом КСП Москвы, Инструкцией по организации и проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП Москвы, Инструкцией по организации и ведению делопроизводства в КСП Москвы.
1.5. При разработке Методических рекомендаций учтен практический опыт проведения мероприятий КСП Москвы по рассматриваемой тематике.
Примеры типовых нарушений и недостатков, выявляемых при проведении контрольных мероприятий, в ходе которых рассматриваются вопросы правомерности и эффективности расходования средств бюджета города Москвы на организацию и обеспечение эксплуатации ИСиР, приведены в приложении 1 к Методическим рекомендациям.
1.6. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие термины и их определения, применяемые в федеральных законах, иных правовых актах Российской Федерации, законах и иных правовых актах города Москвы:
- пользователи*(2) - органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные (муниципальные) учреждения, органы федерального и смешанного подчинения, осуществляющие деятельность по жизнеобеспечению города, другие организации, а также физические лица, осуществляющие использование или доступ к информационным ресурсам и системам;
- информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств*(3);
- информационные ресурсы города Москвы - информация (независимо от способа ее представления, хранения или организации), содержащаяся в информационных системах и относимая в соответствии с Законом города Москвы от 24.10.2001 N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" к собственности города Москвы*(4);
- информационно-коммуникационные технологии - совокупность информационных технологий, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, необходимых для реализации полномочий государственного органа и обеспечения его деятельности*(5);
- единый Реестр информационных ресурсов и систем города Москвы - составная часть Единого реестра собственности города Москвы*(6), обеспечивающая учет информационных ресурсов города Москвы путем регистрации содержащих эти ресурсы информационных систем (баз данных)*(7);
- оператор информационной системы - уполномоченный государственный орган города Москвы, иной орган исполнительной власти города Москвы либо подведомственные ему государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в базах данных информационной системы*(8);
- компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры - совместно используемые информационными системами программно-технические комплексы и средства, выполняющие общие технологические функции и обеспечивающие основу функционирования указанных информационных систем, в том числе обеспечивающие их информационно-технологическое взаимодействие*(9);
- мероприятия по информатизации - мероприятия государственных органов, направленные на создание, развитие, эксплуатацию или использование информационно-коммуникационных технологий, а также вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры*(10);
- жизненный цикл информационной системы - совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния информационной системы от принятия решения о ее создании, формирования исходных требований к ней и до окончания ее эксплуатации (вывода из эксплуатации), включая хранение содержащейся в ее базах данных информации*(11).
Иные термины и определения, используемые в Методических рекомендациях, применяются в тех же значениях, в которых они определены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
2. Информационная основа проверки расходов на организацию и обеспечение эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы при проведении контрольных мероприятий
Информационной основой проведения контрольных мероприятий по вопросам проверки расходов на организацию и обеспечение эксплуатации ИСиР города Москвы являются следующие сведения:
2.1. Сводная бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств города Москвы.
Первичные учетные документы, являющиеся основанием для постановки на бухгалтерский учет информационных систем, регистры бухгалтерского учета, иные документы, являющиеся основанием для постановки на учет информационных систем и отражающие расходы на их эксплуатацию (запрашиваются в установленном порядке в проверяемой организации).
2.2. Информация, размещенная в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС)*(12), в Единой автоматизированной информационной системе торгов города Москвы (далее - ЕАИСТ), на Портале поставщиков*(13), в информационном ресурсе "СПАРК-МАРКЕТИНГ"*(14), в том числе:
- планы закупок и планы-графики закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города Москвы, реестр государственных контрактов (перечень объектов планируемых закупок), заключенных по тематике контрольного мероприятия, отчетные документы по результатам исполнения государственных контактов и другие документы.
Также могут быть использованы возможности Автоматизированной системы управления городскими финансами города Москвы (далее - АСУ ГФ)*(15) и сведения, размещенные на официальных Интернет-порталах (порталах) и сайтах государственных органов и организаций по вопросам эксплуатации ИСиР:
- проверка факта регистрации ИСиР в Реестре информационных ресурсов и систем города Москвы осуществляется на официальном сайте*(16) Департамента информационных технологий города Москвы (далее - ДИТ города Москвы);
- паспорт информационной системы и паспорт программно-технического комплекса ИСиР могут быть сформированы и получены с использованием функциональных возможностей сервисов Технологического портала ДИТ города Москвы*(17).
2.3. Официально представленная информация Департамента финансов города Москвы и Департамента города Москвы по конкурентной политике, размещенная в подсистемах "Сводная отчетность" и "Аналитика" информационно-аналитической системы КСП Москвы (ИАС КСП-М)*(18), включая бухгалтерскую отчетность и реестр платежных поручений проверяемой организации.
2.4. Результаты ранее проведенных контрольных мероприятий, в рамках которых рассматривались вопросы проверки расходов на эксплуатацию ИСиР города Москвы.
2.5. Годовые отчеты о выполнении государственных программ за отчетный финансовый год*(19), представляемые координаторами государственных программ; сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ города Москвы, представляемый Правительством Москвы одновременно с проектом закона города Москвы об исполнении бюджета.
Рассмотрение вопросов правомерности расходования средств бюджета города Москвы на эксплуатацию ИСиР осуществляется с учетом положений правовых актов Российской Федерации и правовых актов города Москвы, регламентирующих создание, развитие, ввод в эксплуатацию, организацию эксплуатации и вывод из эксплуатации информационных систем, а также дальнейшее хранение содержащейся в их базах данных информации (Приложение 2 к Методическим рекомендациям).
Перечень правовых актов не является исчерпывающим и может быть дополнен (актуализирован) исходя из целей и задач контрольного мероприятия.
3. Подготовка к проведению контрольного мероприятия, в рамках которого рассматриваются вопросы проверки расходов на организацию и обеспечение эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы
3.1. На этапе подготовки к проведению контрольного мероприятия членами рабочей группы проводятся подбор и анализ нормативной базы исходя из целей и задач контрольного мероприятия, специфики предметной области мероприятия.
3.2. Подбор и анализ информации о состоянии бюджетного финансирования мероприятий по информатизации целесообразно проводить с использованием функциональных возможностей внешних и внутренних ИСиР (Разделы 2.2. и 2.3. Методических рекомендаций).
3.3. Осуществляется анализ и обобщение информации, полученной на основании запросов в адрес проверяемой организации, а также материалы ранее проведенных контрольных мероприятий.
3.4. По результатам систематизации сведений, полученных на подготовительном этапе, проводится:
- определение перечня организаций, на которые возложены функции государственных заказчиков эксплуатации информационной системы и (или) которые являются ее пользователями, а также состав реализуемых с использованием проверяемых систем государственных функций и задач;
- уточнение перечня ИСиР проверяемых организаций (при необходимости);
- уточнение вопросов проверки применительно к конкретным ИСиР (например, оценивается необходимость проверки полноты реализации функциональных требований на этапе создания ИСиР с целью формирования выводов об обоснованности выделенного финансирования на эксплуатацию систем);
- определение объема выборки и степени охвата (сплошным или выборочным методом) первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а также иной отчетности и документов;
- формирование перечня дополнительных вопросов, требующих уточнения непосредственно в проверяемой организации (например: полнота реализации задач взаимодействия информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных функций; наличие документов по организации информационной безопасности эксплуатируемых ИСиР при присутствии в них персональных, первичных статистических данных (или иной информации ограниченного доступа) и иные вопросы).
Выбор и формулирование задач контрольного мероприятия должны осуществляться таким образом, чтобы их решение в совокупности способствовало достижению поставленных в рамках контрольного мероприятия целей. В то же время, каждая из задач должна носить автономный характер, позволяющий исполнителю (члену рабочей группы), ответственному за решение той или иной задачи, работать самостоятельно, независимо от других исполнителей.
4. Основной этап проверки расходов на организацию и обеспечение эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы при проведении контрольных мероприятий
Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд*(20).
Процесс эксплуатации информационной системы является одной из составляющих взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния информационной системы от принятия решения о ее создании, формирования исходных требований к ее функционалу, создания, развития (модернизации) и до окончания ее эксплуатации (вывода из эксплуатации).
Таким образом, вопросы проверки расходования средств бюджета города Москвы на эксплуатацию ИСиР города Москвы рекомендуется рассматривать применительно ко всему жизненному циклу информационной системы, включая реализацию проверяемой организацией требований порядка создания, развития (модернизации), ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации информационных систем, а также отражение указанных фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и отчетности проверяемой организации.
В ходе проверки расходов на эксплуатацию ИСиР следует учитывать изменения правовых актов, на основании которых были созданы информационные системы, а также на вопросы модернизации ИСиР.
Рекомендуется следующая последовательность действий в проверяемой организации.
4.1. Проверка выполнения проверяемой организацией требований порядка создания и ввода информационной системы в эксплуатацию
4.1.1. Проверка наличия у проверяемой организации правовых оснований выполнения работ по созданию, эксплуатации и развитию (модернизации) информационных систем включает:
- определение полномочий проверяемой организации по исполнению функций государственного заказчика работ по созданию и/или эксплуатации информационной системы, установленных нормативными правовыми актами*(21);
- определение мероприятий Государственной программы города Москвы "Информационный город" (иных государственных программ города Москвы) по созданию информационной системы; оценка сроков и финансового обеспечения работ по созданию/эксплуатации информационной системы в проверяемом (оцениваемом) периоде на основании организационно-финансовых планов (планов работ по информатизации города Москвы) реализации Государственной программы города Москвы "Информационный город" (утверждаются руководителем ДИТ города Москвы*(22) на соответствующий финансовый год и представляются по запросу).
4.1.2. С целью определения объемов бюджетных средств, направленных на финансирование работ по созданию информационной системы с использованием функционала ЕИС, ЕАИСТ и Портала поставщиков, формируется перечень государственных контрактов (договоров) на создание информационной системы (указанный перечень может быть запрошен в проверяемой организации).
Отчетные материалы по государственным контрактам на создание информационной системы (в том числе: программы и методики испытаний, протоколы испытаний, акт о приемке системы в опытную эксплуатацию, акты о приемке системы в эксплуатацию, акт о вводе системы в эксплуатацию и иные документы, предусмотренные техническим заданием на создание системы) запрашиваются в проверяемой организации.
Исходя из целей и задач контрольного мероприятия по решению руководителя контрольного мероприятия (руководителя рабочей группы) государственным заказчиком работ по созданию (модернизации) информационной системы (или государственным заказчиком эксплуатации информационной системы) с участием функционального заказчика организуется и проводится демонстрация функциональных возможностей информационной системы, предусмотренных техническим заданием.
Проверка полноты реализации функциональных требований, изложенных в технических заданиях (требованиях) на создание (модернизацию) ИСиР возможна также с использованием удаленного доступа в информационную систему (отдельные подсистемы), предоставленного членам рабочей группы по соответствующему запросу.
4.1.3. Проверка соответствия разработанных и эксплуатируемых за счет средств бюджета города Москвы ИСиР требованиям к вводу в эксплуатацию информационных систем, создаваемых в городе Москве (утверждены распоряжением Правительства Москвы от 03.07.2012 N 342-РП*(23)).
Государственные заказчики создания информационных систем, разрабатываемых за счет средств бюджета города Москвы, осуществляют ввод указанных информационных систем в эксплуатацию после проведения государственных приемочных испытаний, подтверждающих готовность информационной системы к вводу в эксплуатацию, путем оформления правовых актов органов исполнительной власти города Москвы или локальных нормативных актов подведомственных органам исполнительной власти города Москвы организаций, на которые в соответствии с правовыми актами города Москвы возложены функции государственных заказчиков создания информационных систем.
Правовые акты о вводе в эксплуатацию информационных систем, государственным заказчиком создания которых не является ДИТ города Москвы, подлежат согласованию с ДИТ города Москвы.
В правовых актах о вводе в эксплуатацию информационных систем должны быть указаны, кроме прочего, следующие характеристики*(24):
- реквизиты государственного контракта, в соответствии с которым была создана информационная система, реквизиты акта приемочных испытаний;
- наименование структурного подразделения органа исполнительной власти города Москвы или подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации, которые обеспечивают: создание паспорта системы; регистрацию информационной системы в Едином реестре информационных систем и ресурсов города Москвы; принятие правового акта Правительства Москвы, утверждающего положение об информационной системе*(25); полномочия государственного заказчика эксплуатации информационной системы*(26);
- дата начала эксплуатации информационной системы.
4.1.4. Проверка достоверности и актуализации сведений, содержащихся в паспорте ИСиР, размещенном на Технологическом портале ДИТ города Москвы.
Основные требования к форме, содержанию, правилам формирования и актуализации сведений в паспортах информационных систем и паспортах программно-технических комплексов определены Порядком ведения Паспортов информационных систем и ресурсов города Москвы, утвержденным распоряжением ДИТ города Москвы от 01.07.2016 N 64-16267/16.
Инструкции, а также другие методические и информационные материалы по формированию паспортов информационных систем и паспортов программно-технических комплексов размещены на официальном сайте ДИТ города Москвы в информационно-коммуникационной сети Интернет в подразделе "Эксплуатация ИСиР" раздела "Документы"*(27).
Государственные заказчики, осуществляющие эксплуатацию ИСиР, ежегодно в срок с 1 декабря по 1 марта года, следующего за отчетным, уточняют сведения, содержащиеся в паспортах информационных систем и паспортах программно-технических комплексов, и несут ответственность за их достоверность*(28).
4.1.5. Проверка обеспечения учета ИСиР организации в Реестре информационных ресурсов и систем города Москвы.
Информационные ресурсы города Москвы подлежат учету путем регистрации содержащих эти ресурсы информационных систем (баз данных) в едином Реестре информационных ресурсов и систем города Москвы (далее - Реестр)*(29).
Положением о ДИТ города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 05.04.2011 N 105-ПП, функции оператора Реестра возложены на ДИТ города Москвы*(30).
Изменения в составе и объеме прав на ИСиР подлежат обязательному учету в Реестре путем представления оператору Реестра актуализированных правоустанавливающих и распорядительных документов, на основании которых указанные изменения произведены.
Сокращенная форма Реестра с указанием полного и краткого наименования ИСиР и регистрационного номера системы в Реестре размещается оператором Реестра по адресу: https://www.mos.ru/dit/documents/proekty-i-otchety/view/350220.
Выписка из Реестра с указанием органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего от имени города Москвы правомочия собственника информационной системы, являющегося оператором информационной системы и обеспечивающим ее эксплуатацию и развитие*(31), а также назначения информационной системы представляется ДИТ города Москвы по запросу КСП Москвы.
4.2. Проверка выполнения требований правовых актов, регламентирующих отражение в бухгалтерском учете и отчетности проверяемой организации операций по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию объектов нематериальных активов, а также затрат на создание, развитие (модернизацию) и эксплуатацию ИСиР
При проведении проверки в указанной части рекомендуется руководствоваться положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета), утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н.
4.2.1. Проверка вопросов отражения в бухгалтерском учете проверяемой организации нематериальных активов.
При проверке вопросов отражения в бухгалтерском учете нематериальных активов, исходя из тематики и периода проведения контрольного мероприятия, в проверяемой организации рекомендуется запросить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, являющиеся основанием для постановки на учет нематериальных активов, в том числе:
- инвентарные карточки учета нефинансовых активов;
- оборотно-сальдовые ведомости по счету 102 00 "Нематериальные активы";
- карточки количественно-суммового учета по забалансовому счету бухгалтерского учета 01 "Имущество, полученное в пользование";
- распоряжение о вводе (выводе) системы в (из) эксплуатацию(и), положение о системе;
- документы, подтверждающие возникновение у проверяемой организации исключительного права на нематериальный актив*(32) в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, выданные Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) свидетельства: о государственной регистрации базы данных информационной системы в Реестре баз данных, о государственной регистрации программы для ЭВМ (программного кода информационной системы) в Реестре программ для ЭВМ.
Особо отмечается, что эксплуатация информационной системы (и соответственно финансирование работ) без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности, не допускается*(33).
При проверке отражения в бухгалтерской отчетности организации эксплуатируемых ИСиР рекомендуется:
- проанализировать баланс*(34) проверяемой организации в части отражения нематериальных активов*(35);
- установить соответствие данных баланса показателям оборотно-сальдовых ведомостей по учету нематериальных активов;
- установить соответствие данных паспорта информационной системы данным бухгалтерского учета (в части стоимости разработки по финансовым периодам);
- установить факт изменения (увеличения) балансовой стоимости объекта нематериального актива по результатам завершенных работ по модернизации ИСиР*(36), в том числе работ по модернизации, проводимых в рамках государственных контрактов на эксплуатацию;
- проверить отражение на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование"*(37) используемых лицензионных программных продуктов*(38);
- проверить внесение изменений в паспорт информационной системы в части учета расходов на модернизацию ИСиР в проверяемом периоде (по накоплению, с указанием сумм расходов и реквизитов государственных контрактов);
- проверить своевременность отражения в регистрах бухгалтерского учета проверяемой организации объектов нефинансовых активов.
4.2.2. Проверка вопросов отражения в бухгалтерском учете проверяемой организации вложений в нематериальные активы.
Объекты нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость объектов нематериальных активов формируется на соответствующих счетах аналитического учета счета 106 02 "Вложения в нематериальные активы", где организация отражает все затраты, связанные с приобретением нематериальных активов. Сформированная при приобретении стоимость объекта нематериальных активов списывается с кредита указанных счетов в дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 102 00 "Нематериальные активы" (создание нематериального актива).
При проверке вопросов отражения в бухгалтерском учете организации вложений в нематериальные активы рекомендуется:
- установить факт наличия в учете организации вложений в нематериальные активы (счет 106 02);
- проверить соответствие данных баланса организации показателям оборотных ведомостей по учету вложений в нематериальные активы;
- проверить соответствие данных паспорта информационной системы данным бухгалтерского учета (в части стоимости разработки по годам);
- проверить отражение затрат, произведенных организацией по государственным контрактам, результатом которых является модернизация ИСиР, на счете 106 02 "Вложения в нематериальные активы"*(39);
- запросить информацию об определении перспективы дальнейшего использования результатов работ по созданию (модернизации) ИСиР для нужд города Москвы (в случае выявления фактов длительного неиспользования созданных за счет средств бюджета города Москвы ИСиР);
- установить причины непринятия управленческих решений по созданию нематериальных активов.
Выявленные факты длительного неиспользования созданных ИСиР, неопределенность перспектив их применения, отсутствие утвержденных положений об ИСиР и решений о вводе в эксплуатацию в совокупности влекут риски безрезультатных расходов средств бюджета города Москвы вследствие возможной невостребованности результатов работ по созданию ИСиР.
4.3. Проверка выполнения проверяемой организацией требований правовых актов по организации, осуществлению эксплуатации и выводу из эксплуатации ИСиР, находящихся в собственности города Москвы и используемых органами исполнительной власти города Москвы для выполнения государственных задач и функций
Расходы по эксплуатации информационных систем отражаются в бюджетном учете органа государственной власти в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н, в учете государственных (муниципальных) бюджетных учреждений - в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н.
4.3.1. Оценка организации эксплуатации ИСиР города Москвы.
Основные правила организации и осуществления эксплуатации автоматизированных ИСиР города Москвы определены Положением об эксплуатации автоматизированных информационных систем и ресурсов города Москвы*(40) (далее - Положение об эксплуатации ИСиР).
Состав работ (услуг) по эксплуатации ИСиР, а также их периодичность и требования к составу и квалификации обслуживающего персонала определяются в эксплуатационной документации на соответствующий информационный ресурс и/или систему.
Согласно Положению об эксплуатации ИСиР, эксплуатация ИСиР города Москвы включает следующие составляющие (группы/виды работ):
- системное и прикладное сопровождение ИСиР;
- техническое сопровождение аппаратного обеспечения ИСиР;
- системное сопровождение средств защиты информации;
- организация учебного процесса пользователей ИСиР;
- выполнение работ по удаленному обслуживанию информационных систем и программно-технических комплексов;
- закупка комплектующих, запасных частей для компьютерного оборудования; продление и/или расширение гарантийных обязательств на оборудование, входящее в состав ИСиР, и прочее компьютерное оборудование;
- модернизация ИСиР в части модернизации существующих функций (включая веб-сервисы) и элементов пользовательского интерфейса, а также в части разработки и/или модернизации отчетов, разработки/модернизации форматов обмена данными;
- сервисное обслуживание, обновление и адаптация используемых органами исполнительной власти города Москвы ИСиР, на которые приобретены неисключительные права на программное обеспечение;
- техническая поддержка аппаратного и программного обеспечения его производителем.
4.3.2. Оценка взаимодействия ДИТ города Москвы с органами исполнительной власти города Москвы и иными уполномоченными организациями.
Взаимодействие ДИТ города Москвы с органами исполнительной власти города Москвы и иными уполномоченными организациями, обеспечивающими эксплуатацию автоматизированных информационных систем, регулируется Порядком взаимодействия участников по организации и осуществлению эксплуатации ИСиР города Москвы (далее - Порядок взаимодействия)*(41).
Порядок взаимодействия определяет состав, форму, сроки и процедуры представления и рассмотрения в ДИТ города Москвы заявок органов исполнительной власти города Москвы на организацию эксплуатации ИСиР в очередном году.
Заявка на организацию эксплуатации ИСиР в очередном году представляется органами исполнительной власти города Москвы, обеспечивающими эксплуатацию ИСиР (по ИСиР, планируемым к вводу в промышленную эксплуатацию, - государственные заказчики разработки соответствующих ИСиР), ежегодно в срок до 1 марта соответствующего календарного года в виде электронного документа в ДИТ города Москвы, где рассматривается, согласовывается (при отсутствии замечаний) и консолидируется для расчета в установленном порядке объема бюджетных ассигнований на эксплуатацию ИСиР на очередной финансовый год и плановый период.
4.3.3. Проверка обоснованности определения стоимости работ (услуг) по эксплуатации ИСиР города Москвы.
При проверке обоснованности определения стоимости работ (услуг) по эксплуатации ИСиР рекомендуется:
- проверить наличие и обоснованность заявок на организацию эксплуатации ИСиР*(42) (включая проверку сроков подачи заявки, наличие замечаний и согласование поданной заявки со стороны ДИТ города Москвы);
- провести оценку соответствия количественных и стоимостных данных заявок показателям, отраженным в паспорте информационной системы и паспорте программно-технического комплекса (количество подсистем/баз данных, серверов, автоматизированных рабочих мест (АРМ) и иных показателей);
- проверить расчет планируемой стоимости работ (услуг) по эксплуатации, произведенный проверяемой организацией и указанный в заявке, на соответствие Порядку расчета планируемой стоимости работ (услуг) по эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы (далее - Порядок расчета планируемой стоимости), утвержденному совместным распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы и ДИТ города Москвы от 01.07.2016 N 18-Р/64-16-264/16*(43).
Порядок расчета планируемой стоимости применяется для определения стоимости работ (услуг) по эксплуатации ИСиР органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных казенных учреждений города Москвы при планировании объемов бюджетных ассигнований на эксплуатацию ИСиР, а также при формировании начальной (максимальной) цены государственных контрактов (далее - НМЦ) на выполнение указанных работ (услуг) и может быть использован для определения стоимости работ (услуг) по эксплуатации ИСиР государственных бюджетных учреждений города Москвы и государственных автономных учреждений города Москвы при планировании финансового обеспечения и формировании НМЦ государственных контрактов на выполнение указанных работ (услуг).
4.3.4. Проверка расчета стоимости работ (услуг) по эксплуатации ИСиР города Москвы.
Расчет стоимости работ (услуг) по эксплуатации ИСиР, согласно Порядку расчета планируемой стоимости, производится исходя из характеристик ИСиР, указанных в паспорте соответствующей информационной системы (паспорте программно-технического комплекса), корректирующих коэффициентов*(44), характеризующих уровень трудозатрат при эксплуатации различных ИСиР, стоимости единицы трудоемкости при выполнении работ (оказании услуг) по эксплуатации ИСиР с учетом налога на добавленную стоимость.
Согласно Порядку расчета планируемой стоимости, стоимость работ (услуг) по эксплуатации включает следующие составляющие:
- стоимость поддержки пользователей ИСиР;
- стоимость прикладного администрирования ИСиР;
- стоимость системного администрирования ИСиР;
- стоимость адаптационного сопровождения и модернизации ИСиР;
- стоимость сопровождения и поддержки аппаратного и программного обеспечения ИСиР.
Расчет каждой из составляющих стоимости работ (услуг) по эксплуатации приведен в соответствующих разделах Порядка расчета планируемой стоимости.
При проведении контрольного мероприятия следует обратить внимание на п. 5.4. Порядка расчета планируемой стоимости, в соответствии с которым годовая (максимальная) стоимость адаптационного сопровождения и модернизации () не должна превышать предельный уровень, соответствующий 9,0 процента от стоимости работ (услуг) по созданию, развитию, модернизации и внедрению данной ИСиР, в соответствии с заключенными государственными контрактами за предыдущие пять лет до года, в котором проводится расчет планируемой стоимости.
Годовая (максимальная) стоимость адаптационного сопровождения и модернизации рассчитывается следующим образом:
где - стоимость работ (услуг) по созданию, развитию, модернизации и внедрению ИСиР в соответствии с заключенными государственными контрактами в i-м году (предшествующем году, в котором проводится расчет), указанная в паспорте информационной системы*(45).
4.3.5. Финансовое обеспечение эксплуатации ИСиР и проверка формирования объема бюджетных ассигнований на эксплуатацию ИСиР.
Финансовое обеспечение эксплуатации ИСиР органами исполнительной власти города Москвы и подведомственными им государственными казенными учреждениями города Москвы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим органам исполнительной власти города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период в рамках соответствующих мероприятий Государственной программы города Москвы "Информационный город".
Финансовое обеспечение эксплуатации ИСиР Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и подведомственными ему государственными казенными учреждениями города Москвы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы".
Финансовое обеспечение эксплуатации ИСиР государственными бюджетными и автономными учреждениями города Москвы осуществляется за счет предоставляемых органами исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которых находятся данные учреждения, в установленном порядке бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания.
Расходы бюджета города Москвы на организацию и обеспечение эксплуатации ИСиР органов исполнительной власти города Москвы отражаются по целевой статье 12 В 04 00000 "Организация и обеспечение эксплуатации информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти города Москвы"*(46) в рамках подпрограммы "Развитие отрасли информационных технологий и связи и формирование общедоступной информационно-коммуникационной среды в городе Москве" Государственной программы города Москвы "Информационный город"*(47).
Расходы бюджета города Москвы на эксплуатацию ИСиР, производимые Московской городской Думой, Контрольно-счетной палатой Москвы, Московской городской избирательной комиссией, Уполномоченным по правам человека в городе Москве и его аппаратом, отражаются по целевой статье 35 И 01 00100 "Расходы, связанные с эксплуатацией информационных систем и ресурсов, не включенные в государственные программы".
Консолидированная информация об эксплуатации ИСиР, сформированная ДИТ города Москвы на основании согласованных заявок органов исполнительной власти города Москвы на организацию эксплуатации ИСиР, является основанием для расчета объема бюджетных ассигнований на эксплуатацию ИСиР на очередной финансовый год и плановый период (п. 18 Положения об эксплуатации ИСиР).
При проверке вопросов обоснованности и полноты бюджетного обеспечения действующих и вновь принимаемых расходных обязательств на эксплуатацию ИСиР*(48) рекомендуется (выборочно) запрашивать в проверяемой организации обоснования заявленной потребности бюджетных ассигнований на эксплуатацию ИСиР (заявки), представленные и согласованные ДИТ города Москвы с учетом положений Порядка взаимодействия. Проверка по указанным вопросам проводится, в том числе в ходе экспертизы проектов законов города Москвы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, проектов государственных программ города Москвы в части расходов на эксплуатацию ИСиР.
При этом необходимо проанализировать реализацию главными распорядителями бюджетных средств города Москвы требований действующего порядка планирования бюджетных ассигнований на эксплуатацию ИСиР, установленного Положением об эксплуатации ИСиР.
4.3.6. Проверка деятельности операторов ИСиР (уполномоченных органов) при выводе ИСиР города Москвы из эксплуатации.
При проверке деятельности органов исполнительной власти города Москвы при выводе ИСиР города Москвы из эксплуатации рекомендуется руководствоваться положениями Порядка вывода информационных систем города Москвы из эксплуатации*(49), при этом необходимо установить основания вывода, а именно:
- завершение срока эксплуатации информационной системы города Москвы, в случае если такой срок был установлен правовым актом Правительства Москвы, при принятии решения ДИТ города Москвы о нецелесообразности его продления;
- нецелесообразность эксплуатации информационной системы города Москвы, в том числе ввиду несоответствия программно-технических средств современным технологическим решениям, изменения правового регулирования, принятия управленческих решений, а также наличия иных изменений (правовых, экономических, управленческих факторов);
- неэффективность эксплуатации информационной системы города Москвы с финансово-экономической точки зрения.
4.4. Проверка выполнения требований по защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в информационных системах города Москвы
В ходе проверки рекомендуется руководствоваться положениями Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) Российской Федерации от 11.02.2013 N 17.
В проверяемой организации рекомендуется следующая последовательность действий*(50).
4.4.1. Проверить (запросить) наличие необходимых сертификатов и аттестатов соответствия информационной системы по защите информации, а также акта классификации защищенности информационной системы.
4.4.2. Проверить организацию защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы. При этом у проверяемой организации рекомендуется запросить эксплуатационную документацию и организационно-распорядительные документы по обеспечению информационной безопасности (положение по информационной безопасности организации, модели угроз/нарушителя информационной безопасности, приказ о назначении администратора информационной безопасности и его должностную инструкцию).
4.4.3. Проверить обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации аттестованной информационной системы или после принятия решения об окончании в ней обработки информации на предмет:
- архивирования информации, содержащейся в информационной системе;
- уничтожения (стирания) данных и остаточной информации с машинных носителей информации и (или) уничтожения машинных носителей информации. При выводе из эксплуатации машинных носителей информации, на которых осуществлялись хранение и обработка информации, осуществляется физическое уничтожение этих машинных носителей информации с комиссионным оформлением результатов работ.
5. Заключительный этап проверки расходов на организацию и обеспечение эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы при проведении контрольных мероприятий
На заключительном этапе обобщаются полученные результаты, формируются выводы и устанавливаются причины выявленных недостатков и нарушений, формулируются предложения (рекомендации), направленные на их устранение.
Основные выводы по результатам работ, как правило, включают оценку:
- соблюдения требований законодательства на этапах создания и ввода в эксплуатацию ИСиР;
- законности расходов на создание (модернизацию) ИСиР;
- соблюдения требований законодательства при организации учета результатов работ по созданию (модернизации) ИСиР;
- полноты реализации функциональных требований, изложенных в технических заданиях (требованиях) на создание (модернизацию) ИСиР;
- соблюдения требований законодательства при организации эксплуатации ИСиР;
- обоснованности бюджетной потребности на эксплуатацию ИСиР;
- обоснованности НМЦ торгов на эксплуатацию ИСиР;
- законности расходов на эксплуатацию ИСиР;
- целесообразности развития ИСиР и/или дальнейшей эксплуатации ИСиР.
Представленный в настоящих Методических рекомендациях перечень задач, которые необходимо решить в ходе проверки расходов на эксплуатацию ИСиР, не является исчерпывающим и уточняется исходя из целей, задач и предметной области конкретного контрольного мероприятия.
------------------------------
*(1) В отдельных случаях эксплуатация информационных систем и ресурсов города Москвы может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
*(2) Положение о Едином реестре информационных ресурсов и систем города Москвы, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 24.06.2003 N 496-ПП (далее - Положение, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 24.06.2003 N 496-ПП).
*(3) Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
*(4) Закон города Москвы от 24.10.2001 N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" (далее - Закон города Москвы от 24.10.2001 N 52).
*(5) Положение о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 N 365 (далее - Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 N 365).
*(6) Положение, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 24.06.2003 N 496-ПП.
*(7) Закон города Москвы от 24.10.2001 N 52.
*(8) Закон города Москвы от 24.10.2001 N 52.
*(9) Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 N 365.
*(10) Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 N 365.
*(11) Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 N 365.
*(12) http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html.
*(13) https://zakupki.mos.ru/#/.
*(14) http://www.spark-marketing.ru.
*(15) Например, при проверке вопросов финансового обеспечения эксплуатации ИСиР государственных бюджетных и автономных учреждений города Москвы с использованием функционала АСУ ГФ формируются выгрузки: отраслевых (базовых) и ведомственных перечней (до 2017 года включительно), региональных перечней (классификаторов) (начиная с 2018 года), государственных заданий, соглашений о порядке и условиях предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям города Москвы субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и иных сведений, исходя из целей и задач контрольного мероприятия (https://asugf.mos.ru). Следует обратить внимание, что государственные задания на эксплуатацию ИСиР доводятся до бюджетных учреждений, которым передана часть полномочий операторов ИСиР.
*(16) https://www.mos.ru/dit/documents/proekty-i-otchety/view/350220.
*(17) https://techportal.mos.ru/sites/dep-exp/default.aspx.
*(18) В соответствии с действующими регламентами информационного взаимодействия КСП Москвы с Департаментом финансов города Москвы и Департаментом города Москвы по конкурентной политике.
*(19) Годовые отчеты о реализации государственной программы города Москвы "Информационный город" и государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы" (в части расходов бюджета города Москвы на организацию и обеспечение эксплуатации ИСиР Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы).
*(20) Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ч. 2 ст. 14).
*(21) Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ, Закон города Москвы от 24.10.2001 N 52, Положение об органе исполнительной власти города Москвы, устав организации.
*(22) Координатор Государственной программы города Москвы "Информационный город".
*(23) "О требованиях к вводу в эксплуатацию информационных систем, создаваемых в городе Москве".
*(24) Распоряжение Правительства Москвы от 03.07.2012 N 342-РП.
*(25) Согласно распоряжению Правительства Москвы от 03.07.2012 N 342-РП, пункт включается, если на дату принятия правового акта органа исполнительной власти города Москвы или локального нормативного акта подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации о вводе в эксплуатацию информационной системы не принят правовой акт Правительства Москвы, содержащий положение об информационной системе.
*(26) Указываются в случае отсутствия оснований для принятия правового акта Правительства Москвы, содержащего положение об информационной системе.
*(27) https://www.mos.ru/dit/documents/ekspluatatciia-isir/.
*(28) Пункты 6, 8 Порядка ведения Паспортов информационных систем и ресурсов города Москвы.
*(29) Закон города Москвы от 24.10.2001 N 52 (ст. 7).
*(30) Пункт 6.1. Положения о ДИТ города Москвы.
*(31) Указанные характеристики, как правило, определяется в документе, утверждающем положение об информационной системе.
*(32) Датой принятия к бухгалтерскому учету объекта нематериального актива признается момент возникновения исключительного права соответствующего публично-правового образования в лице учреждения на данный объект в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 64 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета).
*(33) Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ч. 7 ст. 14).
*(35) Счет 102 00 "Нематериальные активы".
*(36) Пункт 27 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.
*(37) Согласно п. 32 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета нематериальные активы (программное обеспечение), полученные в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, отражаются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
*(38) Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18.03.2016 N 02-07-10/15362 "Об отражении в бюджетном учете программного продукта, полученного в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии".
*(39) Пункт 127 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.
*(40) Утверждено постановлением Правительства Москвы от 07.02.2012 N 26-ПП.
*(41) Утвержден и введен в действие с 01.07.2016 распоряжением ДИТ города Москвы от 01.07.2016 N 64-16-265/16.
*(42) Пункт 8 Положения об эксплуатации автоматизированных информационных систем и ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 07.02.2012 N 26-ПП.
*(43) До 01.07.2016 расчет стоимости работ на эксплуатацию ИСиР производился, в том числе, с применением сборника расценок на техническое и сервисное обслуживание информационных систем и ресурсов органов власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений, утвержденного распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 03.08.2007 N 30-Р.
*(44) ДИТ города Москвы ежегодно в срок до 1 декабря уточняет коэффициенты и показатели, используемые для расчетов в соответствии с Порядком расчета планируемой стоимости в следующем календарном году, и доводит их до сведения органов исполнительной власти города Москвы, обеспечивающих эксплуатацию ИСиР, путем размещения на официальном сайте ДИТ города Москвы в информационно-коммуникационной сети Интернет. Порядок определения и актуализации показателей и коэффициентов устанавливается распорядительным документом ДИТ города Москвы (п.п. 4.1, 4.2. Порядка взаимодействия).
*(45) В запросе в адрес проверяемой организации, возможно, потребуется указать представление сведений о расходах на создание/модернизацию проверяемых ИСиР за прошедший пятилетний период.
*(46) Указания о порядке применения целевых статей расходов бюджета города Москвы, утвержденные приказом Департамента финансов города Москвы от 30.12.2016 N 337 "О порядке применения бюджетной классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и утверждении Перечня главных распорядителей бюджетных средств" (действует с 30.12.2016).
*(47) За исключением расходов бюджета города Москвы на организацию и обеспечение эксплуатации ИСиР Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
*(48) Включая анализ полноты, достоверности и актуальности данных, используемых при формировании обоснований бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств.
*(49) Утвержден постановлением Правительства Москвы от 24.03.2015 N 144-ПП.
*(50) В установленном порядке к участию в контрольном мероприятии могут привлекаться специалисты других организаций и (или) независимые эксперты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации "Проверка расходов на организацию и обеспечение эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы" (утв. приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 11 октября 2017 г. N 58/01-05)
Текст Методических рекомендаций официально опубликован не был