Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в городе Москве осуществляется на региональном, отраслевом (межотраслевом), территориальном (окружном) и локальном уровнях системы социального партнерства.
С 1992 года заключается Московское трехстороннее соглашение, которое, начиная с 2013 года, принимается на трехгодичный период.
Следует отметить динамику в области развития отраслевой системы социального партнерства. Только за последние полгода в отраслях города заключены 2 новых соглашения.
Так, по состоянию на 1 апреля 2018 года в городе Москве зарегистрированы 10 отраслевых соглашений и 1 межотраслевое соглашение. Социальным партнерством охвачены сферы: образования; здравоохранения; культуры; промышленности, научно-технической и инновационной деятельности, спорта и туризма, строительства, торговли, бытовых услуг, ЖКХ и транспорта. Работа в этом направлении продолжается.
Следующим этапом развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в городе Москве является совместная работа по заключению в организациях коллективных договоров и контролю за их выполнением.
По состоянию на 31 декабря 2017 года на территории города Москвы действовало 3 352 коллективных договора, прошедших уведомительную регистрацию. При этом, в 2017 году на уведомительную регистрацию в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы поступило 2100 коллективных договоров и изменений и дополнений к ним, в том числе 848 коллективных договоров и 1252 изменений и дополнений к ним.
Наибольшее количество коллективных договоров, представленных на уведомительную регистрацию в 2017 году, заключено в организациях Центрального административного округа города Москвы - 27%.
По отраслевой принадлежности организаций коллективные договоры распределились следующим образом: организации образования (детские сады, средние общеобразовательные школы, колледжи, гимназии и т.д.) - 33,5%; организации здравоохранения - 19,5%; организации науки и научного обслуживания - 5,3%; организации промышленности - 5,2%; организации культуры и искусства - 5%; строительные организации - 4%; организации транспорта и связи - 2,5%; организаций жилищно-коммунального хозяйства - 2%; прочие организации - 23%.
Также по состоянию на 31 декабря 2017 года на территории города Москвы действовало 30 соглашений, прошедших уведомительную регистрацию. Сначала 2017 года проведена уведомительная регистрация 1 межотраслевого и 1 отраслевого соглашений, а также 7 дополнений к соглашениям.
Сторонами социального партнерства осуществляется проверка коллективных договоров и соглашений, оказываются консультации по содержанию и процедуре их заключения и реализации.
Анализ проведения коллективно-договорной компании и итогов мероприятий по заключению соглашений в 2017 году выявил ряд проблем, снижающих эффективность коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в городе Москве. В том числе: отмечаются случаи несоблюдения регламента заключения соглашений и коллективных договоров по срокам проведения переговоров, порядка их ведения, внесения изменений и дополнений.
В ряде соглашений и коллективных договорах не указываются конкретные социально-экономические показатели и механизмы их реализации, не вносятся корректировки с учетом принимаемых изменений трудового законодательства, замечаний органа по труду, осуществляющего их уведомительную регистрацию, и пунктов, рекомендуемых для включения решением Московской трехсторонней комиссией.
Сохраняется тенденция снижения числа действующих, прошедших уведомительную регистрацию коллективных договоров и соглашений (в 1997 году - 6742 коллективных договора; в 2017 году - 3 352 коллективных договора).
В связи с этим сторонам социального партнерства города необходимо разработать и реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в городе Москве и поддержки организаций города Москвы, развивающих принципы социального партнерства.
Московская трехсторонняя комиссия решила:
1. Сторонам социального партнерства:
1.1. Рекомендовать заключать коллективные договоры и отраслевые соглашения во всех сферах экономической деятельности города Москвы.
1.2. В рамках реализации п. 7.27 Московского трехстороннего соглашения на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей подготовить до 1 декабря 2018 г. предложения по детализации единого подхода по оказанию финансовой и иной поддержки организациям.
1.3. Рекомендовать при проведении коллективных переговоров по заключению отраслевых (межотраслевых) соглашений учитывать положение п. 4.1. ст. 13 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей".
1.4. В течение 2018 года провести отраслевые совещания с работодателями города Москвы по вопросам социальной ответственности предпринимательства, развития отраслевой системы социального партнерства и заключения отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров.
1.5. Подготовить предложения по механизму распространения практики социального партнерства среди организаций города Москвы, вовлечения работодателей в систему социального партнерства и заключению коллективных договоров,
2. Рекомендовать Московской Федерации профсоюзов и Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей):
2.1. Инициировать переговоры по заключению соглашений и коллективных договоров в рамках реализации обязательств сторон, предусмотренных Московским трехсторонним соглашением и решениями Московской трехсторонней комиссии.
2.2. Проводить анализ коллективных договоров по содержанию дополнительных социальных гарантий и благоприятных условий труда работников в городе Москве.
2.3. Осуществлять контроль за соблюдением порядка заключения коллективных договоров и соглашений по срокам проведения переговоров, порядка их ведения, внесения изменений и дополнений.
2.4. Осуществлять контроль за внесением изменений и дополнений в коллективные договоры и соглашения в соответствии с вступившими в силу нормативными правовыми актами и замечаниями органа по труду, осуществляющего уведомительную регистрацию соглашений и коллективных договоров.
3. Рекомендовать отраслевым органам исполнительной власти города Москвы, соответствующим отраслевым профсоюзным объединениям города Москвы и соответствующим отраслевым объединениям работодателей, не имеющим отраслевые соглашения, провести переговоры и заключить отраслевые соглашения.
4. Рекомендовать окружным и отраслевым (межотраслевым) комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений направить в Секретариат Московской трехсторонней комиссии до 1 июня 2018 г. информацию о планах работы на II полугодие и выполнении решений комиссии за I полугодие 2018 года.
Мэр Москвы |
С.С. Собянин |
Председатель |
М.И. Антонцев |
Председатель |
Е.В. Панина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 18 апреля 2018 г. "О коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений в городе Москве"
Текст решения опубликован на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 31.05.2018, в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", июнь 2018 г., N 31 (дата выхода номера в свет 05.06.2018)