Решение Московского городского суда от 6 февраля 2018 г. N 3а-190/2018
Московский городской суд
в составе судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
при секретаре Орлове А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-190/2018 по административному исковому заявлению Акционерного общества "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" о признании недействующим пункта 19393 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", установил:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". В результате внесенных изменений Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года, тем самым, Правительством Москвы утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на налоговый период 2017 года (далее также Перечень на 2017 год). Постановление N 789-ПП опубликовано 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещено 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 19393 названного Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:08:0011001:1130, общей площадью 12095,6 кв. м, расположенное по адресу: город Москва, ....
В настоящее время в названное постановление внесены изменения постановлениями Правительства Москвы от 31 марта 2015 года N 153-ПП, от 29 апреля 2015 года N 254-ПП, от 30 июня 2015 года N 387-ПП, от 29 июля 2015 года N 466-ПП, от 27 октября 2015 года N 705-ПП, от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 15 декабря 2015 года N 874-ПП, от 17 мая 2016 года N 252-ПП, от 26 июля 2016 года N 456-ПП, от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 6 декабря 2016 года N 828-ПП, от 28 марта 2017 года N 132-ПП, от 25 июля 2017 года N 486-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 19 декабря 2017 года N 1046-ПП.
Акционерное общество "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" (далее АО "СНИИП") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, в котором просило признать недействующим пункт 19393 Перечня на 2017 год.
Требования мотивированы тем, что административный истец входит в перечень стратегических организаций, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 1226-р. Административный истец является разработчиком и поставщиком оборудования для объектов использования атомной энергии, основными видами деятельности является поставка, монтаж, наладка оборудования для нужд Министерства обороны Российской Федерации, для атомных электростанций в России и за рубежом. Административный истец является режимным предприятием, имеет более 20 лицензий и сертификатов для ведения основного вида деятельности, в том числе лицензии на конструирование и изготовление оборудования для судов и иных плавсредств с ядерными реакторами, на конструирование и изготовление оборудования для атомных станций и пр. Спорное нежилое здание общей площадью 12 095,6 кв. м с кадастровым номером 77:08:0011001:1130, расположенное по адресу: г. Москва, ..., принадлежит административному истцу на праве собственности. Указанное нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по техническому паспорту нежилое здание является "административно-лабораторным комплексом", расположено на земельном участке площадью 35646 кв. м с кадастровым номером 77:08:0011001:4843 с видом разрешенного использования "для эксплуатации научного центра". Все здания, расположенные на указанном земельном участке, составляют инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимы от единого производственного комплекса. Территория, на которой расположено здание, является режимным объектом, само здание является объектом гражданской обороны. Общая площадь здания составляет 12 095,6 кв. м. В аренду сдаются 3 966,6 кв. м, из которых площадь помещений в 2394,4 кв. м используются арендаторами, осуществляющими производственную деятельность, площадь помещений в 1 572, 2 кв. м используется арендаторами под офисы, что составляет 15,10% общей площади спорного здания. Остальная площадь помещений в здании в 8129 кв. м используется непосредственно административным истцом для осуществления основных видов деятельности, в здании располагаются службы, деятельностью которых является обслуживание производства, конструкторы, административный персонал. Основная часть арендаторов, занимающая 2394,4 кв. м площади спорного здания, осуществляет научную и производственную деятельность, которая непрерывно связана с деятельностью в области поставки продукции для нужд Гособоронзаказа и поставок оборудования на атомные станции. Таким образом, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта для размещения офисов использовалось менее 20% общей площади здания. С учетом изложенного, включение спорного нежилого здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, является незаконным, поскольку это противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности, незаконно обязывает уплачивать налог на имущество организации исходя из кадастровой стоимости здания.
Представители административного истца АО "СНИИП" (по доверенности) Демьянова Т.С., Сергеев В.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) Снегирева А.С. в судебное заседание явилась, требования административного истца не признала, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемое нормативное положение не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца. Спорное нежилое здание включено в пункт 19393 Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения. Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведены мероприятия по обследованию спорного нежилого здания, по результатам которых составлен акт обследования от 31 августа 2015 года за N 9080320/ОФИ, согласно которому здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, так как 32,65% от площади здания занимают офисные помещения. В акте содержится фототаблица, из которой видно, что помещения в здании сдаются в аренду другим организациям. Кроме того, по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц в юридически значимый период в здании находились арендаторы: АНО "ИЗИНТЕХ", АНО "ЦСС", общество с ограниченной ответственностью "ГР", общество с ограниченной ответственностью "ИДТЕХНОЛОГИИ", общество с ограниченной ответственностью "ЛЮМИНАРЕКС", общество с ограниченной ответственностью "МХС ГРУПП".
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего необходимым административное исковое заявление удовлетворить, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2017 год определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и абзацу 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. В частности, этой нормой установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых приведен в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
При таких обстоятельствах, Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для определения, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость. С учетом изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, что соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Правительства Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо размещаются (публикуются) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП опубликовано 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, а также размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru. Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" опубликовано 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещено 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП, от 29 ноября 2016 года N 789-ПП подписаны Мэром Москвы.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт и утвержденный им Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, был размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (до 2017 года) по налогу на имущество организаций в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приказом ФНС России от 28 ноября 2014 года N ММВ-7-11/604@ определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к приказу).
Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП соответствует названному приказу ФНС России.
При таких обстоятельствах, оспариваемый нормативный правовой акт введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о соблюдении Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.
Проверяя соответствие оспариваемого пункта 19393 Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 11990,2 кв. м с кадастровым номером 77:08:0011001:1130 по адресу: г. Москва, ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 29 декабря 2008 года. Однако согласно выписке из технического паспорта на здание (строение) от 01 августа 2014 года, экспликации Савеловского ТБТИ от 01 августа 2014 года, кадастровому паспорту здания от 27 ноября 2008 года, фактически общая площадь спорного здания составляет 12 095, 6 кв. м, так как здание состоит из пяти этажей, одного подземного этажа, а также имеет технический этаж общей площадью 112,8 кв. м, нежилое здание является "административно-лабораторным комплексом".
Спорное здание расположено на земельном участке площадью 35646 кв. м с кадастровым номером 77:08:0011001:4843 с видом разрешенного использования "для эксплуатации научного центра", что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 12 февраля 2015 года.
Таким образом, включение спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, затрагивает права административного истца в сфере экономической деятельности и предоставляет ему право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что спорное нежилое здание включено в оспариваемый пункт Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку более 20 процентов его общей площади используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При этом фактическое использование нежилого здания и помещений в нем для размещения офисов в целях делового, административного или коммерческого назначения установлено Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее Государственная инспекция по недвижимости города Москвы) в результате проведенных мероприятий по обследованию спорного нежилого здания. Так, на основании поручения инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы Строганов С.М. и Чернявский Ю.А. провели мероприятия по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений в нем по адресу: г. Москва, ..., по результатам которых составлен акт о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 31 августа 2016 года N 9080320/ОФИ.
Из содержания данного акта усматривается, что обследование проведено с доступом в нежилое здание. При осмотре установлено, что под размещение офисов используется 3 912,42 кв. м, что составляет 32,65% общей площади объекта нежилого здания. На основании изложенного инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы пришли к заключению, что здание и нежилые помещения в нем фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. К акту приложена фототаблица, на фотографиях изображены: фасад здания, кабинеты, производственные и складские помещения, объявления о нахождении в помещениях в здании АО "СНИИП", ООО "Фотографика", ООО "СНИИП-АСКУР", ООО "ИФ СНИИП АТОМ", ООО "Сервис Колор", ООО "Принт Инжиниринг", ООО "АФ-Дизайн", "Центр СК Вектор", ООО "ТЕХИНКОМ", АО "МРО "ТЕХИНКОМ", Научно-техническая библиотека.
Оценивая акт Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 31 августа 2016 года N 9080320/ОФИ в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 года N 184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Пунктами 3.4-3.5 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов.
С учетом приведенных норм права, Государственная инспекция по недвижимости города Москвы наделена правом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от права собственности. Вместе с тем, предоставленный суду акт Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 31 августа 2016 года N 9080320/ОФИ не соответствует приведенным требованиям Порядка, поскольку в нем не приведены выявленные признаки размещения офисных помещений, соответствующих пункту 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (в редакции, действующей на момент проведения обследования здания и принятия оспариваемого нормативного правового акта) под офисом понимается - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Как усматривается из акта обследования, сотрудники Государственной инспекции по недвижимости города Москвы отнесли к офисам площадь здания в размере 3912,42 кв. м, несмотря на сведения приложенной к акту экспликации к поэтажному плану здания, согласно которой помещения в здании имеют учебно-научное, учрежденческое назначение, характеристика комнат и помещений в основном: лаборатория, кабинеты, мастерская, служебное. При этом в акте не приведены выявленные признаки размещения офисных помещений, соответствующих пункту 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, т.е. имеющих самостоятельное офисное значение и не предназначенных для производства продукции.
В ходе рассмотрения административного дела административным истцом не оспаривался факт сдачи помещений в здании сторонним организациям. На основании анализа предоставленных административным истцом перечней организаций-арендаторов, схемы расположения арендаторов на поэтажном плане, договоров аренды и актов приема-передач, схем размещения арендаторов на поэтажном плане, лицензий, фотографий помещений, в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу, что административный истец в юридически значимый период сдавал в аренду нежилые помещения здания:
- под размещение офисов площадью 1572,20 кв. м, в частности: по договору аренды N 87371 от 01 ноября 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "АВТОТЕХНОТРЕЙД" передано помещение площадью 188,7 кв. м; по договору аренды N 87366 от 01 октября 2015 года индивидуальному предпринимателю Антонову Ю.П. передано помещение площадью 36,80 кв. м; по договору аренды N 87310 от 25 февраля 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "БАЗИС" передано помещение площадью 55,20 кв. м; по договору аренды N 87375 от 24 октября 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "ВАРНА" передано помещение площадью 25,20 кв. м; по договору аренды N 87374 от 12 октября 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛ РЕСУРС" передано помещение площадью 75,80 кв. м; по договору аренды N 87358 от 08 августа 2016 года некоммерческому партнерству "Европейское Азиатское объединение транспортных операторов" передано помещение площадью 37,6 кв. м; по договору аренды N 87331 от 21 июля 2016 года индивидуальному предпринимателю Чигасову В.Г. передано помещение площадью 29,10 кв. м; по договору аренды N 87325 от 29 апреля 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "КСИ "ЦЕНТР" передано помещение площадью 37,50 кв. м; по договору аренды N 87381 от 01 декабря 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "Легенда" передано помещение площадью 19,60 кв. м; по договору аренды N 87339 от 01 июня 2016 года акционерному обществу "Межрегиональное объединение "ТЕХИНКОМ" передано помещение площадью 330,90 кв. м; по договору аренды N 87346 от 01 июня 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "Промавтоматика" передано помещение площадью 18,40 кв. м; по договору аренды N 87333 от 16 мая 2016 года закрытому акционерному обществу "РусЭлектронПроект" передано помещение площадью 23,40 кв. м; по договору аренды N 87340 от 01 июня 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "Сервис Колор" передано помещение площадью 34,60 кв. м; по договору аренды N 87357 от 21 июля 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "СТРОЙСЕРВИС+" передано помещение площадью 52,90 кв. м; по договору аренды N 87330 от 29 апреля 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "Стройсервис" передано помещение площадью 117,3 кв. м; по договору аренды N 87312 от 01 апреля 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "ТД "ТЕХИНКОМ" передано помещение площадью 295,20 кв. м; по договору аренды N 87369 от 01 октября 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "Техсервис" передано помещение площадью 37,10 кв. м; по договору аренды N 87353 от 01 июня 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "ТОРЭЛЛ" передано помещение площадью 43,90 кв. м; по договору аренды N 87380 от 01 декабря 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "ФИЗИОЭСТЕТИКА" передано помещение площадью 74,30 кв. м; по договору аренды N 87379 от 21 ноября 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "Универсальная чайная компания" передано помещение площадью 38,70 кв. м;
- под производство помещения площадью 2394,40 кв. м, в частности:
по договору аренды N 87308 от 01 марта 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "АТОМПРИБОР" передано помещение площадью 37 кв. м. Арендатор осуществляет деятельность, связанную с производством приборов радиационного контроля, что подтверждается письмом организации от 09 июня 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации;
по договору аренды N 87335 от 01 июня 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "СНИИП-АУНИС" передано помещение площадью 135 кв. м. Арендатор осуществляет деятельность, связанную с производством приборов радиационного контроля, что подтверждается письмом организации от 09 июня 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений и образцов изготовляемой продукции, договором поставки, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации;
по договору аренды N 87354 от 26 июня 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "АФ Дизайн" передано помещение площадью 53,40 кв. м. Арендатор осуществляет производственную деятельность (типография офсетной печати) по выпуску полиграфической продукции, что подтверждается письмом организации от 05 июня 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации;
по договору аренды N 87323 от 29 апреля 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "ГРИН СТАР ИНСТРУМЕНТС" передано помещение площадью 191,7 кв. м. Арендатор осуществляет деятельность по разработке и производству спектрометрических комплексов и других средств измерений, что подтверждается письмом организации от 13 июня 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений и образцов изготовляемой продукции, договорами заказа, поставки оборудования, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации;
по договору аренды N 87322 от 29 апреля 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие "ГРИН СТАР ТЕХНОЛОДЖИЗ" передано помещение площадью 94,40 кв. м. Арендатор осуществляет деятельность по разработке и производству приборов контроля и регулирования технологическими процессами, в том числе в атомной отрасли, что подтверждается письмом организации от 13 июня 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений и образцов изготовляемой продукции, договорами заказа, поставки оборудования, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации;
по договору аренды N 87367 от 01 октября 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "Ивика" передано помещение площадью 18,4 кв. м. Арендатор осуществляет разработку программного обеспечения и консультирование в этой области, что подтверждается письмом организации от 14 июня 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации;
по договору аренды N 87343 от 01 июня 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "ИнжиНЭТ" передано помещение площадью 117,30 кв. м. Арендатор осуществляет деятельность в области связи на базе проводных технологий, что подтверждается сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений, договором на оказание услуг, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации;
по договору аренды N 87370 от 01 ноября 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "Принт Инжиниринг" передано помещение площадью 26 кв. м. Арендатор осуществляет издательскую деятельность, изготовление печатных форм, что подтверждается письмом организации от 13 июня 2017 года, сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, штатным расписанием, счет-договором;
по договорам аренды N 87373 от 01 декабря 2016 года, N 87350 от 01 июня 2016 года акционерному обществу "Центр СК-Вектор" переданы помещения площадью 242,8 кв. м и 167,20 кв. м. Арендатор осуществляет деятельность по проектированию, изготовлению комплексов и оборудования для осуществления воздушного, радиационного и экологического мониторинга, что подтверждается письмом организации от 13 июня 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений, государственным контрактом, контрактом на выполнение работ, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации;
по договору аренды N 87359 от 06 июля 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "СНИИП-АСКРО" передано помещение площадью 15,8 кв. м. Арендатор осуществляет научные исследования и разработку в области естественных и технических наук (разработка, производство и поставка приборов для АЭС), что подтверждается письмом организации от 07 июня 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них; договорами поставки, возмездного оказания услуг, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации;
по договору аренды N 87337 от 01 июня 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "СНИИП-АСКУР" передано помещение площадью 417,70 кв. м. Арендатор осуществляет научные исследования и разработку в области естественных и технических наук (конструирование оборудования для ядерных установок, изготовление оборудования для атомных станций, создание систем внутриреакторного контроля для ядерных реакторов АЭС), что подтверждается письмом организации от 06 июня 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений; договорами поставки, возмездного оказания услуг, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации;
по договорам аренды N 87362 от 15 сентября 2016 года, N 87328 от 29 апреля 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "Инновационная фирма СНИИП АТОМ" переданы помещения площадью 419,2 кв. м, площадью 116,1 кв. м. Арендатор осуществляет производственную и научно-техническую деятельность, в том числе разработку программного обеспечения для программно-технических комплексов, применяемых для систем контроля энергоблоков АЭС, проектирование и тестирование элементов ПТК, что подтверждается письмом организации от 08 июня 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой в них деятельности, договорами поставки оборудования и выполнения работ, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации;
по договору аренды N 87314 от 01 апреля 2016 года закрытому акционерному обществу "СНИИП-КОНВЭЛ" передано помещение площадью 158,9 кв. м. Арендатор осуществляет деятельность по производству приборов и аппаратуры для контроля и измерения электрических величин, ионизирующих излучений и параметров электросвязи, что подтверждается письмом организации от 08 июня 2017 года, сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой в них деятельности, фотографиями арендованных помещений и изготовляемой продукции; государственным контрактом на поставку оборудования, договором оказания услуг по ремонту оборудования, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации;
по договору аренды N 87324 от 29 апреля 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "Фотографика" передано помещение площадью 73,70 кв. м. Арендатор осуществляет деятельность в области фотографии, производство изделий технологии "металлофото", что подтверждается письмом организации от 15 июня 2017 года, сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, договором поставки продукции, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, выпиской из устава организации;
по договору аренды N 87318 от 01 апреля 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "Ядерные технологии" передано помещение площадью 74,30 кв. м. Арендатор осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области спецматематики, что подтверждается письмом организации от 13 июня 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации.
Остальные помещения площадью 8129 кв. м используются административным истцом для осуществления производственной и научно-технической деятельности.
Согласно Уставу, выписке из Единого государственного реестра юридических лиц акционерное общество "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" осуществляет деятельность по проведению фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ в сфере деятельности организаций атомного энергопромышленного комплекса, включая работы по созданию: систем, комплексов, технических средств, установок, аппаратуры для контроля, управления, диагностики, защиты и измерения параметров и характеристик ионизирующих излучений на любых объектах использования атомной энергии, предприятиях ядерно-топливного цикла, в том числе в оборонных целях и для экспорта; систем, технических средств и приборов контроля хранения, перемещения и использования радиоактивных, ядерных и делящихся материалов; аппаратуры радиационного и экологического мониторинга окружающей среды, радиационной разведки и контроля радиационной обстановки на объектах использования атомной энергии.
Административный истец является разработчиком и поставщиком оборудования для объектов использования атомной энергии, основными видами деятельности являются поставка, монтаж, наладка оборудования для нужд Министерства обороны Российской Федерации, для атомных электростанций в России и за рубежом, имеет более 20 лицензий и сертификатов для ведения основного вида деятельности, в том числе лицензии на конструирование и изготовление оборудования для судов и иных плавсредств с ядерными реакторами, на конструирование и изготовление оборудования для атомных станций, что подтверждается лицензиями, свидетельствами, аттестатами аккредитации, имеющимися в материалах дела.
Спорное здание является режимным объектом, что подтверждается лицензиями УФСБ России по городу Москве и Московской области от 12 мая 2015 года серии ГТ N 0080218, от 15 июля 2016 года серии ГТ N 0087771, в которых указано место осуществления лицензируемого вида деятельности как г. Москва, ....
По сведениям технического паспорта и экспликации, спорное нежилое здание состоит из пяти этажей, одного подземного этажа, а также имеет технический этаж, нежилое здание является "административно-лабораторным комплексом".
Согласно организационно-штатной структуре организации и плану размещения ее структурных подразделений, приказам о размещении структурных подразделений института, положениям об отделах, пояснительным запискам, лицензиям, свидетельствам, фотографиям помещений, четвертый этаж здания занят сотрудниками отдела специальной тематики, отдела гарантийного надзора и эксплуатации, где производятся работы по разработке, производству, ремонту, техническому обслуживанию ВВТ, а также сотрудниками отдела компьютерной технологии и математического моделирования. В подвале здания расположено защитное сооружение типа "убежище" класса А-IV, что подтверждается пояснительной запиской, инвентарной карточкой защитного сооружения. Структурное подразделение - блок качества осуществляет разработку оборудования, конструирования и производственно-испытательных работ, занимает помещения на втором, третьем, четвертом этажах и полуподвале здания, что подтверждается пояснительной запиской, лицензиями. Структурное подразделение - центр метрологии и испытаний осуществляет обеспечение организационного и технического выполнения поверочных работ средств измерений и проведение испытаний, что подтверждается пояснительной запиской, аттестатами аккредитаций, лицензиями. Отдел коммерческой дирекции расположен в помещениях второго этажа, осуществляет разработку планов и графиков исполнения договоров по производству и поставке продукции.
На основании приведенных выше данных истцом был произведен расчет площадей в соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, согласно которому суммарная доля всех площадей, используемых под размещение офисов, с учетом размера площади помещений общего пользования, используемых для осуществления каждого вида деятельности, на 01 января 2017 года составляла 1 827,14 кв. м (1572,2+254,94), то есть 15,10% общей площади спорного здания, а площадь помещений, не используемая для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ - 10 268,66 кв. м, то есть 84,90% общей площади здания.
Доказательств того, что расчет долей помещений спорного здания, используемых под размещение офисов, произведен с нарушением Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (приложение N 1 к Порядку) в материалы дела не представлено и представитель Правительства Москвы на них не ссылался.
Таким образом, в здании используется менее 20% помещений под офисы.
Согласно акту обследования N 905 от 10 августа 2016 года Инспекция ФНС России N 34 по г. Москве осуществила обследование адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в спорном здании, в ходе которого не установлена коммерческая и финансовая деятельность в спорном здании заявленных административным ответчиком организаций: АНО "ИЗИНТЕХ", АНО "ЦСС", ООО "ГР", ООО "ИДТЕХНОЛОГИИ", ООО "ЛЮМИНАРЕКС", ООО "МХС ГРУПП".
При этом суд считает необоснованными доводы административного ответчика о необходимости выделения из помещений, используемых арендаторами для осуществления производственной деятельности, помещений, занятых арендаторами для размещения своего административного персонала, поскольку данные помещения неразрывно связаны с осуществляемой арендаторами производственной деятельностью и не могут быть выделены, как самостоятельные офисные помещения.
Положения части 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
На основании приведенных выше доказательств, суд приходит к выводу, что акт Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 31 августа 2016 года N 9080320/ОФИ не является надлежащим доказательством, подтверждающим фактическое использование здания и помещений в нем для размещения офисов, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам дела. В акте не приведены выявленные признаки размещения офисных помещений, соответствующих пункту 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что общая площадь сдаваемых административным истцом помещений для размещения офисов в юридически значимый период составляла меньше 20% общей площади спорного здания.
Иных доказательств, подтверждающих нахождение в нежилом здании и его помещениях офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания не менее 20% общей площади здания на момент проведения Государственной инспекции по недвижимости города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений в нем и на начало налогового периода (01 января 2017 года), суду не предоставлено, тогда как в силу пункта 3 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основаниям для принятия оспариваемого нормативного правового акта, возлагается на орган, принявший этот акт.
Учитывая изложенное, суд полагает, что здание, включенное в Перечень на 2017 год (пункт 19393), не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Поскольку оспариваемое положение содержит противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, оно признается судом недействующим.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Оспариваемым пунктом 19393 Перечня на 2017 год затрагиваются права административного истца и урегулированы правоотношения по уплате налога на имущество за 2017 год, срок уплаты по которому на момент рассмотрения судом настоящего дела не наступил. Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", которым Перечень на 2017 год изложен в новой редакции, включивший оспариваемый пункт 19393, вступило в силу с 1 января 2017 года.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункт 19393 Перечня на 2017 год подлежит признанию недействующим с 01 января 2017 года, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов взыскать с Правительства Москвы в пользу административного истца 4 500 рублей в счет возврата государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
административное исковое заявление Акционерного общества "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" о признании недействующим пункта 19393 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 19393 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Акционерного общества "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" в счет возврата государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья |
А.С. Лопаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 6 февраля 2018 г. N 3а-190/2018
Текст решения официально опубликован не был