Решение Московского городского суда от 29 мая 2018 г. N 3а-1993/2018
Московский городской суд в составе
судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Кахно М.С.,
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1993/2018 по административному исковому заявлению АО "РОСКИНО" о признании недействующим пункта 861 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", установил:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72, а также размещен 29 ноября 2016 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru
В результате внесенных изменений приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.
Пунктом 861 Приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание площадью 1 133 кв. м с кадастровым номером 77:01:0001045:1026, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Калашный, 14.
Таким образом, с 1 января 2017 г. нежилое здание включено в указанный пункт приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2016 г. N 789-ПП (далее также Перечень).
АО "РОСКИНО" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, в котором просит признать недействующим пункт 861 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, с 01 января 2017 года.
Ссылается на то, что здание площадью 1 133 кв. м с кадастровым номером 77:01:0001045:1026, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Калашный, 14, принадлежит АО "РОСКИНО" на праве собственности.
Административный истец считает незаконным включение указанного нежилого здания в пункт 861 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" поскольку нежилое здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Включение здания в Перечень противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы АО "РОСКИНО" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель административного истца АО "РОСКИНО" - Полушкин Е.С. поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Снегирева А.И., представляющая также интересы Департамента экономической политики и развития г. Москвы, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права АО "РОСКИНО" как налогоплательщика, в связи с чем общество вправе обратиться в суд с соответствующим административным иском.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2017 год определяется как их кадастровая стоимость.
Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, АО "РОСКИНО" не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (до 2017 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, нежилое здание площадью 1 133 кв. м с кадастровым номером 77:01:0001045:1026, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Калашный, 14, принадлежит АО "РОСКИНО" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Здание с кадастровым номером 77:01:0001045:1026 располагается на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001045:24, имеющем вид разрешенного пользования: "эксплуатация административного здания"
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что здание с кадастровым номером 77:01:0001045:1026 включено в Перечень на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки, не принятых до настоящего времени, установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
Пунктом 3.2 названого постановления предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее также Методические указания), определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7);
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, буквально совпадают со специальными кодами по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (пункт 1.2.5); "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" (пункт 1.2.7).
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001045:24- "эксплуатация административного здания не в полной мере соответствует виду разрешенного использования, поименованному в пункте 1.2.7 Методических указаний, и безусловно не свидетельствует о том, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
В данной связи содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Судом установлено, что на указанном выше земельном участке располагается принадлежащее АО "РОСКИНО" на праве собственности здание, которое фактически используется для осуществления уставных целей общества. В соответствии с Уставом АО "РОСКИНО" основными видами деятельности являются: деятельность по распространению кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, производство кинофильмов, деятельность в области демонстрации кинофильмов.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем (участником) общества является Министерство имущественных отношений РФ.
В целях обеспечения финансирования затрат, связанных с продвижением национальных фильмов, в том числе путем участия в международных кинофестивалях, кинорынках, кинонеделях, а также в целях продвижения национальных фильмов путем участия в Международном кинофестивале в г. канны (Франция) из федерального бюджета в 2017 году АО "РОСКИНО" предоставлена субсидия, о чем заключено соглашение с Министерством культуры РФ.
Госинспекцией по недвижимости проведено обследования фактического использования здания, по результатам которого составлен акт от 28 ноября 2017 года N 9013469/ОФИ, согласно которому 45,23% общей площади здания фактически используется для размещения офисов, 54,77% - для осуществления деятельности в области кинематографии, а также в области демонстрации кинофильмов.
Оценивая указанный акт обследования в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из объяснений административного истца и подтверждается материалами дела, экспликацией, составленной ГБУ Московское городское бюро технической инвентаризации, помещения в здании имеют тип учрежденческие.
Из акта Госинспекции следует, что расчет площади помещений, которые Госинспекция отнесла к офисам, произведен исходя преимущественно из площади помещений, обозначенных на экспликации к поэтажному плану здания как "кабинет".
Определение понятия "офис", используемого для целей осуществления органами исполнительной власти города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, приводится в подпункте 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП.
При буквальном толковании названной нормы в редакции, действовавшей на дату проведения сотрудниками Госинспекции обследования здания, следует, что здание или его часть является офисом в случае его одновременного соответствия всем условиям, содержащимся в названном пункте Порядка. Так, офис - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Толкование подпункта 4 пункта 1.4 Порядка в его системной взаимосвязи с пунктами 3, 5 статьи 378.2 НК РФ, пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
В акте от 28 ноября 2017 года к помещениям, используемым для размещения офисов, отнесены кабинеты, которые не используются для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, функционально неотделимы от единого производственного процесса.
Из представленного АО "РОСКИНО" расчета, материалов дела, договоров аренды, выписок из ЕГРЮЛ на арендаторов, фототаблицы помещений, следует, что по состоянию на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта помещения общей площадью 384,2 кв. м использовались административным истцом для размещения административных служб, обеспечивающих уставную деятельность общества: подвал, помещения 3 (склад-хранилище) площадью 20,4 кв. м, 4 (склад) площадью 26,6 кв. м, 5-5г (склад-хранилище) площадью 16,5 кв. м, 6 (архив) площадью 32 кв. м, 18 (аппаратная) площадью 22,5 кв. м, 20 (зал демонстраций) площадью 61,5 кв. м, 1 этаж, помещения 1 (кабинет генерального директора) площадью 30,3 кв. м, 2 (кабинет бухгалтерии) площадью 15,5 кв. м, 3 (кабинет для хранения уникальных плакатов и фильмов) площадью 29,4 кв. м, 4 (кабинет специалиста по кинорынкам) площадью 20,4 кв. м, 17 (кабинет главного бухгалтера) площадью 29,4 кв. м, 2 этаж, помещения 3 (архив) площадью 16,8 кв. м, 5 (хранение кинофильмов и плакатов) площадью 18,8 кв. м, 12 (хранение уникальных плакатов) площадью 24 кв. м, 15 (кабинет) площадью 11,1 кв. м, 15а (кабинет) площадью 9 кв. м, а также неиспользуемые помещения составляли 181,02 кв. м.
Сдавались в аренду в производственных и иных целях помещения общей площадью 167,48 кв. м, подвал, помещение 1 (ООО "Многофункциональная научно-инновационная компания экспертов" по договору аренды N 2/а от 23.05.16 для оказания услуг по дополнительному профессиональному образованию) площадью 55,6 кв. м, 2 этаж, помещения 1 (ООО "РусИндекс" по договору аренды N 4/а от 28.06.16 г. в качестве склада) площадью 31,1 кв. м, 2 (ООО "Кэпитал Лоджика" по договору аренды N 3/а от 28.06.16 г. в качестве архива) площадью 15,8 кв. м, 4 (ООО "ИМС Медиа" по договору аренды N 5/а от 24.08.16 г. для производства кинофильмов, видеофильмов) площадью 30,08 кв. м, 14 (ИП Добрыгин по договору аренды N 07/а от 10.10.16 г. для производства кинофильмов, видеофильмов) площадью 34,9 кв. м.
Сдавались в аренду в качестве офисов помещения общей площадью 43,2 кв. м, 1 этаж, помещения 5 (ООО "Бюро архитектурно-строительных исследований" по договору аренды N 6/а от 29.09.16 г.) площадью 17,8 кв. м, 14 (ООО "Основа" по договору аренды N 8/а от 21.10.16 г.) площадью 25,4 кв. м.
Таким образом, на дату принятия оспариваемого акта для размещения офисов фактически использовались помещения общей площадью 43,2 кв. м (ООО "БАСИ" ООО "Основа", что составляет 5,57% от общей площади здания.
Остальная часть помещений общей площадью 1 062,36 кв. м. что составляет 94,43% от общей площади здания, использовалась в производственных и иных целях (167,48 кв. м, для размещения руководства и административных служб АО "РОСКИНО" (384,20 кв. м, которые не используются для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, площадь неиспользуемых помещений составляла 181,02 кв. м. помещений общего пользования - 329,66 кв. м.
По состоянию на дату обследования здания Госинспекцией по недвижимости помещения общей площадью 384,2 кв. м использовались административным истцом для размещения административных служб, обеспечивающих уставную деятельность: подвал, помещения 3 (склад-хранилище) площадью 20,4 кв. м, 4 (склад) площадью 26,6 кв. м, 5-5г (склад-хранилище) площадью 16,5 кв. м, 6 (архив) площадью 32 кв. м, 18 (аппаратная) площадью 22,5 кв. м, 20 (зал демонстраций) площадью 61,5 кв. м, 1 этаж, помещения 1 (кабинет Генерального директора) площадью 30,3 кв. м, 2 (кабинет бухгалтерии) площадью 15,5 кв. м, 3 (кабинет для хранения уникальных плакатов и фильмов) площадью 29,4 кв. м, 4 (кабинет специалиста по кинорынкам) площадью 20,4 кв. м, 17 (кабинет главного бухгалтера) площадью 29,4 кв. м, 2 этаж, помещения 3 (архив) площадью 16,8 кв. м, 5 (хранение кинофильмов и плакатов) площадью 18,8 кв. м, 12 (хранение уникальных плакатов) площадью 24 кв. м, 15 (кабинет) площадью 11,1 кв. м, 15а (кабинет) площадью 9 кв. м, а также неиспользуемые помещения составили площадь 181,02 кв. м.
Сдавались в аренду в производственных и иных целях помещения общей площадью 309,7 кв. м. подвал, помещение 1 (ООО "ИНТЕРРУС АГРО" по договору аренды N 11/а от 16.08.17 для научных исследований и разработок в области естественных и технических наук) площадью 55,6 кв. м. 2 (ИП Калинин N 9/а от 01.06.17 г. в качестве склада) площадью 29,7 кв. м. 1 этаж, помещения 6 (ООО "Лидер оптторг" по договору аренды N 3/а от 20.02.17 г. в качестве склада) площадью 10,8 кв. м. 8,9 (ИП Каплевич по договору аренды N 4/а от 22.02.17 г. для разработки компьютерного программного обеспечения) площадью 28,9 кв. м. 15 (ИП Красковская по договору аренды N 1/а от 10.01.17 г. в качестве склада) площадью 29,6 кв. м. 2 этаж, помещения 1 (ООО "РусИндекс" по договору аренды N 8/а от 30.05.17 г. в качестве склада) площадью 31,1 кв. м. 2 (ООО "Кэпитал Лоджика" по договору аренды N 7/а от 30.05.17 г. в качестве архива) площадью 15,8 кв. м. 4,16 (ООО "ИМС Медиа" по договору аренды N 10/а от 28.07.17 г. для производства кинофильмов, видеофильмов) площадью 30,08 кв. м. 13 (ИП Добрыгин по договору аренды N 14/а от 02.10.17 г. для производства кинофильмов, видеофильмов) площадью 42,6 кв. м. 14 (ООО "МАЙНД ГЭП" по договору аренды N 13/а от 30.09.17 г. для производства кинофильмов, видеофильмов) площадью 34,8 кв. м.
Переданы в аренду в качестве офисов помещения общей площадью 54,8 кв. м. 1 этаж, помещения 5 (ООО "Бюро архитектурно-строительных исследований" по договору аренды N 2/а от 20.01.17 г.) площадью 29,4 кв. м. 14 (ООО "ТВОЙ ПРАЗДНИК" по договору аренды N 12/а от 07.08.17 г.) площадью 25,4 кв. м.
Таким образом, согласно представленным в материалы дела доказательствам, на дату составления акта обследования фактического использования здания от 28 ноября 2017 года для размещения офисов фактически использовались помещения общей площадью 54,8 кв. м (ООО "БАСИ" ООО "ТВОЙ ПРАЗДНИК", что составляет 7,06% от общей площади здания.
Доводы административного ответчика о фактическом использовании здания для размещения офисов со ссылкой на сведения из сети Интернет и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, указывающие, по мнению представителя Правительства Москвы, на использование здания в офисных целях сторонними организациями, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку сами по себе не подтверждают то обстоятельство, что размер используемых под офисы помещений превышает 20% от общей площади вышеуказанного здания.
Согласно возражениям Правительства Москвы АО "РОСКИНО" помещения в аренду в качестве офисов сдаются ООО "ИМС Медиа" ООО "Майнд ГЭП" ООО "Чистый град" АНО "СКАУТ".
Согласно имеющейся в материалах дела информации, в том числе распечатке официальной страницы facebook.om, ООО" ИМС Медиа осуществляет деятельность в области культуры, проводит выставки и мероприятия.
Согласно выпискам из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "Майнд ГЭП" является производство кинофильмов, АНО "СКАУТ" - производство кинофильмов.
В отношении ООО "Чистый град" административным истцом в адрес МИФНС N 46 по г. Москве направлено письмо о несоответствии записи в ЕГРЮЛ месту фактического нахождения юридического лица.
Указанные обстоятельства в их совокупности подтверждают вывод суда о том, что фактически спорное здание площадью 1 133 кв. м с кадастровым номером 77:01:0001045:1026, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Калашный, 14, для размещения офисов и торговых объектов в спорный период не использовалось.
Административным ответчиком не доказано и судом не установлено наличие в спорный период признаков, свидетельствующих о фактическом использовании нежилого здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры более 20% общей площади здания.
Положения части 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
На основании изложенного и руководствуясь частью 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым признать акт обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 28 ноября 2017 года ненадлежащим доказательством, поскольку содержащиеся в нем сведения и заключение не нашли своего подтверждения предоставленными суду доказательствами и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001045:24 на котором размещено здание с кадастровым номером 77:01:0001045:1026 не допускает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При этом суд учитывает, что вид разрешенного использования земельного участка, исходя из формальной определенности налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен точно соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен платить. Иное означало бы, по сути, изменение определенного Налоговым кодексом Российской Федерации содержания понятий и терминов, а также обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленных названным кодексом, что недопустимо исходя из принципов, закрепленных в статьях 3, 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Анализ изложенного указывает на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание с кадастровым номером 77:01:0001045:1026, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего такое здание, согласно положениям пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", не может быть признано объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующим пункта 861 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что постановление Правительства от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП, в том числе включен оспариваемый пункт 861 в приложение N 1, вступает в силу с 1 января 2017 года. С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать недействующим пункт 861 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, с 1 января 2017 года.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление АО "РОСКИНО" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 861 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП" О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу АО "РОСКИНО" в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья |
Сибул Ж.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 29 мая 2018 г. N 3а-1993/2018
Текст решения официально опубликован не был