1. Общие положения
1.1. Стандарт "Управление качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий" разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Закона города Москвы от 30.06.2010 N 30 "О Контрольно-счетной палате Москвы" и Регламента Контрольно-счетной палаты Москвы, с учетом международных стандартов в области государственного финансового контроля и аудита, в том числе ISSAI 40 "Контроль качества для высших органов аудита", положений системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО, Стандартом 1.1. "Методологическое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы".
1.2. Стандарт определяет общие требования, характеристики, правила и процедуры в отношении системы управления качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (далее - мероприятия), проводимых Контрольно-счетной палатой Москвы (далее - КСП Москвы).
1.3. Стандарт устанавливает порядок организации и функционирования системы управления качеством мероприятий, направленной на повышение качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП Москвы, степени соответствия деятельности КСП Москвы в области внешнего государственного финансового контроля поручениям, предложениям и запросам (обращениям) Московской городской Думы и Мэра Москвы, ожиданиям городского сообщества, на поиск лучших форм и методов, способов эффективной работы.
Поддержание управления качеством мероприятий осуществляется посредством текущего мониторинга, анализа и оценки результатов контроля качества, а также выборочных проверок в установленных локальными нормативными правовыми актами случаях.
Принципы и процедуры управления качеством документированы и доводятся до сведения всех работников КСП Москвы.
2. Содержание управления качеством мероприятий
2.1. Качество проводимых мероприятий определяется совокупностью соответствия общим требованиям, характеристикам, правилам и процедурам, определенным в Регламенте, стандартах, методических рекомендациях и иных локальных нормативных правовых актах КСП Москвы, а также обеспечением полноты, объективности и достоверности результатов мероприятий, удовлетворяющих поручениям, предложениям и запросам (обращениям) пользователей информации о результатах мероприятия в лице органов государственной власти и городского сообщества.
2.2. Управление качеством мероприятия представляет собой совокупность организационных и контрольных действий, методов и процедур, направленных на достижение высокого уровня качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП Москвы в целях выполнения возложенных на нее задач.
2.3. Целью управления качеством мероприятий является постоянное обеспечение высокого качества их проведения.
2.4. Задачами управления качеством мероприятий являются:
определение характеристик, установление требований, правил и процедур осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности;
обеспечение выполнения установленных требований, правил и процедур при подготовке, проведении мероприятий и оформлении их результатов;
выявление фактов несоблюдения установленных требований, правил и процедур при проведении мероприятий, устранение последствий несоблюдения требований и принятие мер по их недопущению в дальнейшем;
разработка и реализация мер, направленных на повышение качества проводимых мероприятий.
2.5. Управление качеством мероприятий организуют и осуществляют члены Коллегии КСП Москвы, руководители структурных подразделений аппарата КСП Москвы, руководители рабочих групп, члены рабочих групп.
2.6. Система управления качеством мероприятий включает следующие элементы:
установление требований к качеству проводимых мероприятий;
обеспечение качества подготовки, проведения и оформления результатов мероприятий;
контроль качества реализации результатов мероприятий;
повышение качества мероприятий.
3. Установление требований к качеству проводимых мероприятий
3.1. Требования к качеству проводимых мероприятий содержатся в Регламенте КСП Москвы, стандартах, методических рекомендациях и иных локальных нормативных правовых актах КСП Москвы.
3.2. Мероприятие проведено качественно, если:
3.2.1. выполнены все установленные требования к процедурам планирования, подготовки, проведения мероприятия и оформления его результатов с соблюдением установленных сроков;
3.2.2. выполнены утвержденные плановые и программные документы по проведению мероприятия (планово-программные документы), в том числе реализованы задачи, раскрыты основные вопросы мероприятия;
3.2.3. сформированы все предусмотренные законодательством и локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы документы и материалы с соблюдением установленных требований;
3.2.4. документы, оформленные в ходе мероприятия, содержат необходимые данные, достаточные, объективные и достоверные обоснования, подтверждающие его результаты и выявленные факты;
3.2.5. содержание и выводы итоговых и других документов и материалов, оформленных по результатам мероприятия, основаны на информации из предусмотренных к использованию источников, соответствуют законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и города Москвы, Регламенту КСП Москвы, стандартам, методическим рекомендациям и иным локальным нормативным правовым актам КСП Москвы;
3.2.6. меры, отраженные в документах, оформленных в ходе и по результатам мероприятий, выполнимы, соотносятся с выявленными фактами, предложения (рекомендации) соответствуют законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и города Москвы, Регламенту КСП Москвы, стандартам, методическим рекомендациям и иным локальным нормативным правовым актам КСП Москвы;
3.2.7. обеспечен контроль реализации результатов мероприятий в части достаточности, полноты и результативности принятых мер.
4. Обеспечение качества подготовки, проведения мероприятия и оформления его результатов
4.1. Обеспечение качества мероприятий представляет собой процесс соблюдения установленных требований и правил, выполнения процедур подготовки, проведения мероприятия и оформления его результатов.
4.2. Организацию обеспечения качества мероприятия осуществляет член Коллегии КСП Москвы, ответственный за его проведение по предметам своего ведения, посредством управления деятельностью участников мероприятия в соответствии с распорядительными и планово-программными документами и контроля за его подготовкой, проведением и оформлением результатов.
4.3. Непосредственный контроль за работой участников мероприятия на каждом этапе мероприятия осуществляет руководитель рабочей группы, иное должностное лицо, непосредственно осуществляющее мероприятие, в соответствии с требованиями локальных нормативных правовых актов КСП Москвы, которое:
- определяет соответствие проводимой участниками мероприятия работы распорядительным и планово-программным документам по проведению мероприятия;
- проверяет соблюдение норм и требований Регламента КСП Москвы, стандартов, методических рекомендаций и иных локальных нормативных правовых актов КСП Москвы;
- выявляет проблемы, возникающие при проведении мероприятия, в целях своевременного принятия мер по их разрешению.
4.4. В процессе управления деятельностью участников мероприятия:
- обеспечивается эффективная деятельность работников с учетом знаний, навыков и умений (профессионального уровня), необходимых для качественного проведения мероприятия, создаются все необходимые условия для исключения возможностей возникновения конфликта интересов;
- распределяются обязанности с учетом подотчетности, подконтрольности и персональной ответственности за качество проводимого мероприятия;
- осуществляется контроль за соблюдением участниками мероприятия Регламента КСП Москвы, стандартов, методических рекомендаций и иных локальных нормативных правовых актов КСП Москвы в процессе подготовки, проведения мероприятия и оформления его результатов, за рациональным использованием ими материальных ресурсов и служебного времени;
- оценивается качество работы, выполняемой участниками мероприятия, учитываемое при оценке результатов профессиональной служебной деятельности в соответствии с требованиями локальных нормативных правовых актов КСП Москвы.
4.5. Обо всех отклонениях, способных повлиять на качество проводимого мероприятия, уведомляется руководитель мероприятия, который в установленных законодательством случаях и при служебной необходимости доводит соответствующую информацию до руководства КСП Москвы.
4.6. При подготовке к проведению мероприятия должностными лицами, ответственными за его проведение:
- определяются методы, способы и полнота охвата проведения мероприятия, перечень и критерии выбора проверяемых органов (организаций), подлежащие анализу и оценке задачи (вопросы), объем необходимых контрольных (аналитических) процедур, в том числе методы сбора, проверки, оценки и анализа информации и фактических данных;
- анализируются особенности деятельности проверяемых органов (организаций) и возможные затруднения, которые могут возникнуть при проведении мероприятия;
- предварительно оценивается степень эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- выясняется понимание участниками мероприятия заданий, установленных распорядительными и планово-программными документами, и обязанностей, которые им надлежит исполнять;
- анализируются результаты предыдущих мероприятий и другие документы, характеризующие деятельность проверяемого органа (организации);
- определяются запросы (потребности) Московской городской Думы и Мэра Москвы, ожидания городского сообщества и иных пользователей информации о результатах мероприятия.
5. Контроль качества мероприятий
Контроль качества проводимых мероприятий в КСП Москвы осуществляется посредством проведения:
предварительного контроля качества;
текущего контроля качества;
последующего контроля качества.
5.1. Порядок организации и осуществления предварительного, текущего и последующего контроля качества мероприятий устанавливается Регламентом КСП Москвы, стандартами, методическими рекомендациями и иными локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы, функции и задачи по их реализации - положениями о структурных подразделениях КСП Москвы и должностными регламентами должностных лиц.
5.2. Полномочия по руководству внутренней экспертизой документов и материалов мероприятий, организации контроля за соответствием деятельности КСП Москвы требованиям стандартов деятельности, методическим рекомендациям, иным локальным нормативным правовым актам КСП Москвы, организации контроля за ресурсным обеспечением мероприятий, осуществлению внутреннего финансового аудита определяются распределением предметов ведения между членами Коллегии.
5.3. Предварительный контроль качества осуществляется при формировании плана работы КСП Москвы на очередной год в отношении законности (обоснованности) предлагаемых тем, проверяемых органов (организаций), соответствия процедур их выбора установленным требованиям, формировании распорядительных и планово-программных документов на проведение мероприятия.
5.4. Текущий контроль качества заключается в непосредственном контроле за подготовкой, проведением мероприятия и оформлением его результатов, осуществляемом Председателем КСП Москвы, его заместителем, руководителями мероприятия, рабочей группы, структурного подразделения, уполномоченным на проведение внутренней экспертизы структурным подразделением, уполномоченными на проведение внутреннего контроля качества должностными лицами в направлениях деятельности, в соответствии с предметами ведения, функциональным закреплением и должностными обязанностями.
Текущий контроль качества включает в себя проверку качества мероприятий посредством проведения внутреннего контроля качества и внутренней экспертизы, последующую их анализ и оценку, учет при подведении итогов деятельности руководителей структурных подразделений, итогов работы аудиторов КСП Москвы, оценке профессиональной служебной деятельности работников КСП Москвы.
Текущий контроль качества направлен на выявление и оперативное устранение факторов, которые могут оказывать негативное влияние на своевременность и качество проведения мероприятия или препятствовать его выполнению.
5.5. В целях осуществления предварительного и текущего контроля качества членом Коллегии по закрепленному направлению деятельности обеспечивается внутренний контроль качества. Для проведения внутреннего контроля качества привлекаются работники, не участвующие в проведении конкретных мероприятий, подлежащих анализу и оценке на предмет качества.
5.6. Последующий контроль качества осуществляется после завершения мероприятия посредством проведения оценки его качества и качества реализации его результатов, предназначен для того, чтобы установить, насколько эффективным является управление процессами подготовки, проведения и оформления мероприятий, выявить причины, которые могут негативно повлиять на качество проводимых мероприятий, а также определить, что необходимо предпринять для повышения результативности контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП Москвы.
5.7. В целях осуществления последующего контроля качества обеспечивается контроль качества при формировании документов и материалов мероприятия для сдачи в архив КСП Москвы и оценке качества реализации его результатов. Для проведения последующего контроля качества при формировании документов и материалов мероприятия до их передачи в архив КСП Москвы привлекаются работники, не участвующие в проведении конкретных мероприятий, подлежащих анализу и оценке на предмет качества, из структурных подразделений аппарата КСП Москвы, осуществляющих методологическое, правовое, информационное, организационное и иное обеспечение деятельности КСП Москвы.
Последующий контроль качества включает в себя проверку качества мероприятий посредством формирования информационной карты проведения мероприятия, содержащей в том числе учет результатов внутреннего контроля качества и внутренней экспертизы.
5.8. Проверка качества мероприятий в рамках текущего и последующего контроля - организационная форма действий, осуществляемых уполномоченными структурными подразделениями или работниками в целях определения, в какой мере соблюдаются требования законодательства, положения, предусмотренные Регламентом КСП Москвы, стандартами, методическими рекомендациями и иными локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы, и выполняются процедуры подготовки, проведения мероприятия и оформления его результатов.
Проверка качества мероприятия проводится на любом этапе его проведения по направлению деятельности, а также после завершения мероприятия.
5.9. Задачи и вопросы, периодичность проведения проверки качества мероприятий в направлении деятельности определяется членом Коллегии.
Решение о проведении проверки и оценке качества проведенного мероприятия в установленных локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы случаях принимается Председателем КСП Москвы.
5.10. Проверка качества мероприятия проводится, в том числе на предмет:
соблюдения установленных требований к процедурам подготовки, проведения мероприятия и оформления его результатов;
наличия факторов, которые могли оказать влияние на проведение мероприятия, включая имеющиеся риски;
четкого распределения между участниками мероприятия обязанностей и заданий (вопросов);
соблюдения необходимых процедур получения доказательств, подтверждающих выводы (рекомендации), и их обоснованности;
использования информационно-аналитических систем КСП Москвы и внешних информационных систем.
5.11. По результатам проверки качества мероприятия уполномоченные сотрудники, которым поручена проверка качества мероприятия, формируют установленные локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы документы.
Требования к оформляемым в ходе контроля качества мероприятий документам и материалам, рекомендуемые формы оформления результатов контроля качества содержатся в Регламенте КСП Москвы, стандартах, методических рекомендациях и иных локальных нормативных правовых актах КСП Москвы.
6. Повышение качества мероприятий
Повышение качества мероприятия представляет собой процесс устранения факторов, способных оказать негативное влияние на подготовку, проведение и оформление результатов мероприятия, а также разработку мер по совершенствованию его качества.
Такими факторами могут являться некачественное планирование проведения мероприятия, ошибки и просчеты в его организации, проведении и оформлении результатов, отсутствие контроля за ходом мероприятия и иные факторы, негативно повлиявшие на проведение мероприятия.
Указанные факторы и их последствия подлежат оценке, по результатам анализа устанавливается, являются ли они:
- случаями, которые не обязательно указывают на то, что система управления качеством не в состоянии обеспечить качество проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
- систематическими, повторяющимися или иными значительными недостатками, требующими своевременного принятия соответствующих мер.
6.1. Повышение качества осуществляется путем реализации мер, принимаемых по итогам ежемесячного, ежеквартального и ежегодного анализа (оценки) и обобщения результатов контроля качества проведенных мероприятий, а также выполнения функций правового, методологического, информационного, материального обеспечения проводимых мероприятий соответствующими структурными подразделениями аппарата КСП Москвы.
6.2. При необходимости по результатам контроля качества проводятся совещания, на которых обсуждаются результаты контроля:
какая работа в ходе проведенного мероприятия выполнена качественно, что было сделано менее успешно и по каким причинам;
какие затруднения установлены, какие недостатки в работе имели место и какие негативные факторы следует учесть в дальнейшем при осуществлении контрольной и экспертно-аналитической деятельности;
что необходимо предпринять для повышения качества последующих мероприятий;
какие возможные изменения следует внести в локальные нормативные правовые акты КСП Москвы.
6.3. Результаты контроля качества отражаются в ежеквартальных отчетах о результатах контроля качества, которые используются для оценки профессиональной служебной деятельности работников, а также для обмена опытом и повышения качества мероприятий, осуществляемых в направлениях деятельности КСП Москвы, учитываются при подготовке ежегодного анализа контроля качества со стороны руководства КСП Москвы.
6.4. Члены Коллегии по закрепленным направлениям деятельности организуют анализ и обобщение результатов контроля качества проведенных мероприятий, осуществляемого в течение года, для повышения качества осуществляемой контрольной и экспертно-аналитической деятельности.
6.5. При отражении ежемесячных, ежеквартальных результатов контроля качества отмечаются выявленные недостатки проведенных мероприятий и их возможные причины, выделяется имеющийся положительный опыт, с приведением конкретных примеров.
Работники аппарата КСП Москвы вправе вносить при необходимости свои предложения (в письменном виде) по повышению качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП Москвы.
Предложения по повышению качества осуществляемой контрольной и экспертно-аналитической деятельности и совершенствованию методологического и правового регулирования деятельности КСП Москвы представляются в соответствующие уполномоченные структурные подразделения.
6.6. По результатам анализа представленных предложений формируются предложения по совершенствованию регулирования контрольной и экспертно-аналитической деятельности.
7. Внешние источники оценки качества мероприятий
7.1. Для объективной оценки качества мероприятий КСП Москвы учитывается информация, полученная как по итогам контроля качества их проведения, так и от внешних источников, являющихся пользователями информации о результатах данных мероприятий.
Внешними источниками информации о качестве мероприятий КСП Москвы являются Московская городская Дума, комиссии и депутаты Московской городской Думы, Мэр Москвы, заинтересованные государственные органы и организации, органы местного самоуправления, средства массовой информации и городское сообщество.
7.2. Для получения информации о качестве мероприятий и об эффекте, полученном от реализации предложений (рекомендаций) КСП Москвы по результатам проведенных мероприятий, в установленном порядке организуется соответствующее взаимодействие и реализуется принцип гласности в деятельности КСП Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт 1.6 "Управление качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий" (утв. приказом Контрольно-счетной палаты г. Москвы от 4 июля 2018 г. N 41/01-05, действует с 12 июля 2018 г.)
Настоящий стандарт действует с 12 июля 2018 г.
Текст приказа официально опубликован не был