Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента торговли и услуг города Москвы подготовлен в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7 и распоряжением Департамента торговли и услуг города Москвы от 21.11.2016 N 2229 "О программе профилактики нарушений".
I. Общие положения
В соответствии с Положением о Департаменте торговли и услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 18.01.2011 N 9-ПП, Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по лицензионному контролю за розничной продажей алкогольной продукции, государственному контролю за предоставлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляющим государственную услугу "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции".
В целях обеспечения максимально прозрачной и открытой для бизнес-сообщества процедуры контроля, установления жестких сроков, этапов и порядка его проведения, а также перечня обязательных к соблюдению требований Департаментом разработаны и утверждены нормативные документы, содержащие обязательные требования, используемые при лицензионном контроле и контроле за предоставлением деклараций:
- Административный регламент предоставления государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" (постановление Правительства Москвы от 21.02.2012 N 59-ПП);
- Административный регламент исполнения Департаментом торговли и услуг города Москвы государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции (постановление Правительства Москвы от 15.06.2016 N 327-ПП);
- Административный регламент и Порядок исполнения Департаментом торговли и услуг города Москвы государственной функции по осуществлению государственного контроля за предоставлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (постановление Правительства Москвы от 06.04.2017 N 176-ПП).
II. Отчет Департамента торговли и услуг города Москвы по Программе профилактики правонарушений за 2017 год
В рамках реализации Программы профилактики правонарушений в 2017 году на официальном сайте Департамента торговли и услуг города Москвы, расположенном по адресу: mos.ru/dtu, размещена следующая информация:
- действующие редакции нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования в сфере оборота алкогольной продукции;
- исчерпывающий перечень обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля;
- руководства по соблюдению обязательных требований с рекомендациями, в том числе рекомендации по заполнению заявления и видеоинструкция по заполнению электронной формы запроса на получение государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции";
- реестр действующих, приостановленных и аннулированных лицензий;
- ответы на часто задаваемые вопросы в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
В целях снижения административных барьеров для бизнеса услуга по подаче заявлений на выдачу лицензий переведена в электронный вид.
Дополнительно, предпринимательское сообщество и население города информируется о нововведениях в данной сфере деятельности посредством освещения в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При Департаменте создан Общественный экспертный совет, основными задачами которого являются: выработка и осуществление согласованных и целенаправленных совместных действий Департамента, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, предпринимательского сообщества по развитию сферы торговли и услуг, расширению деловой и предпринимательской активности, поддержки и развития общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, защиты прав потребителей. На заседаниях Совета, в числе прочих, обсуждаются вопросы, связанные с новшествами в законодательстве Российской Федерации и города Москвы, правоприменительной практики, типовыми массовыми нарушениями обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению.
Департамент торговли и услуг города Москвы ежеквартально принимает участие в заседаниях Совета, межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей прокуратуры города Москвы, на которых рассматриваются отчеты органов исполнительной власти, городских правоохранительных и контрольно-надзорных органов о работе, проводимой ими по защите прав предпринимателей, профилактике правонарушений, обсуждаются вопросы, связанные с изменениями действующего законодательства.
В 2017 году специалисты Департамента дважды принимали участие в рабочих встречах с бизнес-сообществом, проводимых органами исполнительной власти Москвы и общественными организациями предпринимателей города, где рассматривались вопросы, касающиеся изменений действующего законодательства, предоставлялись подробные разъяснения по соблюдению обязательных требований.
Департаментом на постоянной основе проводится работа с префектурами административных округов и управами районов. Вопросы, связанные с повышением эффективности мероприятий по контролю на алкогольном рынке, освещаются специалистами Департамента в рамках программы повышения квалификации государственных гражданских служащих города Москвы в Московском городском университете управления Правительства Москвы 2 раза в год.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" подробные разъяснения норм законодательства в рассматриваемых сферах деятельности широко используются при подготовке ответов на обращения предпринимателей, жителей города. За текущий год подготовлено 772 разъяснения по различным вопросам, касающимся лицензирования, контрольной деятельности и декларирования алкогольной продукции.
III. Лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции
Основными задачами лицензионного контроля являются предупреждение, выявление и принятие мер по пресечению нарушений лицензионных требований, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ, а также иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней.
Лицензионный контроль осуществляется в формах проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, а также осуществления уполномоченными должностными лицами Департамента плановых и внеплановых (документарных и (или) выездных) проверок.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства.
С учетом этого план проведения проверок лицензиатов на 2017 год был сформирован Департаментом на уровне 86% от показателей 2016 года (485 адресов фактического размещения предприятий-лицензиатов против 561 адреса в 2016 году).
При согласовании плана с заинтересованными контрольно-надзорными органами в октябре 2016 года Департаментом проведена работа по утверждению фоков (периода) проведения проверки с 14 федеральными и региональными органами исполнительной власти. По результатам проведенной работы согласованы сроки проверок в отношении 26 юридических лиц. В установленные законодательством сроки (до 1 ноября 2016 года) утвержденный план проверок был передан на согласование в прокуратуру города Москвы. Замечаний от органов прокуратуры по формированию плана проверок 2017 года не поступало.
С целью информирования широкого круга заинтересованных лиц, утвержденный ежегодный план проведения проверок размещен на официальном сайте Департамента, по адресу: mos.ru/dtu.
В рамках внепланового контроля Департаментом проводятся проверки по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений, а также в связи с поступлением обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензионных требований.
Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ начиная с 1 января 2017 года, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Таким образом, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Департамент, не рассматриваются. По всем обращениям, поступившим с нарушениями данной нормы, даны разъяснения порядка повторной подачи заявления с соблюдением требований действующего законодательства.
В 2017 году в прокуратуру города Москвы направлено 11 заявлений о согласовании внеплановых проверок, из них согласовано 7 проверок, по остальным проверкам основаниями отказа являлось отсутствия необходимых сведений о заявителе обращения или о фактах нарушений лицензионных требований.
С целью соблюдения прав предпринимателей при организации и проведении контрольных мероприятий, хозяйствующий субъект уведомляется о проведении плановой выездной проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством отправления заказного отправления с уведомлением о вручении почтой России, а о внеплановой выездной проверке посредством вручения копии распоряжения непосредственно в момент начала ее проведения, в соответствии с положениями с п. 13 ст. 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Проведение контрольного мероприятия начинается с вручения под роспись лицу (его уполномоченному представителю), в отношении которого осуществляется исполнение государственной функции, заверенной печатью копии распоряжения Департамента о проведении проверки, копии решения прокуратуры города Москвы о согласовании проверки (для внеплановых выездных проверок по обращениям граждан и организаций), предъявления служебных удостоверений. Кроме того, законным представителям лицензиатов при необходимости разъясняются положения Административного регламента и Порядка исполнения государственной функции по лицензионному контролю за розничной продажей алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 15.06.2016 N 327-ПП.
Результатом исполнения государственной функции является акт проверки или акт о невозможности проведения проверки, предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, определение о возбуждении дела об административном правонарушении, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, протокол изъятия вещей и документов, протокол об административном правонарушении, заключение о приостановлении, отказе в возобновлении, возобновлении, аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, определение о продлении срока проведения административного расследования, постановление о прекращении дела об административном правонарушении, решение о приостановлении, о возобновлении (отказе в возобновлении), о направлении в суд либо в уполномоченный орган исполнительной власти заявления об аннулировании действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, исковое заявление об аннулировании лицензии.
В 2017 году по состоянию на 12.12.2017 общее количество проверок в рамках лицензионного контроля (плановых и внеплановых) составило 463. Из этого количества за указанный период проведено 11 внеплановых проверок по контролю выполнения ранее выданных предписаний, а также по обращениям граждан и организаций. По результатам контрольных мероприятий выдано 99 предписаний об устранении выявленных нарушений.
Всего организациями в ходе мероприятий по контролю было допущено 122 нарушения лицензионных требований, основными из которых являются:
- отсутствие на момент проведения проверки сопроводительных документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции - 67 (55% от общего числа выявленных нарушений);
- отсутствие журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства - 18 (14,7%);
- нарушение ограничений мест розничной продажи алкогольной продукции - 14 (11,5%);
- отсутствие на момент проведения проверки правоустанавливающих документов на занимаемое помещение, оформленных в соответствии с действующим законодательством - 13 (10,6%);
- иные нарушения лицензионных требований - 10 (8,2%).
По результатам проверок лицензиатов возбуждено 53 административных дела. По итогам административных расследований составлено и направлено в Арбитражный суд города Москвы и уполномоченному должностному лицу Департамента 25 материалов об административных правонарушениях, а также вынесено 28 постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Судебными органами и уполномоченным должностным лицом Департамента вынесено 24 решения (постановления) о привлечении юридических лиц к административной ответственности с наложением штрафных санкций в размере на общую сумму более 3,2 млн. руб.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а также постановления Правительства РФ от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок" информация о результатах плановых, внеплановых проверок по лицензионному контролю в установленном порядке и сроки внесена в Федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок".
За отчетный период Департаментом были приняты решения о приостановлении действия 460 лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции. Арбитражным судом города Москвы на основании заявлений Департамента было аннулировано действие 241 лицензии.
Для решения вопроса об аннулировании лицензий на розничную продажу алкогольной продукции во внесудебном порядке в отчетном периоде Департаментом было направлено в ФСРАР 5 материалов по вступившим в законную силу решениям Арбитражного суда. В отношении этих организаций ФСРАР были приняты решения об аннулировании лицензий.
Рекомендации по предупреждению типовых и массовых нарушений лицензионных требований
В целях предупреждения и профилактики нарушения лицензионных требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции руководству предприятий рекомендуется:
- Нарушение ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции:
1. Провести обучение и инструктаж работников торговли по вопросу недопущения розничной продажи алкогольной продукции с 23.00 до 08.00.
2. Предусмотреть ограничение доступа покупателей к алкогольной продукции, расположенной в торговом зале в период с 23.00 до 8.00.
3. Установить график работы предприятия торговли, при котором не допускается нарушение режима продажи алкогольной продукции.
- Нарушение ограничений мест розничной продажи алкогольной продукции:
1. Произвести осмотр здания, строения, сооружения и прилегающей территории, где находится предприятие торговли.
2. В случае выявления вблизи от предприятия торговли мест запрета розничной продажи алкогольной продукции, установленных п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП "О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции" провести измерение расстояния до таких мест.
3. В случае выявления нахождения предприятия торговли в месте, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции, принять все необходимые меры к исправлению ситуации или прекращению нарушения требований законодательства.
- Отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, а также деклараций о соответствии, и (или) сертификатов соответствия на данный вид продукции:
1. Проинформировать работников предприятия о недопустимости розничной продажи алкогольной продукции без сопроводительных документов, деклараций о соответствии, и (или) сертификатов соответствия.
2. Осуществлять контроль за наличием сопроводительных документов, деклараций и (или) сертификатов соответствия на алкогольную продукцию, а также за достоверностью и полнотой сведений, содержащихся в них, правильностью их оформления.
3. В случае выявления фактов нахождения в обороте такой продукции принять меры по недопущению ее хранения и розничной продажи.
- Отсутствие федеральных специальных марок на алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, или акцизных марок на алкогольной продукции, ввезенной (импортированной) в Российскую Федерацию, а также соответствие сведений указанных марок сведениям единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, размещенной на официальном сайте ФСРАР в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
1. Проинформировать работников о недопустимости розничной продажи алкогольной продукции без марок или с поддельными марками.
2. Осуществлять контроль за наличием федеральных специальных и акцизных марок на алкогольной продукции.
3. Производить сканирование марок с использованием информации в ЕГАИС в целях проверки их подлинности.
4. Не допускать наличие в обороте предприятия алкогольной продукции без маркировки или с поддельной маркировкой.
5. В случае выявления фактов нахождения в обороте такой продукции принять меры по недопущению ее хранения и розничной продажи.
- Осуществление розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания дистанционным способом:
1. Ознакомиться с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом".
2. Не допускать розничную продажу алкогольной продукции в предприятиях торговли и общественного питания дистанционным способом.
- Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания несовершеннолетним:
1. Провести обучение и инструктаж работников о недопущении розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.
2. Довести до сведения лиц, непосредственно осуществляющих продажу алкогольной продукции, что в случае возникновения сомнения в достижении покупателем совершеннолетия, продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст этого покупателя.
Перечень таких документов определен приказом Минпромторга России от 31.05.2017 N 1728.
- Оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС:
1. Обеспечить наличие и функционирование оборудования для фиксации информации о закупке, хранении и розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.
2. Провести обучение и инструктаж персонала предприятия.
- Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по цене ниже установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти:
1. Обеспечить постоянный контроль за соблюдением положений приказов Минфина России от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов", от 27.04.2016 N 55н "Об установлении цены, не ниже которой осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа игристого вина (шампанского)".
- Непредставление покупателю документа с наличием на нем штрихового кода о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС:
1. Провести инструктаж работников о недопущении розничной продажи алкогольной продукции без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.
- Нарушение требований к форме и заполнению журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции:
1. Проинформировать ответственных лиц организации о неукоснительном соблюдении требований приказа Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 N 164 "О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения".
2. Осуществлять контроль за соблюдением положений указанного приказа в том числе в части правильности оформления и порядка ведения журнала, соответствии его формы установленному образцу, ежедневной фиксации итогов розничной продажи алкогольной продукции по установленной форме.
- Отсутствие правоустанавливающих документов на объект, используемый для осуществления деятельности:
1. Своевременно принимать необходимые меры по продлению или переоформлению правоустанавливающих документов на занимаемые помещения до истечения срока их действия.
2. Не допускать осуществление розничной продажи алкогольной продукции без правоустанавливающих документов на занимаемое помещение.
- Нарушение срока оплаты административных штрафов, назначенных за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенные в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции:
1. Неукоснительно соблюдать сроки оплаты административных штрафов, установленные действующим законодательством (60 дней с момента вступления в силу соответствующего решения или постановления суда, органа, должностного лица).
2. Проинформировать лицензирующий орган об уплате такого штрафа с приложением копии платежного документа.
- Отсутствие технических средств фиксации и передачи информации об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС:
1. Обеспечить наличие подключение хозяйствующего субъекта к ЕГАИС, а также функционирование технических средств фиксации и передачи информации об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС.
- Нарушение установленных законодательством сроков переоформления лицензии:
1. Ознакомиться с положением п. 13 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
2. Принимать необходимые меры по переоформлению лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в срок, не превышающий 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
- Нарушение порядка хранения остатков алкогольной продукции у организаций, у которых прекращена или аннулирована лицензия. Доступ к ЕГАИС предоставляется организация после их обращения в лицензирующий орган. Формы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС учета объема оборота алкогольной продукции установлены приказом Минфина России от 15.06.2016 N 84н:
1. Своевременно и в полной мере осуществлять учет алкогольной продукции, находящейся в организации.
2. Ознакомиться с положениями п. 5 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и приказа Минфина России от 15.06.2016 N 84н.
3. В случае возникновения необходимости обратиться в Департамент для предоставления доступа к ЕГАИС в целях осуществления процедур по учету алкогольной продукции в установленном законодательством порядке.
IV. Государственная услуга "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции"
Предоставление государственной "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" (постановление Правительства Москвы от 21.02.2012 N 59-ПП).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "государственной "Лицензирование" следует читать "государственной услуги "Лицензирование"
По состоянию на 12.12.2017 в Департаменте рассмотрено 5086 запросов (заявлений) на получение (продление срока действия, переоформление, прекращение) лицензии.
В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.
По результатам внеплановых выездных и документарных проверок с начала 2017 года принято 1674 решения о выдаче лицензии, 867 решений о продлении срока действия лицензии, 1112 решений о переоформлении лицензии, 523 решения о прекращении лицензии и 910 решений об отказе в предоставлении государственной услуги).
Основными нарушениями, послужившими основанием для принятия решений об отказе в предоставлении государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" являются:
- наличие задолженности по уплате налогов и сборов - 372 решения об отказе (41% от общего количества отказов);
- предоставление заявителем недостоверной информации 264 решения об отказе (29%);
- несоответствие объекта лицензирования лицензионным требованиям и условиям - 174 решения об отказе (19%);
- нахождение объектов лицензирования в местах, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции - 81 решение об отказе (8,9%).
В целях предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции юридическим лицам перед подачей запроса (заявления) на получение (продление срока действия, переоформление) лицензии рекомендуется:
1. проверить наличие (отсутствие) задолженности по уплате налогов и сборов у организации по состоянию на 1 число текущего месяца, в случае наличия задолженности погасить ее до обращения в лицензирующий орган;
2. ознакомится с информацией по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на официальном сайте Департамента.
Для сокращения временных затрат при подаче заявления о предоставлении государственной услуги юридическим лицам рекомендуется направлять запросы на получение государственной услуги в электронной форме через Портал государственных услуг.
V. Государственная функция по осуществлению государственного контроля за предоставлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
Государственная функция по осуществлению государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в отношении юридических лиц, зарегистрированных на территории города Москвы, имеющих лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих не подлежащую лицензированию розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих не подлежащую лицензированию розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
Государственный контроль осуществляется без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в форме наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства в части представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции и мероприятий по контролю.
В соответствии с положениями постановления Правительства Москвы от 06.04.2017 N 176-ПП ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, распоряжением Департамента торговли и услуг города Москвы утверждается Задание на проведение наблюдения.
В 2017 году распоряжениями Департамента были утверждены задания на проведение наблюдения и мероприятий по контролю за соблюдением требований по представлению деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за I, II, III кварталы 2017 года соответственно и перечни должностных лиц Департамента, уполномоченных на осуществление государственного контроля.
Задание на проведение наблюдения и мероприятий по контролю за соблюдением требований по представлению деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за IV квартал 2017 года будет утверждено до 20.01.2018.
Результатом исполнения государственной функции является дело об административном правонарушении по ст. 15.13 КоАП РФ по факту нарушения порядка и сроков представления деклараций, мотивированное представление по факту повторного в течение года нарушения срока представления деклараций.
В 2017 году мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в форме наблюдения проведены в отношении:
- 6 239 юридических лиц, зарегистрированных на территории города Москвы, имеющих лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, из них выявлено нарушителей - 651;
- 3 588 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих не подлежащую лицензированию розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, из них выявлено нарушителей - 760;
- 28 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих не подлежащую лицензированию розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, из них нарушителей не выявлено.
За 2017 год по результатам проведения контрольных мероприятий в форме наблюдения привлечено к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ 630 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (515 - юридические лица, 115 индивидуальные предприниматели).
В рамках исполнения постановления Правительства Москвы от 06.04.2017 N 176-ПП подготовлены мотивированные представления в отношении 229 лицензиатов, нарушивших сроки представления деклараций повторно в течение года, для решения вопроса об аннулировании лицензии в установленном законом порядке.
В текущем году 8 хозяйствующих субъектов обжаловали в судебном порядке постановления Департамента о назначении административного наказания по ст. 15.13 КоАП РФ.
По 5-ти организациям Арбитражным судом приняты решения в пользу Департамента, по 3-м организации судебные разбирательства не завершены.
Рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься в целях предупреждения и пресечения нарушений в сфере декларирования алкогольной и спиртосодержащей продукции
- Нарушение порядка и сроков при декларировании розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции:
1. Руководителю организации осуществлять необходимый контроль за должностным лицом, на которое возложена обязанность по представлению деклараций.
2. Должностным лицам, на которых возложена обязанность по представлению деклараций:
- своевременно сформировав и загрузив декларации в систему, отслеживать прохождение декларацией форматно-логического контроля и дожидаться получения протокола обработки декларации с информацией о принятии системой деклараций,
- обращать внимание на выбор региона при загрузке деклараций в информационную систему. Декларации представляются на регион по месту регистрации организации, Москва 77.
- представлять декларации с нулевым оборотом при наличии в отчетном квартале лицензии, даже если деятельность по розничной продаже алкогольной продукции не ведется.
Обязанность по предоставлению деклараций возникает у декларанта с даты принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и действует до момента ее окончания (данный вывод подтверждается судебной практикой - дело N А40-27947/2014, постановление Девятого арбитражного суда города Москвы N 09АП-20539/2015 по делу N А40-8100/2015, постановление Девятого арбитражного суда города Москвы N 09АП-15412/2016 по делу N А40-239499/2015, постановление Девятого арбитражного суда города Москвы N 09АП-25927/2016 по делу N А40-30924/2016 и другие).
VI. Региональный государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере торговой деятельности, похоронного дела, погребения и оказания ритуальных услуг
Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере торговой деятельности, похоронного дела, погребения и оказания ритуальных услуг осуществлялся в рамках административного регламента, утвержденного распоряжением Департамента торговли и услуг города Москвы от 30.12.2011 N 712 "Об организации исполнения Департаментом торговли и услуг города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере торговой деятельности; организации похоронного дела, погребения и оказания ритуальных услуг".
Указанное распоряжение отменено распоряжением Департамента от 05.10.2017 N 524.
В настоящее время подготовлен и находится в стадии согласования проект постановления Правительства Москвы, предусматривающий внесение изменений в постановление Правительства Москвы от 18 января 2011 г. N 9-ПП в части исключения положений по осуществлению Департаментом функции по региональному контролю за соблюдением законодательства в сфере организации похоронного дела, погребения и оказания ритуальных услуг.
Министр Правительства Москвы, |
А.А. Немерюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента торговли и услуг города Москвы (утв. Департаментом торговли и услуг г. Москвы от 18 декабря 2017 г.)
Текст обзора официально опубликован не был