Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 192701-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемые законопроектом изменения имеют целью привести к единообразию действующие правовые нормативные акты в части прав участников Великой Отечественной войны, поименованных в пп. 1, п.1, статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.95 г. N 5-ФЗ статус участника Великой Отечественной войны первоначально установлен для 8 категорий населения страны (в первую очередь - военнослужащим). При этом были зафиксированы различные меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны в зависимости от принадлежности к составу действующей армии места прохождения ими военной службы или работы.
Объем льгот для участников войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года предусмотрен ниже чем для военнослужащих, проходивших службу в частях, отнесенных к действующей армии, или гражданских лиц, переводившихся на положение военных (статья 15 ФЗ "О ветеранах").
При этом участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания в послевоенный период, имеют права на льготы, установленные для инвалидов войны, независимо от места прохождения ими службы в период войны.
Однако пенсионное обеспечение участников войны указанных категорий сохранило существенное различие в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении, в Российской Федерации" в части права на вторую пенсию. В указанном законе понятие "участники Великой Отечественной войны" закреплено лишь за гражданами, поименованными в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах". Это не охватывает все категории лиц, имеющих статус "участник Великой Отечественной войны" согласно Федеральному закону "О ветеранах", хотя установление статуса участника войны является предметом именно этого закона.
Принятые в 2000 году законы*(1), а также действующие до настоящего времени подзаконные нормативные акты*(2) в значительной мере расширили перечень лиц, не принимавших участия в боевых действиях либо даже не проходивших военную службу, но фактически отнесенных к участникам Великой Отечественной войны с предоставлением им полного объема мер социальной защиты, включая и пенсионное обеспечение.
Это - военнослужащие резерва офицерского состава, тыловых частей и учреждений (склады, базы, гурты скота, конные депо и т.д.) ..., лица вольнонаемного состава частей за период выполнения ими задач в пределах тыловых границ общевойсковых фронтов или на удалении до 100 км от уреза воды в пределах операционной зоны действующего флота;
работники предприятий, ... наркоматов и ведомств, переведенные на положение лиц, состоящих в Красной Армии, ... работники учреждений и организаций, ... командированные ... в действующую армию;
лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов ....;
лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады ... и награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и др.
Таким образом, в настоящее время прав участников Великой Отечественной войны в полном объеме лишена только одна из девяти групп населения страны, имеющих в настоящее время этот статус. Это - участники войны из числа военнослужащих, призванных на военную службу в период Великой Отечественной войны по условиям военного времени до достижения официального призывного возраста (16 - неполных 18 лет)*(3), а срок прохождения службы был для них увеличен вдвое без соответствующей законодательной базы.
Следует принять во внимание, что законодательством Республики Татарстан и г.Санкт-Петербурга всем участникам войны предоставлены льготы согласно статье 15 (без применения статьи 17). Аналогично решена проблема и законодательством ряда стран СНГ (Республики Беларусь, Украина и Молдова и др.).
Нельзя также игнорировать мнение Российских ветеранских общественных объединений - Российского Комитета ветеранов войны и Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, настоятельно выступающих за приведение к единообразию законодательных норм, регулирующих права оставшихся в живых участников войны.*(4)
Предлагаемый законопроект устраняет имеющиеся несоответствия в законодательстве и ликвидирует путем выравнивания прав противопоставление участников Великой Отечественной войны.
С учетом возрастной специфики категории граждан, права которой отражены в законопроекте, в случае принятия закона ввод его в действие с середины текущего года позволит избежать нарушения баланса годового бюджета всех уровней.
______________________________
*(1) О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ, "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" от 4 мая 2000 г. N 57-ФЗ и "О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации" "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 29 декабря 2000 г. N 167-ФЗ Генштаба ВС РФ
*(2) Директива Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации ДГШ-1 от 1 августа 1992 г.
*(3) Историческая справка о законодательных актах СССР и Российской Федерации об учреждении статуса участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Институт военной истории Минобороны РФ - Москва, 20.01.94 г.
Письмо Историко-архивного и военно-мемориального центра Генштаба ВС РФ от 07.08.95 г. N 328/1823
Постановления Государственного Комитета обороны военных лет о призыве на военную службу
*(4) Письма:
Российского Комитета ветеранов войны от 05.04.95 г. N 336/13; от 18.09.00 г. N 708/13, от 31.07.01 г. N 536; от 16.01.02 г. N 21/13
Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов от 27.10.00 г. N 292/25; от 18.01.02 г. N 13/25
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации"
Принятие закона с июля 2002 г. не нарушает баланса бюджетов всех уровней в части выплаты пенсий и реализации льгот участников Великой Отечественной войны:
1. Законопроект касается граждан Российской Федерации старше 75 лет, численность которых имеет выраженную тенденцию к снижению.
В течение 2000 года численность участников Великой Отечественной войны уменьшилась:
- инвалидов, имеющих право на получение двух - на 123663 человека;
пенсий,
- УОВ, пользующихся правом на льготы согласно - на 243542 человека;
статей 14 и 15 ФЗ "О ветеранах"
2. Финансовая потребность составляет:
- на выплату пенсии в соответствии с ФЗ "О 324000000 руб.
государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации"
- на реализацию льгот 274440000 руб.
3. Обеспечение финансовой потребности на выплату пенсий и реализацию льгот со второго полугодия за счет "высвобождаемых" финансовых ресурсов составляет:
а) на выплату пенсий 324000000 руб.
б) на реализацию льгот по статье 15 ФЗ "О 5514888000 руб.
ветеранах"
Подробный расчет представлен в приложении.
Приложение
Ориентировочный расчет финансовой потребности на реализацию мер
социальной защиты, а также на выплату пенсий по инвалидности участникам
Великой Отечественной войны (п/п "з" п/п.1, п.1, ст.2 ФЗ "О ветеранах")
в случае принятия законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон
"О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации"
I. Вводные данные
II. Расчет финансовой потребности за счет федерального бюджета на
пенсионное обеспечение участников ВОВ
III. Расчет финансовой потребности реализацию льгот по закону "О
ветеранах" (статья 15 минус статьи 17, 22 указанного закона)
I. Вводные данные
1. По данным Министра труда и социального развития Российской Федерации А.П.Починка*(1) численность обсуждаемой категории участников Великой Отечественной войны (п/п "з" п/п.1, п.1, ст.2 ФЗ "О ветеранах") в 2001 году составляла 164 тысячи человек.
2. Для расчета финансовой потребности на реализацию льгот согласно ФЗ "О ветеранах" использованы данные Минтруда РФ.
Стоимость льгот для одного льготопользователя в расчете на год составляет:
на участника ВОВ (Статья 15 ФЗ "О ветеранах") - 90409 руб.
на участника ВОВ (Статья 17 ФЗ "О ветеранах") - 66119 руб.
на ветерана труда - 15142 руб.
3. Учитывая, что обсуждаемая категория УОВ уже пользуется льготами согласно статей 17 и 22 ФЗ "О ветеранах", для расчета финансовой потребности на реализацию льгот использована разница в стоимости предполагаемых и фактически имеющихся льгот.
90409 - (66119 + 15142) = 9148 руб.
4. Для расчета финансовой потребности на выплату пенсий использованы данные отчетной формы N 94-собес, утв. пост. Госкомстата России от 07.02.00 г. N 9 и от 19.09.00 г. N 80, а также нормы ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации":
Численность ветеранов Великой Отечественной войны - получателей пенсий
в соответствии с ФЗ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
в 1999-2000 гг.
N п/п |
Категория ветеранов |
Численность | Снижение численно- сти 2001-2000 гг. (колонка 5 минус колонка 3 таблицы) |
Средний размер пенсии по инвали- дности (руб./ мес.) N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. |
|||
на 01.01.2000 |
N строки отчет- ной формы 94-со- бес |
нa 01.01.2001 |
N строки отчет- ной формы 94-со- бес |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Инвалиды Великой Отечест- венной войны (вследст- вие военной травмы) |
443100 (491678) |
09 132 |
369680 (423753) |
09 133 |
-73420 | 900 |
2. | Участники ВОВ, получаю- щие пенсию по старости (п/п 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветера- нах" за исключе- нием п/п "з") |
1551111 | 131 | 1380989 | 132 | -170122 | |
2-а | В том числе: участники ВОВ, получаю- щие вторую пенсию по инвалид- ности вследст- вие общего заболева- ния (п/п 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветера- нах" за исключе- нием п/п "з") |
771013 | 135 | 720770 | 139 | -50243 | 900 |
3. | Участники ВОВ (п/п "з", п/п 1, пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветера- нах") |
238456 | 126 | 108020 | 127 | -130436 | |
1-3 | Всего участни- ков BOB в т.ч. получате- лей 2-х пенсий |
2232667 1214113 |
1864143 1090450 |
-368524 123 663 |
900 | ||
4. | Лица, прорабо- тавшие не менее 6-ти месяцев в годы Великой Отечест- венной войны (22.06.41 - 09.05.45 гг.) (подпунк- ты 4 и 2 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветера- нах" ("труже- ники тыла военных лет") |
12852508 | 127 | 10765382 | 128 | -2087126 | |
5. | Лица, награжде- нные орденами и медалями за самоотве- рженный труд и безупреч- ную воинскую службу в годы Великой Отечест- венной войны (подпункт 4 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветера- нах" - ("труже- ники тыла военных лет") |
819174 | 128 | 805036 | 129 | -14138 | |
6. | Лица, награжде- нные медалью "За оборону Ленингра- да" или знаком "Жителю блокадно- го Ленингра- да" (подпункт 3 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветера- нах") |
393472 | 129 | 375134 | 130 | -18338 | |
1-6 | Общее число ветеранов Великой Отечест- венной войны (УОВ+ВОВ) |
16297821 | 13712477 | -2585344 |
5. Инвалидами являются около половины от общего числа участников войны (таблица, колонка 1, пункты 2-2а и 1-3), поэтому:
а) для расчета финансовой потребности на реализацию льгот согласно статьи 15 ФЗ "О ветеранах" использована исходная численность лиц, равная 80 тыс. человек (Приложение, раздел I, пункт 1:164000:2), поскольку остальные уже пользуются льготами по статье 14 указанного закона;
б) для расчета финансовой потребности на выплату пенсий по инвалидности согласно статьи 16 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" также использована численность лиц, равная 80 тыс. человек;
в) поскольку инвалиды 1 и 3 группы среди получателей второй пенсии из числа участников ВОВ-инвалидов вследствие общего заболевания составляют около 10% при расчетах финансовой потребности на выплату второй пенсии обсуждаемой категории лиц взят размер пенсии по инвалидности 2 гр. - 900 руб.
6. В расчетах используется демографическая составляющая, поскольку законопроект касается старшего поколения, численность которого не имеет тенденции к росту. Самому младшему из указанной категории лиц, призванных на военную службу до 9 мая 1945 года, в 2002 году исполнится 75 лет. Естественное ежегодное демографическое движение данной категории населения по возрастным группам старше 75 лет (данные Пенсионного фонда РФ и Госкомстата РФ) - 15-25%.
В расчетах использована средняя (15+25):2=20%
II. Расчет финансовой потребности за счет федерального бюджета
на пенсионное обеспечение участников ВОВ
1. Расчетная численность контингента 64000 чел. (60000 чел.)
на начало 2002 года с учетом
демографической составляющей
(-20%)
2. Средний размер пенсии по 900 руб.
инвалидности (Раздел I, пункт 5-в,
колонка 8 таблицы)
3. Сумма предполагаемой финансовой 900 х 6 х 60000 = 324000000
потребности на выплату пенсий в руб.
расчете на полугодие:
4. "Высвобождение" средств, 900 х 6 х 60000 = 324000000
предусмотренных в федеральном руб.
бюджете на выплату второй пенсии
за полугодие (см. колонку 7
таблицы: строка 1 + строка 2-а,
деленная на 2):
Таким образом, баланс федерального бюджета на 2002 год не нарушается.
III. Расчет финансовой потребности реализацию льгот по закону
"О ветеранах" (статья 15 минус статьи 17, 22 указанного закона)
1. Ориентировочная исходная 164000:2 = 80000 чел.
численность лиц,
пользовавшаяся льготами по
статье 17 ФЗ "О ветеранах"
на начало 2001 года:
2. Исходная численность при
расчете снижена:
а) на 10% за счет
демографической
составляющей (за 6 мес.);
б) на 10%, поскольку
законодательством
Республики Татарстан и
г.Санкт- Петербурга льготы
указанной категории
участников войны уже
предоставляются по статье
15 ФЗ "О ветеранах" и
дополнительное выделение
средств в случае принятия
обсуждаемого законопроекта
там не потребуется.
Численность лиц,
получающих льготы по
законодательству субъекта
РФ составляет около 10% от
общего числа участников
войны данной категории.
За вычетом указанной 64000 (60000) чел.
численности (Раздел III,
п.2, п/п а, б) расчетная
численность составит
3. Расчетный уровень 9148 руб.
финансовой потребности на
1 чел. в год (см. стр.1,
раздел I, п.3)
4. Финансовая потребность на 9148 х 60000 = 548880000 руб.
реализацию льгот в расчете
на год:
5. Финансовая потребность с 548880000:2 = 274440000 руб.
учетом ввода в действие с
1 июля 2002 года
6. Расчет обеспечения
финансовой потребности на
реализацию льгот:
а) Отрицательная динамика 243542 чел.
численности участников и
инвалидов Великой
Отечественной войны,
имеющих право на льготы
согласно статей 14 и 15 ФЗ
"О ветеранах" (стр.1,
таблица, колонка 7, строка
1 + строка 2)
То же за полугодие: 121771 чел.
б) Стоимость льготы на 1 90409 руб.
человека в год (стр.1,
раздел I, пункт 2, строка
1)
То же за полугодие 45204 руб.
в) "Высвобождающаяся" 45204 х 122000 = 5514888000 руб.
часть финансовых средств:
г) Разница между
"высвобождаемыми"
финансовыми ресурсами и
финансовой потребности на
реализацию закона в части
выравнивания льгот
составляет: 5514888000 - 274440000 = 5240448000 руб.
Таким образом, принятие закона не нарушает баланса бюджетов всех уровней в части реализации льгот участников Великой Отечественной войны.
______________________________
*(1) Стенограмма заседания Государственной Думы Российской Федерации 14.11.01 пункт 9
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации"
Принятие представляемого законопроекта не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия новых законодательных нормативных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.