Проект федерального закона N 190143-3
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
Глава II. Преобразование земельных долей (ст.ст. 6 -14)
Глава III. Оборот земельных участков (ст.ст. 15-24)
сельскохозяйственного назначения
Целью настоящего закона является допущение полезного для сельскохозяйственного производства оборота сельскохозяйственных земель, то есть их движения между сельскохозяйственными товаропроизводителями, государством и муниципалитетами путем совершения гражданско-правовых сделок.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Сельское хозяйство - деятельность по разведению скота, птицы, пушного звероводства, пчеловодства, рыбоводства, растениеводства и другая деятельность по выращиванию продуктов питания, сырья для промышленности, их первичной переработки и реализации.
Сельскохозяйственная собственность - имущественный комплекс предприятия (сельскохозяйственной организации или крестьянского (фермерского) хозяйства), состоит из сельскохозяйственной недвижимости и целевой сельскохозяйственной собственности.
Сельскохозяйственная недвижимость - земельные участки (пашня, луга, пастбища) и связанные с ними в производственном цикле хозяйственные постройки, мелиоративные и иные сооружения с относящимися к ним технологическим оборудованием и инвентарем.
Целевая сельскохозяйственная собственность - продуктивный и рабочий скот, птица, семенной и фуражный запасы, сельскохозяйственные машины и техника, оборудование и инвентарь, транспортные средства, авторские и иные интеллектуальные права, относящиеся к сельскому хозяйству.
Сельскохозяйственная организация - коммерческая организация любой организационно-правовой формы, для которой основным видом деятельности является производство, первичная переработка и реализация собственной сельскохозяйственной продукции (не менее 50 процентов объема реализации).
Доля участия в сельскохозяйственной организации - процент (дробь), показывающий соотношение между номинальной стоимостью вклада в уставный (складочный) капитал и стоимостью всего складочного капитала. Указанным процентом (дробью) определяется при продаже стоимость доли участия от всего накопленного имущества предприятия.
Общий земельный участок - земельная площадь в границах земель реорганизованного колхоза, совхоза, другого государственного предприятия, обозначенная на картах, местности и документах землеустройства, включая сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья, на которой возникла общая собственность граждан и государства.
Статья 2. Хозяйствующие субъекты на сельскохозяйственных землях
1. Сельскохозяйственные земли могут использоваться:
- государственными, муниципальными и частными сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
- государственными, муниципальными и частными научно-исследовательскими и образовательными учреждениями сельскохозяйственного профиля;
- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
2. Граждане, коммерческие и некоммерческие несельскохозяйственные организации любого вида могут приобретать и использовать сельскохозяйственные земли при условии создания сельскохозяйственных организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств.
Религиозные организации могут приобретать и использовать сельскохозяйственные земли для самообеспечения монастырей сельскохозяйственной продукцией без создания специализированных сельскохозяйственных организаций.
3. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не могут приобретать сельскохозяйственные земельные участки в собственность.
4. Граждане, а также несельскохозяйственные организации могут участвовать в сельскохозяйственном производстве путем внесения инвестиций, вкладов, паев в действующие сельскохозяйственные организации.
5. Не допускается приобретение организациями, находящимися под эффективным иностранным контролем, более 50 процентов долей участия (паев) в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации.
6. Арендаторы сельскохозяйственных земельных участков из числа иностранных компаний, иностранцев, лиц без гражданства не имеют права на льготы и привилегии российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также на государственную финансовую поддержку.
Статья 3. Требования к гражданам и юридическим лицам, приобретающим сельскохозяйственные земельные участки
1. Граждане, приобретающие земельные участки, должны отвечать следующим требованиям:
- возраст 18 лет;
- сельскохозяйственное образование и опыт работы в сельском хозяйстве не менее 3 лет;
- сдать квалификационный экзамен на допуск к ведению сельскохозяйственного производства.
2. Квалификационные требования для экзамена устанавливает федеральный орган исполнительной власти по сельскому хозяйству. Соответствующие органы субъектов Федерации детализируют требования применительно к своим условиям и устанавливают порядок их приема.
3. Субъекты Федерации могут заменить квалификационный экзамен на другую форму проверки подготовки претендента на приобретение земельного участка для крестьянского (фермерского) хозяйства.
4. Сельскохозяйственные организации должны иметь в составе управляющей дирекции специалистов сельского хозяйства.
Статья 4. Объекты гражданского оборота в сельском хозяйстве
Объектом гражданского оборота являются земельные участки с принадлежащей к ним сельскохозяйственной недвижимостью и свободные от другой недвижимости земельные участки.
Статья 5. Оборотоспособность земель сельскохозяйственного назначения
1. Оборот земель сельскохозяйственного назначения допускается при условии сохранения их целевого назначения и разрешенного использования, а также соблюдения режима пользования, ограничений и обременении, установленных при регистрации прав на земельный участок.
2. Субъекты Федерации с целью предотвращения обезземеливания сельских жителей своими законами устанавливают предельные нормы владения землей в собственности или аренде, а также предельное количество сельскохозяйственных предприятий в собственности одних им тех же физических и юридических лиц.
5. В субъектах Российской Федерации, в которых количество сельскохозяйственных угодий на одного постоянного жителя менее 0,2 га, продажа сельскохозяйственных земель и иной ее оборот, кроме аренды из государственных земель, запрещается.
6. Субъекты Российской Федерации, не вводившие частную собственность на сельскохозяйственные земли до принятия настоящего закона не обязаны и не вправе вводить ее впредь до изучения опыта действия настоящего закона.
Глава II. Преобразование земельных долей
Статья 6. Состав участников общей собственности на общий земельный участок
1. Участниками общей собственности на земельный участок реорганизованного хозяйства могут быть:
- граждане, имеющие свидетельства о праве на земельную долю в сельскохозяйственных угодьях (пашнях, лугах);
- граждане, имеющие сенокосные и полевые участки для личных подсобных хозяйств;
- государство - в отношении части сельскохозяйственных угодий сверх среднерайонной нормы передачи земли в собственность граждан, в отношении несельскохозяйственных угодий, полезащитных лесополос, водоемов, лесных угодий, иных земель, не включенных в паевой раздел, а также иной сельскохозяйственной недвижимости, оставшейся в государственной собственности;
- сельскохозяйственные организации, приобретшие в собственность часть земель или иную недвижимость в указанных границах;
- сельские муниципальные образования.
2. Общая собственность на указанный земельный участок прекращается после юридического и технического определения собственных земельных участков фермерских хозяйств, организаций и государства.
Статья 7. Управление общей собственностью, возникшей в границах земель реорганизованных сельских хозяйств
1. Для управления общим земельным участком, разрешения внутренних спорных вопросов, согласования местоположения земельных участков участники общей собственности образуют совет представителей.
От имени государства в нем участвуют представители органа исполнительной власти субъекта Федерации по сельскому хозяйству и иных уполномоченных субъектом Федерации органов.
2. К компетенции общего собрания (схода) участников общей собственности на общий участок относится утверждение проекта межевания земельных участков и распоряжение общим участком в целом.
Статья 8. Способы реализации права собственности на земельную долю
1. Свободный оборот прав собственности на земельную долю с момента вступления в силу настоящего закона прекращается.
2. Граждане, получившие свидетельства о праве собственности на земельную долю в общем земельном участке могут избрать один из способов, указанных в настоящей статье, не позднее одного года после вступления в силу настоящего закона.
Выделение земельного участка в счет права на земельную долю для последующей сдачи его в аренду или продажу запрещается.
3. Право собственности на земельную долю может быть преобразовано в право собственности на земельный участок в натуре для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
4. Право собственности на земельную долю может быть внесено в уставный капитал (паевой фонд) сельскохозяйственных организаций, созданных на базе реорганизованного хозяйства, без выделения земельного участка в натуре в обмен на долю участия в уставном капитале и право на гражданский оборот доли участия в соответствии с законодательством о хозяйственных обществах, товариществах, производственных кооперативах.
5. Передача права собственности на земельные доли сельскохозяйственной организации или крестьянскому хозяйству, находящимся за пределами общего участка, допускается с согласия других участников общей собственности на земельный участок реорганизованного хозяйства после выделения земельного участка в натуре.
6. В случае произведенных до принятия настоящего Закона разделения сельскохозяйственных организаций или передачи части или всех земель другим сельскохозяйственным организациям права на земельную долю сохраняются и могут быть реализованы в принявшей земли сельскохозяйственной организации по правилам настоящей статьи.
Под реализацией права на земельную долю понимается утверждение собранием участников общей собственности на общий земельный участок проекта межевания независимо от того, что оформление документов и межевание земель не было закончено в указанный срок.
7. Аренда земельных долей без выделения земельного участка в натуре, договора ренты и пожизненного содержания признаются ничтожными со дня их возникновения. Произведенные платежи должны быть засчитаны как выкупные платежи за земельную долю, выделение земельного участка в счет права на земельную долю для последующей сдачи в аренду или продажи запрещается.
8. Право на земельную долю как правило реализуется совместно с имущественным паем в одной сельскохозяйственной организации, если соглашением между гражданином и сельскохозяйственной организацией специально не оговорено иное.
9. Сельскохозяйственные организации принимают в уставный капитал (паевой фонд) земельные участки и земельные доли без выделения их в натуре по мере необходимости, добровольно, в соответствии со своими уставами.
Не допускается принуждения к принятию земельных долей или земельных участков в уставный капитал (паевой фонд) либо к их выкупу.
10. Взамен свидетельства о праве собственности на земельную долю граждане, реализовавшие свое право на земельную долю, получают документы о праве собственности на земельный участок для крестьянского хозяйства либо договор о внесении земельной доли в уставный капитал (паевой фонд) сельскохозяйственной организации и акт приема-передачи.
Статья 9. Невостребованные земельные доли
1. Неполученные гражданами в комитете по земельным ресурсам и землеустройству свидетельства о праве на земельную долю в период их выдачи дольщикам данного хозяйства и не востребованные в течение 3-х лет после этого признаются недействительными и подлежат погашению по акту с участием представителей органов местного самоуправления и управления по сельскому хозяйству, но сохраняются в течение 1 года после вступления в силу настоящего Закона на случай возникновения судебного иска.
2. Граждане, получившие свидетельства о праве на земельную долю, но не реализовавшие свое право в течение 1 года со дня вступления в силу настоящего Закона, теряют право на земельную долю. Это право погашается записью об этом в кадастровых документах.
3. Площади сельскохозяйственных угодий, соответствующие не востребованным свидетельствам о праве на земельную долю, переходят в государственную собственность субъектов Российской Федерации и включаются в фонд перераспределения земель.
4. В случае прекращения деятельности сельскохозяйственных организаций, созданных в результате реорганизации в 1992-1994 годах, отсутствия желающих создать крестьянское (фермерское) хозяйство, незаинтересованности других сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств или муниципальных образований в приобретении сельскохозяйственной собственности за счет прав на земельные доли, земли реорганизованных хозяйств поступают в государственную собственность субъектов Российской Федерации и зачисляются в фонд перераспределения земель.
Статья 10. Возникновение права собственности на земельные участки сельскохозяйственных организаций
1. Право собственности сельскохозяйственных организаций на землю возникает путем:
- внесения земельных долей граждан в их уставный капитал (паевой фонд);
- внесения субъектом Российской Федерации государственных земельных участков из состава общего участка в уставной капитал сельскохозяйственной организации;
- внесения земельных долей в уставный капитал (паевой фонд) других сельскохозяйственных организаций, если участники общего земельного участка отказались от их принятия. Условием приобретения земельных долей является выделение соответствующего земельным долям земельного участка.
2. Из земельных долей, внесенных в уставный капитал (паевой фонд) сельскохозяйственной организации, формируется земельный участок (участки) с оформлением права собственности сельскохозяйственной организации в установленном порядке.
3. Оценка вклада в уставный капитал (паевой фонд) производится в денежной форме не ниже кадастровой оценки земель, а если она не произведена - не ниже нормативной стоимости.
4. Собственные земельные участки зачисляются на баланс организации по кадастровой стоимости, а если кадастровая оценка не произведена - по нормативной цене.
5. В иных случаях право собственности на земельные участки у сельскохозяйственных организаций возникает путем купли-продажи и иных сделок, не связанных с земельными долями.
6. Государственные земли, занятые сельскохозяйственной недвижимостью сельскохозяйственных организаций, принадлежащей им на праве собственности и другие необходимые им земли могут быть выкуплены сельскохозяйственной организацией по кадастровой оценке, либо приняты в аренду, либо сохранены на праве постоянного (бессрочного) пользования с согласия уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7. Безвозмездная приватизация земельных участков из состава государственных или муниципальных земель не допускается.
Статья 11. Право собственности на земельные участки крестьянских (фермерских) хозяйств
1. Крестьянские (фермерские) хозяйства приобретают право собственности на земельные участки за счет земельных долей своих членов после отграничения их в натуре и регистрации в установленном порядке.
2. Земли, используемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения для сельскохозяйственного производства могут быть сохранены на этом праве либо переданы им в сельскохозяйственную аренду, либо выкуплены по кадастровой оценке.
Статья 12. Выкупные платежи за доли участия в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Выкупные платежи за внесенные в уставный капитал (паевой фонд) сельскохозяйственной организации или в фермерские хозяйства земельные доли, в случае выхода из состава участников организации с продажей ей доли участия или выхода из членов крестьянского (фермерского) хозяйства производятся с рассрочкой до 25 лет, если меньший срок не предусмотрен соглашением сторон.
Статья 13. Возникновение права муниципальной собственности на сельскохозяйственные земли
1. Для обеспечения сельских жителей земельными участками для личных подсобных хозяйств, сенокосами, пастбищами и скотопрогонами из общего земельного участка выделяются земли для расширения черты сельских населенных пунктов и находящиеся за чертой дополнительные земельные участки согласно реальной потребности, наличному количеству скота и перспективам развития животноводства в личных подсобных хозяйствах.
2. Такие земельные участки выделяются за счет государственной части земель общего участка или в счет части земельных долей граждан. Земельные участки, образованные в счет части земельных долей граждан, передаются сельским муниципальным образованиям на праве муниципальной собственности.
3. Земельные участки, передаваемые в собственность или в ведение сельских муниципальных образований, отражаются в проекте межевания общего участка.
Статья 14. Межевание земельных участков
1. Межевание общего земельного участка должно производиться с учетом рациональной организации землепользования, максимального сохранения площади сельскохозяйственных угодий и с учетом интересов соседних землепользователей.
2. Извещение о проведении общего собрания участников общей собственности производится путем объявления в газетах и другими доступными способами. Решение считается принятым, если за него проголосуют не менее двух третей от присутствующих на собрании участников общей собственности.
3. Межевание земельных участков, образующихся в результате реализации прав на земельные доли, производится в целом по общему земельному участку после того, как участники общей собственности на земельный участок утвердили проект межевания земель.
4. К утвержденному проекту межевания общего земельного участка прилагается список участников общей собственности с указанием паспортных данных, их личными подписями и датой. Прошнурованный и скрепленный печатью комитета по земельным ресурсам и землеустройству документ подлежит утверждению уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти после проверки законности процедур и оценки возникающих претензий.
5. Расходы на межевание земельных участков несут заинтересованные лица.
Глава III. Оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения
Статья 15. Условия оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения
1. Земельные участки сельскохозяйственного назначения могут продаваться свободно только для производства сельскохозяйственной продукции при соблюдении ограничений, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, настоящим законом и законами субъектов Федерации.
2. Не допускается отчуждение и залог сельскохозяйственных земельных участков без принадлежащей к ним недвижимости, за исключением земельных участков, не влияющих на экономическую жизнеспособность хозяйства.
При этом из движимой целевой сельскохозяйственной собственности технологическое оборудование и инвентарь следуют судьбе недвижимости, к которой они относятся, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
3. В случае ликвидации сельскохозяйственной организации или крестьянского (фермерского) хозяйства, объявления их банкротами, либо при неисполнении обязательств по залогу на продажу в первую очередь должен выставляться имущественный комплекс предприятия в целом, при отсутствии покупателей во вторую очередь экономически жизнеспособные имущественные комплексы его составных частей.
Организаторы продажи (торгов) привлекают потенциальных покупателей через местные, окружные и центральные средства массовой информации.
4. Земельные участки могут продаваться по цене не ниже кадастровой, а там, где она не определена - не ниже нормативной.
Нормативная цена устанавливается субъектами Федерации и не может превышать средней стоимости одного урожая, полученного по району за ряд лет типичной для данного субъекта Федерации культуры.
5. Сдача в аренду земельных участков, принадлежащих на праве собственности сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам запрещается. В случае нарушения данного требования сданные в аренду земельные участки подлежат принудительной продаже.
6. Для осуществления акта купли-продажи сельскохозяйственной недвижимости требуется разрешение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разрешение не дается в следующих случаях:
а) если другая сельскохозяйственная организация или крестьянское хозяйство данного субъекта Федерации, с высшим приоритетом в соответствии со статьей 20 нуждается в данном земельном участке для расширения сельскохозяйственного производства и желает его выкупить по объявленной цене;
б) если органы местного самоуправления хотят воспользоваться своим правом приоритетного выкупа земельного участка для своих нужд в соответствии со ст.17;
в) если органы исполнительной власти субъекта Федерации хотят воспользоваться своим правом приоритетного выкупа земельного участка для своих нужд в соответствии со ст.18;
г) если данный акт купли-продажи приведет к экономической нежизнеспособности продавца или не соответствует целям развития сельского хозяйства, определенным законами субъектов Федерации, в том числе, если в случае продажи селькохозяйственной организации в целом как имущественного комплекса или его подразделения не произведено отмежевание земель местного населения для его жизнеобеспечения;
д) если цена, указанная в договоре, ниже кадастровой (нормативной) цены, установленной для данного участка;
е) если квалификация фермера или работников сельскохозяйственной организации, желающих приобрести земельный участок, не соответствует требованиям для ведения сельскохозяйственного производства;
ж) если покупателем являются иностранная организация, лица без гражданства, иностранцы либо юридические лица, имеющие в своем уставном капитале 50 и более процентов капитала иностранцев, лиц без гражданства или иностранных юридических лиц.
5. С целью осуществления положений п.4 данной статьи собственник земельного участка должен подать в районную администрацию проект договора купли-продажи земельного участка и объявить цену.
6. Органы местного самоуправления обязаны опубликовать в местной прессе информацию о намерениях собственника земельного участка продать земельный участок не позднее, чем за месяц до принятия решения органами местного самоуправления об использовании ими своих прав приоритетного выкупа земельного участка.
7. Гражданский оборот сельскохозяйственной собственности и долей участия (паев) в сельскохозяйственных организациях осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, уставами организаций с учетом ограничений, установленных настоящим законом.
Статья 16. Право местных хозяйств на приоритетный выкуп земельных участков
1. Если сельскохозяйственная организация или крестьянское хозяйство имеет намерение продать сельскохозяйственный участок, то хозяйство, расположенное в районе, где продается земельный участок, имеет приоритетное право его приобретения, если:
оно располагает финансовыми, кадровыми и другими ресурсами для обработки данного участка;
имеет квалификацию для ведения сельского хозяйства.
2. При наличии нескольких претендентов с правами приоритетного приобретения предпочтение отдается хозяйству, ведущему более интенсивное животноводство.
3. Право приоритетного приобретения должно реализоваться в течение месяца после публикации в районной газете о намерении продажи земельного участка и по той же цене, которая указана в публикации. Если продавец снижает цену, он должен дать новое объявление.
4. На земельные участки, приобретенные лицами, пользующимися правом приоритетного выкупа, устанавливается мораторий на его перепродажу сроком на 5 лет.
Статья 17. Право органов местного самоуправления на приоритетный выкуп земельных участков
1. Органы местного самоуправления имеют право приоритетного выкупа предлагаемого к продаже земельного участка:
для последующего выделения этого земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, под огороды, личные подсобные хозяйства при необходимости расширения черты населенного пункта, если новая черта утверждена в установленном порядке;
для других нужд, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления имеют также право приоритетного выкупа предлагаемых к продаже сельскохозяйственных земель, если:
цена, указанная в договоре о купле-продаже, искусственно занижена.
В таких случаях земельный участок поступает в фонд перераспределения земель.
3. Органы местного самоуправления имеют право пользоваться своим правом приоритетного выкупа в течение месяца после поступления заявки собственника о намерении продать свой земельный участок.
4. Органы местного самоуправления обязаны в течение этого срока сообщать уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации об отказе или использовании своего права приоритетного выкупа земельного участка.
Статья 18. Право приоритетного выкупа земельных участков органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право приоритетного выкупа предлагаемого земельного участка в течение месяца после отказа органов местного самоуправления от использования своего права приоритетного выкупа земельного участка:
для последующего выделения этого земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, под огороды, личные подсобные хозяйства;
для организации жилищного строительства;
для использования под строительство объектов инфраструктуры, строительства дорог и других объектов общего пользования;
для других нужд, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право приоритетного выкупа предлагаемых к продаже сельскохозяйственных земель, если:
цена, указанная в договоре о купле-продаже, искусственно занижена;
В таких случаях земельный участок поступает в фонд перераспределения земель.
Статья 19. Фонд перераспределения сельскохозяйственных земельных участков
1. Свободные от прав аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, выкупленные субъектами Российской Федерации и муниципалитетами и конфискованные земельные участки сельскохозяйственного назначения зачисляются в государственный фонд перераспределения сельскохозяйственных земель.
2. Заинтересованные лица вправе получить исчерпывающую информацию о земельных участках фонда перераспределения сельскохозяйственных земель.
3. Привлечение желающих организовать сельскохозяйственное производство на земельных участках фонда перераспределения сельскохозяйственных земель лежит на ответственности субъектов Российской Федерации и уполномоченных ими органов исполнительной власти.
4. Сельскохозяйственная аренда может быть краткосрочной - до пяти лет, если участок запланирован под будущее строительство.
По общему правилу сельскохозяйственная аренда должна иметь долгосрочный характер - не менее 12 лет.
Гражданам земельные участки могут предоставляться в пожизненную наследуемую аренду.
5. Земельные участки из Фонда перераспределения земель предоставляются в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям на конкурсной основе. Основанием для решения является предлагаемый приобретателем бизнес-план, где должны быть указаны производственная структура, план финансирования, квалификация руководителя и сотрудников. При этом хозяйствам, планирующим заниматься животноводством, при прочих равных условиях отдается предпочтение.
6. Если несколько хозяйств предъявляют одинаковые по качеству бизнес-планы в отношении одного и того же земельного участка, преимущество отдается:
- местному хозяйству;
- заново созданной или не местной сельскохозяйственной организации.
7. Органы представительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить другие правила приоритетности при принятии решения об итогах конкурса, исходя из местных условий, имея в виду состояние занятости сельского населения и его обеспеченность землей.
8. Решение об итогах конкурса по договорам аренды принимается районной земельной комиссией. Члены районной земельной комиссии должны быть представителями государственных и не государственных организаций, имеющих определенное отношение к сельскому хозяйству в данном районе. Список членов районной земельной комиссии утверждается администрацией субъектов Российской Федерации.
9. Победителю конкурса земля предоставляется на основе договора аренды на заявленный срок.
10. При выполнении всех условий договора арендатор имеет право на беспрепятственное продление договора на тех же условиях.
11. По истечении 12-летнего срока арендатор из числа граждан Российской Федерации имеет право выкупа земельного участка по рыночной цене за вычетом уплаченной арендной платы.
12. После выкупа собственник земельного участка имеет право распоряжаться им в рамках и при соблюдении действующих на момент продажи ограничений в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.
13. Субаренда сельскохозяйственных земельных участков запрещается, за исключением срочного безвозмездного пользования, а также на период до совершеннолетия наследников крестьянского хозяйства при отсутствии совершеннолетних членов хозяйства.
14. Величина арендной платы должна обеспечивать среднюю рентабельность сельскохозяйственного производства в данном районе в данном году.
15. Особенности сельскохозяйственной аренды устанавливаются законами субъектов Федерации, в том числе порядок объявления предельной арендной платы за земельные участки, а также правила аренды иной сельскохозяйственной недвижимости и обязанности субъекта Российской Федерации как арендодателя.
Статья 20. Дополнительные требования к крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям
1. При нежелании или невозможности работать в крестьянском хозяйстве собственники обязаны его продать с соблюдением положений настоящего закона и законов субъекта Федерации в течение одного года либо преобразоваться в сельскохозяйственную организацию и привлечь специалистов для управления ею.
2. Граждане и организации, не использующие сельскохозяйственные земельные участки, обязаны возместить субъекту Российской Федерации стоимость неполученного урожая, среднего в данном году для данного района.
3. Сельскохозяйственные организации, имеющие земельные участки в собственности, изменившие свою деятельность на несельскохозяйственную либо не обрабатывающие часть своих земель, или не использующие постройки и сооружения, обязаны продать их в течение одного года, а до этого срока вправе сдавать их в аренду.
5. Несельскохозяйственные организации или граждане, по каким-либо основаниям гражданского оборота, в том числе по наследству, получившие сельскохозяйственную собственность, не создавшие сельскохозяйственную организацию или крестьянское (фермерское) хозяйство, обязаны произвести ее отчуждение в течение одного года, а до этого срока могут сдавать ее в аренду.
6. Иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства, а также российские юридические лица с эффективным иностранным контролем или контролем лиц без гражданства, получившие на законных основаниях сельскохозяйственные земельные участки в собственность, обязаны произвести их отчуждение в течение одного года.
7. Разница между ценой приобретения земельного участка и ценой его продажи за вычетом произведенных затрат на улучшение земли и долгосрочных вложений подлежит изъятию в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
8. Невыполнение требований, предусмотренных пунктами 1-6 настоящей статьи, влечет принудительное исполнение по решению суда по иску органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контроль за использованием сельскохозяйственных земель.
Статья 21. Залог земельных участков сельскохозяйственного назначения
1. Залог земельных участков сельскохозяйственного назначения в обеспечение предоставленного финансово-кредитной организацией кредита может производиться собственником или арендатором земельного участка из состава государственных и муниципальных земель в соответствии с нормами Гражданского кодекса, Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости) и условиями настоящей статьи:
залогодержателями могут выступать банки и кредитные организации, имеющие лицензию на кредитование под залог земель сельскохозяйственного назначения;
выдача закладной на земельные участки сельскохозяйственного назначения запрещается;
залог права аренды производится с согласия арендодателя;
цена земельного участка не может быть ниже кадастровой оценки;
кредит предоставляется на срок до пяти лет, причем в первый год основной долг и проценты по нему не взымаются;
превышение величины обеспечения кредитного обязательства над размером кредита не может быть более чем на 40 процентов;
залогодержатель не вправе обратить заложенный земельный участок в свою собственность, собственность третьих лиц либо получить его в аренду;
принудительная реализация заложенного земельного участка на торгах допускается с соблюдением круга лиц и приоритетов, установленных настоящим Законом;
передача земельного участка новому владельцу производится либо до начала посевной, либо по окончании уборки урожая;
если залогодатель частично выполнил свои обязательства по залогу, взыскание обращается на часть земельного участка, пропорциональную невыполненному обязательству;
2. Взыскание не может быть обращено на земельный участок, если залогодатель не исполнил свое обязательство вследствие обстоятельств, не зависящих от его воли (стихийные бедствия, засуха, саранча и т.п.). В таких случаях суд может принять решение об отсрочке обязательства до трех лет. В иных случаях, принимая во внимание уважительные обстоятельства, в том числе, если земельный участок составляет экономическую основу жизни его семьи, суд может удовлетворить просьбу должника об отсрочке до одного года;
3. Залог имущественного комплекса сельскохозяйственного предприятия в целом требует согласия уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Федерации, которое не дается, если экономические показатели хозяйства, его перспективы и условия залога заведомо не позволяют выполнить обязательства по залогу.
Статья 22. Участие в земельном обороте общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
1. Выделяемые общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока земельные участки сельскохозяйственного назначения могут предоставляться на праве общинной собственности согласно законам субъектов Федерации из расчета установленной среднерайонной нормы на члена общины.
Использование общинных земель определяется внутриобщинными обычаями и Уставом общины.
2. Общины вправе отчуждать и приобретать сельскохозяйственные участки в соответствии с настоящим Законом.
Статья 23. Оборот сенокосных участков
Правила, нормы предоставления и оборота сенокосных земельных участков устанавливаются законами субъектов Федерации с учетом местных обычаев, пожеланий владельцев скота, имея целью поощрение занятий животноводством.
Статья 24. Введение в действие настоящего Федерального закона
1. Ввести в действие настоящий Федеральный закон со дня его официального опубликования.
2. Сделки с правами собственности на земельные доли, заключенные до издания настоящего Закона, соответствующие ранее действовавшему законодательству, признаются действительными.
3. Отменить пункт 1 статьи 63 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
4. Предложить Президенту Российской Федерации: привести изданные им правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
5. Впредь до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации эти федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
6. Поручить Правительству Российской Федерации:
- привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты;
- принять правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.