Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О порядке досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации"
Предлагаемый проект федерального закона направлен на создание механизма реализации частей 2 и 3 статьи 92 и статьи 93 Конституции РФ.
Суть законопроекта заключается в установлении в соответствии с Конституцией РФ организационных и правовых основ досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также обеспечения непрерывности и стабильности осуществления полномочий Президента Российской Федерации.
Ожидаемые социальные последствия принятия данного закона заключаются, с одной стороны, в усилении ответственности Президента РФ перед народом, поскольку строгая регламентация порядка (процедуры) досрочного прекращения исполнения полномочий главы государства позволит реально использовать статьи 92 и 93 Конституции РФ. С другой - в исключении возможности превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности, а также в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ.
Законопроект устанавливает порядок прекращения исполнения Президентом Российской Федерации принадлежащих ему полномочий в случае своей отставки. При этом в законопроекте отмечается, что Президент РФ до указанной в заявлении даты досрочного прекращения исполнения принадлежащих ему полномочий осуществляет полномочия главы государства в полном объеме и может отозвать заявление о своей отставке в любое время до официального сообщения Правительства Российской Федерации об отставке главы государства.
В качестве основания для досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия законопроект предлагает практическую невозможность для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, или иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, а также невозможность восстановления такой способности до истечения срока его пребывания в должности Президента Российской Федерации. Такая формулировка основания досрочного прекращения полномочий главы государства соответствует выводам Конституционного Суда РФ по делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции РФ (Постановление от 11 июля 2000 г. N 12-П).
В законопроекте нашли отражение все стадии досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ по данному основанию, начиная от инициирования процедуры установления стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, участия Верховного и Конституционного Судов РФ в данном процессе, проведения медицинской экспертизы - до объявления о досрочном прекращении полномочий Президента РФ.
Кроме того, законопроект устанавливает, какой орган и в каком порядке будет принимать меры по установлению стойкого, постоянного и необратимого характера неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В таком случае Верховный Суд РФ возлагает на медицинский консилиум обязанности по непрерывному фиксированию в специальном журнале (надлежащим образом прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью Верховного Суда Российской Федерации) в течение четырех месяцев подряд способности или неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья исполнять свои полномочия в полном объеме.
Примечательно, что предусмотренный подход к регулированию механизма участия всех основных федеральных органов государственной власти в данной процедуре способствует соблюдению принципа баланса и взаимодействия всех ветвей власти при решении столь важного конституционного вопроса.
Закрепляя порядок (процедуру) выдвижения обвинения в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления против Президента Российской Федерации в качестве основания для отрешения Президента Российской Федерации от должности, а также порядок участия Государственной Думы, Совета Федерации, Верховного и Конституционного Судов РФ в этом процессе, законопроект уточняет и дополняет механизмы, предусмотренные в статье 93 Конституции РФ.
В целях обеспечения непрерывного исполнения полномочий Президента РФ в случае досрочного прекращения принадлежащих ему полномочий законопроект не только устанавливает, что его обязанности исполняет Председатель Правительства РФ (как это предусмотрено в Конституции РФ), но и закрепляет возможность исполнения обязанностей Президента РФ иными высшими должностными лицами: если в случае досрочного прекращения Президентом РФ принадлежащих ему полномочий Председатель Правительства РФ не может временно исполнять его обязанности (по причине отставки, сложения полномочий, отрешения от должности, кончины, совершения тяжкого преступления либо несоответствия требованиям, предъявляемым Конституцией РФ к кандидату в Президенты РФ), то их временное исполнение на тех же основаниях вплоть до выборов нового Президента РФ возлагается на другое должностное лицо в следующей очередности:
а) Председатель Совета Федерации;
б) Председатель Государственной Думы;
в) Председатель Конституционного Суда Российской Федерации;
г) Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
д) Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, координирующий вопросы финансов, налогов и сборов;
е) Заместитель Председателя Совета Федерации, получивший большинство голосов членов Совета Федерации (вариант: Первый заместитель Председателя Совета Федерации);
ж) Заместитель Председателя Государственной Думы, получивший большинство голосов депутатов Государственной Думы (вариант: Первый заместитель Председателя Государственной Думы).
При этом предусматривается, что данные лица на время исполнения обязанностей Президента Российской Федерации уходят в отставку с занимаемых должностей (вариант: приостанавливают свою деятельность в занимаемых должностях).
Принятие данного федерального конституционного закона не потребует дополнительных материальных и иных затрат.
Перечень
законов и нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия
которых потребует принятие законопроекта "О порядке досрочного
прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации"
Принятие законопроекта "О порядке досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации" не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия других законов и нормативных актов.
Финансово-экономическое обоснование
законопроекта "О порядке досрочного прекращения исполнения полномочий
Президента Российской Федерации"
Федеральный закон "О порядке досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации" не потребует финансовых затрат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.