Государственный научно-исследовательский институт просит дать разъяснение по следующей ситуации. На основании п. 15 постановления Правительства РФ от 30.03.2001 N 255 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" нашему институту предоставлено право направлять доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, на содержание и развитие материально-технической базы нашего предприятия. Арендные платежи зачисляются на счета нашего предприятия, открытые в коммерческих банках. Просим разъяснить порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с получением доходов от аренды, расходов, осуществляемых за счет этих средств, а также налоговые обязательства, возникающие при этом.
Также просим разъяснить порядок начисления и уплаты НДС:
1. Имеет ли право наш институт применять п. 3 ст. 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Порядок выставления счетов-фактур арендаторам на основании вышеназванной статьи (выделять в нем НДС или нет, выставлять счета-фактуры на общую сумму или на сумму арендной платы без НДС)
1. Пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2001 N 255 "О Федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что доходы от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности имущества, получаемые государственными научными центрами Российской Федерации, являющимися государственными унитарными предприятиями, направляются ими на содержание и развитие своей материально-технической базы.
Указанные доходы поступают на счета этих государственных научных центров, открытые в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.
Контроль за поступлением и расходованием средств от сдачи в аренду федерального имущества указанных государственных научных центров осуществляется соответственно Министерством имущественных отношений Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся.
Таким образом, государственные научные центры Российской Федерации, являющиеся государственными унитарными предприятиями, и поименованные в перечне, утвержденном в приложении N 1 постановления Правительства РФ от 30.03.2001 N 255, имеют право доходы от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности закрепленного за ними имущества направлять на содержание и развитие их материально-технической базы.
Учитывая вышеизложенное, доходы от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности имущества, получаемые вышеназванными организациями, не являются объектом обложения налогом на прибыль.
Что касается вопроса отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с получением доходов от аренды, расходов, осуществляемых за счет этих средств, следует иметь в виду следующее.
В соответствии с п. 3 приказа Минфина России от 29.07.98 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" и данного Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.
Таким образом, по вопросам, касающимся порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, следует обращаться в Министерство финансов Российской Федерации.
2. В соответствии с п. 3 ст. 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.
При оказании услуг научным учреждением по сдаче в аренду закрепленного за ним федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договора аренды, заключенного между арендатором и балансодержателем - научным учреждением (организация, не относящаяся к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) без органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления (арендодателя), уплату налога в бюджет осуществляет данное научное учреждение, вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную арендную плату - на счет балансодержателя имущества (научного учреждения), в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.
В случае если договор аренды заключен между арендатором, балансодержателем - научным учреждением и органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления (трехсторонний договор), то применяется порядок уплаты налога в бюджет, указанный в п. 3 ст. 161 Кодекса, то есть плательщиком налога от суммы арендной платы является арендатор федерального или муниципального имущества, или имущества субъектов Российской Федерации.
В зависимости от того, кто является плательщиком налога на добавленную стоимость от суммы арендной платы, тот и должен выписывать счет-фактуру с пометкой "аренда государственного или муниципального имущества". Порядок составления счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книг покупок и книг продаж утвержден постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 и от 15.03.2001 N 189.
Если плательщиком налога является научная организация, то она составляет счет-фактуру на сумму арендной платы с выделением налога на добавленную стоимость в двух экземплярах, первый из которых представляется арендатору имущества. Второй экземпляр счета-фактуры регистрируется в книге продаж научной организации. В книге покупок счет-фактура регистрируется только в той части арендного платежа, который подлежит списанию в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения, и в соответствующей доле подлежит возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость.
В случае если обязанности плательщика налога возникают у арендатора, то он должен составить счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой "аренда государственного или муниципального имущества". Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. В книге покупок счет-фактура регистрируется только в той части арендного платежа, который подлежит списанию в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения и в соответствующей доле подлежит возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость.
При этом указанный счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации-арендатора и скрепляется печатью этой организации.
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления
государственный советник налоговой службы III ранга
22 июня 2001 г.
"Московский налоговый курьер", N 18, 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1