Письмо Управления МНС по г. Москве от 16 июля 2001 г. N 03-12/32184
Вопрос: 1. Каковы особенности бухгалтерского и налогового учета представительских расходов?
2. Каким образом учитывается НДС при определении включения в состав себестоимости продукции (работ, услуг) для целей налогооблагаемой прибыли представительских расходов организации в пределах установленных норм?
Ответ: 1. В соответствии с пп. "и" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества.
Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и о порядке их применения" (в редакции приказа Минфина России от 01.03.2001 N 18н) определено, что представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, - это расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации.
К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов. Организации рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации.
Вышеуказанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных советом (правлением) смет предприятия на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по установленным нормативам.
Таким образом, затраты организации, отвечающие вышеуказанным требованиям, могут быть рассмотрены как представительские расходы и подлежат отнесению на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения в пределах размеров, исчисляемых по нормативам, установленным приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н (в редакции приказа Минфина России от 01.03.2001 N 18н).
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п. 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 273 (с учетом изменений и дополнений), одной из основных задач Минфина России является обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях).
В связи с этим, по вопросам порядка отражения в бухгалтерском учете представительских расходов следует обращаться в Министерство финансов Российской Федерации.
2. Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н установлено, что при определении величины предельных норм представительских расходов используется показатель выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость, для организаций, осуществляющих торговую деятельность, при расчете предельных размеров представительских расходов используют показатель валовой прибыли.
Согласно вышеуказанному Приказу в случае, если объем выручки от продажи продукции (работ, услуг) организации, не ведущей торговую деятельность, составил 30 млн. руб., включая НДС, предельный размер представительских расходов, принимаемых при налогообложении, составляет 1 процент от вышеуказанного объема выручки, или 300 тыс. руб.
Предельный размер представительских расходов, рассчитанный исходя из выручки от реализации продукции (работ, услуг) или исходя из иного показателя, используемого при определении финансового результата с учетом налога на добавленную стоимость, включая сумму налога на добавленную стоимость. При определении облагаемой налогом прибыли представительские расходы принимаются в предельных размерах, уменьшенных на величину сумм НДС, подлежащих возмещению (зачету) из бюджета.
Основание: письмо УМНС России по г. Москве от 05.04.2000 N 03-08/13058.
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 16 июля 2001 г. N 03-12/32184
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 19, 2001 г.