Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 66 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год"
Статья 66 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" устанавливает сроки погашения задолженности перед федеральным бюджетом организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, по переоформленным в государственный внутренний долг Российской Федерации централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах, и начисленным по ним процентам, а также размер платы за обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации по указанным кредитам и начисленным по ним процентам.
Погашение задолженности по самим централизованным кредитам и начисленным по ним процентам должно производиться с 1 января 2005 года до 1 декабря 2010 года, а задолженности по выплате процентов за обслуживание государственного внутреннего долга - с 1 января 2001 года до 1 декабря 2005 года. С 1 января 2001 года плата за обслуживание государственного внутреннего долга устанавливается в размере 5 процентов годовых.
Большая часть указанной задолженности не имеет источника погашения, поскольку одни организации-заемщики к настоящему времени прекратили свое существование, другие - являются неплатежеспособными. Поэтому бремя погашения задолженности ложится на бюджеты субъектов Российской Федерации, под гарантии которых задолженность по централизованным кредитам переоформлялась на государственный внутренний долг Российской Федерации.
Статьей 77 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрена реструктуризация этой задолженности. Задолженность уменьшается на сумму начисленных по состоянию на 1 января 2002 года процентов за обслуживание государственного долга, за исключением сумм, подлежащих выплате в 2001 году, а также на сумму задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам, не имеющей источников погашения.
Таким образом, остается неурегулированной проблема выплаты сумм, подлежащих погашению в 2001 году, и процентов за обслуживание государственного внутреннего долга за текущий год.
В связи с этим вносимым законопроектом предлагается перенести с 1 января 2001 года на 1 января 2002 года сроки начала погашения задолженности по выплате процентов за обслуживание государственного внутреннего долга прошлых лет и начала выплаты процентов за обслуживание государственного внутреннего долга в размере 5 процентов.
Принятие данного законопроекта позволит в значительной степени облегчить положение бюджетов субъектов Российской Федерации, прежде всего Севера России, и в течении 2001 - 2002 годов полностью решить проблему задолженности по указанным централизованным кредитам.
Реализация федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 66 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" не требует отмены, изменения, дополнения или принятия новых законодательных актов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 66 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год"
Объем задолженности субъектов Российской Федерации по гарантиям, предоставленным по переоформленным в государственный внутренний долг Российской Федерации централизованными кредитами и начисленным по ним процентам, составляет 23,5 млрд. рублей.
Кроме того, по обслуживанию указанного долга за период с 1 апреля 1995 года по 2001 год начислены проценты в сумме 10,8 млрд. рублей, из которых в текущем году должно быть возвращено 2,9 млрд. рублей, в том числе 1,7 млрд. рублей предприятиями АПК.
Учитывая, что в настоящее время значительная часть организаций-должников признана банкротами, ликвидировано в установленном порядке или фактически прекратила свою деятельность, указанная задолженность субъектов Российской Федерации по предоставленным гарантиям не имеет реальных источников погашения.
Взыскание этой задолженности с бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, может привести к серьезным проблемам при исполнении данных бюджетов, связанным с финансированием повышения оплаты труда работников бюджетных организаций и повышением кредиторской задолженности по завозу товаров (продукции) на Север в текущем году.
Принятие указанного законопроекта не повлечет за собой изменение объемов по доходам и расходам, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.