Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 90027856-3
"Об альтернативной гражданской службе"
Проект федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" подготовлен в соответствии со статьей 59 (частью 3) Конституции Российской Федерации, предоставляющей гражданину Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой (далее - альтернативная служба).
Принятие закона необходимо в целях обеспечения законодательного регулирования данного конституционного права.
Законодательное регулирование права на альтернативную службу входит в число обязательств, принятых на себя Россией при вступлении в Совет Европы (Заключение ПАСЕ N 193 по заявке России, Страсбург, 25 января 1996 года).
При разработке данного законопроекта был учтен ряд законопроектов, подготовленных ранее комитетами и комиссиями Верховного Совета СССР, Верховного Совета Российской Федерации, Государственной Думы первого и второго созывов; изучен опыт зарубежного законодательства (ФРГ, Италии, Норвегии, Финляндии, Швеции, Молдовы и других государств). Авторами законопроекта учтены и обобщены материалы многочисленных публичных обсуждений данного вопроса, замечания и предложения министерств и ведомств, общественных организаций, а также результаты экспериментов по организации альтернативной службы в субъектах Российской Федерации (Пермская область и другие регионы).
Проект федерального закона содержит 5 глав и 34 статьи.
В первой главе дается понятие альтернативной службы, определяются основания для замены военной службы альтернативной службой, устанавливается срок и место ее прохождения службы.
Альтернативная служба определяется как обязательный общественно-необходимый труд, возлагаемый на граждан, подлежащих призыву на военную службу, взамен прохождения военной службы.
Альтернативнослужащие выполняют свой гражданский долг в государственных и муниципальных организациях социальной сферы, в том числе в системе здравоохранения, в организациях и учреждениях коммунального, лесного, природоохранного хозяйства, в системах противопожарной и гидрометеорологической служб, на гражданских должностях в системе органов МЧС. По решению Правительства Российской Федерации возможно прохождение альтернативной службы в организациях иных, определяемых в соответствии с данным законом, федеральных органов исполнительной власти. Прохождение альтернативной службы на гражданских должностях в Вооруженных Силах, других войсках, формированиях, комплектуемых в том числе за счет призывного контингента, в которых предписано приведение к Военной присяге, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники, допускается только с согласия гражданина, направляемого на альтернативную службу. В негосударственных организациях, в том числе общественных объединениях, организация альтернативной службы законопроектом не предусмотрена.
Срок альтернативной службы превышает установленный законом максимальный срок военной службы в полтора раза и составляет 36 месяцев, для имеющих высшее образование - 18 месяцев. Для граждан, проходящих альтернативную службу на гражданских должностях в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, срок службы составляет соответственно 24 и 12 месяцев.
Вторая глава регулирует процесс направления на альтернативную службу. В соответствии с законопроектом гражданином подается заявление в военный комиссариат и в территориальный орган исполнительной власти по труду и социальному развитию по месту своего постоянного проживания течение шести месяцев до начала полугодия, на протяжении которого гражданин подлежит в установленный срок до начала призыва. При этом в обоснование своего заявления гражданин должен изложить причины, побудившие его ходатайствовать о замене ему военной службы альтернативной службой. К заявлению в обязательном порядке прилагаются автобиография, характеристика с места учебы и (или) работы гражданина, а также могут быть приложены другие материалы, обосновывающие ходатайство. Устанавливается процедура рассмотрения заявления призывной комиссией, принятия решения, а также основания для отказа в замене военной службы альтернативной службой. Жалобы граждан на отказ в направлении на альтернативную гражданскую службу, рассматриваются призывной комиссией субъекта Российской Федерации, а также решаются в судебном порядке.
Третья глава определяет порядок прохождения альтернативной службы, перевода для дальнейшего прохождения службы в другую организацию, рассмотрения обращений гражданина, проходящего службу, предоставления отпусков, увольнения, службы в запасе, а также социальные гарантии альтернативнослужащих. Регулируются обязанности администрации организаций, в которых граждане проходят альтернативную службу. Устанавливаются ограничения прав и свобод гражданина в период прохождения им альтернативной службы. Раскрывается понятие "уклонение от альтернативной службы".
В четвертой главе регламентированы полномочия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по организации альтернативной службы. По мнению авторов законопроекта, на первоначальном этапе становления альтернативной службы создание самостоятельной вертикали государственного управления этой службой нецелесообразно. Опыт стран, вводивших альтернативную службу ранее, показывает, что в первые годы после вступления в силу закона об альтернативной службе количество альтернативнослужащих является относительно небольшим. В связи с этим представляется возможным возложить управление альтернативной службой на Министерство труда и социального развития и его территориальные органы.
Предлагаемая модель организации альтернативной службы не является затратной, поскольку граждане проходят ее на вакантных должностях, финансируемых из федерального, регионального и местного бюджета. Финансирование системы управления на первоначальном этапе также не потребует дополнительных материальных вложений.
Справка
о состоянии законодательства в сфере правового регулирования проекта
федерального закона N 90027856-3 "Об альтернативной гражданской службе"
Право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой гарантировано статьей 59, ч.3 Конституции Российской Федерации.
В сфере правового регулирования данного законопроекта действуют следующие законодательные акты:
1. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.
2. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года N 128-ФЗ; статья 3.
3. Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ; статья 9.
4. Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ; статья 6.
5. Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года N 1948-1 (в редакции Федерального закона от 6 февраля 1995 года N 13-ФЗ); статья 23.
6. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ; статья 15.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона N 90027856-3 "Об альтернативной
гражданской службе"
Предлагаемый законопроектом механизм организации и прохождения альтернативной гражданской службы не является затратным, так как не предусматривает создания самостоятельного органа исполнительной власти с подчиненными службами в субъектах Российской Федерации. Управление альтернативной гражданской службой в первые годы после вступления закона в силу может осуществляться без привлечения дополнительных кадровых ресурсов.
Согласно законопроекта, граждане проходят альтернативную службу на вакантных должностях, финансирование которых предусмотрено федеральным бюджетом вне зависимости от направления на соответствующие работы альтернативнослужащих.
Таким образом, затраты из федерального бюджета предусматриваются только на обеспечение бесплатного проезда граждан, проходящих альтернативную службу, на городском транспорте и к месту прохождения службы (в случае прохождения службы за пределами места постоянного проживания гражданина). Исходя из данных Минобороны России о содержании солдата срочной службы, среднерасчетный показатель стоимости проезда альтернативнослужащих составит 1200 рублей в год на человека (для проезда к месту постоянного проживания) и 1200 рублей на человека (для проезда в городском транспорте). Максимальное количество лиц, которые могут быть направлены на альтернативную гражданскую службу в первые годы после вступления закона в силу, по предварительным прогнозам не будет превышать 1000 - 1500 человек. С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что территориальность прохождения альтернативной службы будут определяться Правительством РФ, приблизительные затраты на проезд не будут превышать 3.600.000 рублей.
Вступление закона в силу предусмотрено с 1 января 2004 года, что исключает дополнительные затраты из федерального и иных бюджетов в 2001-2003 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.