Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 октября 2001 г. N КА-А40/5525-01
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 25.07.2001 с Шереметьевской таможни в пользу ООО "Транспортно-экспедиторская фирма "Еруслан" Гайсенок взыскано 66.792 руб. убытков в виде невозвращенных расходов по уплате сбора за выдачу лицензии.
Во взыскании упущенной выгоды в сумме 7.857 руб. 66 коп. отказано.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что сумма сбора, уплаченного истцом за выдачу лицензии, подлежит возврату в связи с отказом таможенного органа в ее выдаче. При этом суды сослались на ст. 48 Таможенного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе Шереметьевская таможня просит об отмене вышеназванных судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: ст. 406, ст. 407, ст. 408 Таможенного кодекса Российской Федерации; ст. 24, 161, 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации; ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО ТЭФ "Еруслан" Гайсенок, возражавшего против отмены обжалуемых судебных актов, считая их законными и обоснованными, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит, что решение от 15.05.2001 и постановление от 25.07.2001 по делу N А40-12600/01-96-67 Арбитражного суда города Москвы подлежат отмене в части взыскания с Шереметьевской таможни убытков в сумме 66.792 руб. и передаче дела в этой части на новое рассмотрение по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что истец обратился в Шереметьевскую таможню с заявлением о выдаче ему лицензии на учреждение склада временного хранения.
Одновременно истцом был оплачен сбор за выдачу лицензии в сумме 66.792 руб.
06.10.2000 истцом было получено решение об отказе в выдаче лицензии на учреждение склада временного хранения, однако возврат оплаченного сбора не был произведен, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Поскольку юридически значимого действия в отношении истца совершено не было, суд обоснованно сделал вывод о необходимости возврата денежного сбора.
Кроме того, в соответствии со ст. 48 Таможенного кодекса Российской Федерации и п. 2.2 Положения о временном хранении (СВХ), утвержденного приказом ГТК РФ от 07.10.93 N 388, сбор уплачивается за выдачу лицензии, а не за рассмотрение вопроса о ее выдаче.
Ссылка таможенного органа на п. 2.2 вышеназванного Положения и на письмо ГТК РФ от 04.08.2000 N 01-06/21939 "По вопросу уплаты сборов за выдачу лицензий на учреждение СВХ", которыми, по мнению заявителя, предусмотрено, что в случае отказа в выдаче лицензии на учреждение СВХ сбор за выдачу лицензии возврату не подлежит, является несостоятельной.
Согласно данным нормативным актам сбор не подлежит возврату при аннулировании или отзыве лицензии (п. 2.12 Положения), а также в случае обнаружения в заявлении или в представленных владельцем склада документах недостоверных сведений, повлекших отказ в выдаче лицензии.
В данном случае имело место не аннулирование или отзыв лицензии, а отказ в ее выдаче.
При таких обстоятельствах вывод суда о возврате истцу сбора является правомерным.
Однако, взыскивая денежные средства с Шереметьевской таможни, суд недостаточно полно исследовал вопрос о надлежащем ответчике.
Шереметьевская таможня является бюджетным учреждением (ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), которое использует бюджетные средства по смете доходов и расходов.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями выступать в суде от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов наделен главный распорядитель, перечень которых утверждается Федеральным Законом.
В этой связи суду необходимо было выяснить, куда поступили денежные средства, уплаченные истцом в качестве сбора за выдачу лицензии, находятся ли они в Шереметьевской таможне или перечислены в бюджет.
После выяснения данного обстоятельства суду следует обсудить вопрос о надлежащем ответчике в порядке ст. 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя об оставлении иска без рассмотрения в соответствии со ст. 404, 406, 407 Таможенного кодекса Российской Федерации, регламентирующими порядок обжалования (первоначальное и вторичное) действий таможенных органов и их должностных лиц, обоснованно отклонены судом, поскольку иск заявлен о взыскании убытков, в виде невозвращенного сбора за выдачу лицензии.
Законным и обоснованным является решение суда и в части отказа истцу в иске о взыскании убытков в виде упущенной выгоды.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 15.05.2001 и постановление апелляционной инстанции от 25.07.2001 по делу N А40-12600/01-96-67 Арбитражного суда города Москвы отменить в части взыскания с Шереметьевской таможни в пользу ООО ТЭФ "Еруслан" Гайсенок 66.792 руб. убытков в виде невозвращенных расходов по уплате сбора за выдачу лицензии, и дело в этой части направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В остальной части решение и постановление суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 октября 2001 г. N КА-А40/5525-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании