Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 октября 2001 г. N КА-А40/5810-01
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (МРО ФСС РФ) предъявило иск к предпринимателю без образования юридического лица (ПБОЮЛ) Кузьменко Владимиру Васильевичу о взыскании 5.000 руб. штрафа за нарушение срока регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 14.08.2001, в иске отказано в связи с неправомерным привлечением истцом ответчика к ответственности по п. 1 ст. 116 НК РФ.
В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит отменить данные судебные акты, как принятые арбитражным судом с нарушением норм материального права (Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ст.ст. 34-1, 116 НК РФ, Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах") и удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а ответчик и его представитель просили оставить эту жалобу без удовлетворения, как необоснованную.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании ч. 1 ст. 176 АПК РФ, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешил спор без нарушения норм процессуального права.
При этом было установлено, что ПБОЮЛ Кузьменко В.В. в соответствии со ст. 6 ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" должен был зарегистрироваться в МРО ФСС РФ в течение 10 дней после заключения первого трудового договора. Первый трудовой договор был заключен 04.01.2001, но ответчик зарегистрировался у истца только 12.02.2001. Решением МРО ФСС РФ от 03.05.2001 N 8467, на основании акта камеральной проверки от 12.02.2001, ПБОЮЛ Кузьменко В.В. привлечен к ответственности за совершение нарушения, предусмотренного п. 1 ст. 116 НК РФ, в виде штрафа в размере 5.000 руб.
В связи с неуплатой штрафа в установленный срок в добровольном порядке МРО ФСС РФ обратилось в арбитражный суд с иском о его взыскании.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд указал, что в соответствии со ст. 11 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральным законом об этом виде социального страхования.
Указанные правоотношения регулируются Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Этот закон устанавливает самостоятельную ответственность за уклонение от регистрации страхователя. Обязанность регистрации плательщиков страховых взносов предусмотрена ст.ст. 8, 10 ФЗ от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 год".
Однако указанные в ч. 1 ст. 34-1 НК РФ функции (полномочия) органов государственных внебюджетных фондов с 01.01.2001 переданы налоговым органам (ст. 9 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ). Поэтому, при таких обстоятельствах, по мнению арбитражного суда, истец не вправе привлекать ответчика к налоговой ответственности.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит, что данный вывод арбитражного суда нельзя признать правомерным.
В соответствии со ст. 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством о сборах на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 17 ФЗ от 27.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь (ответчик) обязан своевременно регистрироваться у страховщика (истца) в качестве страхователя. П. 1 ст. 19 этого Закона предусмотрено, что страхователь должен нести ответственность за неисполнение возложенных на него обязанностей по регистрации у страховщика. При этом порядок привлечения к ответственности и финансовые санкции за это нарушение данным Законом не предусмотрены.
В ст. 10 ФЗ от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" установлено, что применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении ими порядка регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой НК РФ.
Федеральным законом от 12.02.2001 N 7-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год" и Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ, данное положение ФЗ от 02.01.2000 N 24-ФЗ не изменено.
В соответствии со ст.ст. 9, 11 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 01.01.2001 к налоговым органам отнесен контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), а взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса).
На основании изложенного арбитражный суд кассационной инстанции находит, что истец вправе привлечь ответчика за допущенное им нарушение десятидневного срока постановки на учет (регистрации) к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 116 НК РФ.
Арбитражным судом установлены все обстоятельства дела, поэтому, отменяя судебные акты по основаниям неправильного применения норм материального права, суд кассационной инстанции находит возможным принять новое решение об удовлетворении иска.
На основании ст. 95 АПК РФ, Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" государственная пошлина по настоящему делу подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174, 175, 176, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 20 июня 2001 года и постановление от 14 августа 2001 года Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-18121/01-114-211 отменить.
Взыскать с предпринимателя без образования юридического лица Кузьменко Владимира Васильевича в пользу Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации штраф в размере 5.000 руб.
Взыскать с ПБОЮЛ Кузьменко Владимира Васильевича в доход федерального бюджета государственную пошлину - 500 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 октября 2001 г. N КА-А40/5810-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании