Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 5 сентября 2001 г. N КА-А41/4728-01
решением Арбитражного суда Московской области удовлетворен иск Клинского лесхоза о признании недействительным решения ИМНС РФ по г. Клину от 12.10.2000 N 07-20/3358 и о возврате из бюджета 123158 руб. 88 коп.
В удовлетворении встречного иска ИМНС о взыскании 30015 руб. 54 коп. штрафных санкций отказано.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено в части отказа во взыскании 16704 руб. штрафа и в части признания недействительным решения ИМНС по соответствующей сумме штрафа и иск в этой части удовлетворен.
Клинский лесхоз в кассационной жалобе просит постановление суда в части взыскания штрафа и отмены решения суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией норм материального права.
На это же ссылается в своей кассационной жалобе налоговая инспекция - в части штрафа, во взыскании которого ей было отказано, и просит полностью удовлетворить встречный иск, отказав в удовлетворении иска лесхоза.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы истца и жалобы ответчика, суд кассационной инстанции считает, что правильным и соответствующим закону является решение суда первой инстанции, а судом апелляционной инстанции допущена ошибка в применении норм права.
Указывая в своем постановлении на организацию местного аукциона Клинским лесхозом и на обязанность последнего как устроителя уплатить лицензионный сбор, суд апелляционной инстанции не ссылается на какие-либо нормы права, определяющие понятие "местного аукциона". В то же время судом первой инстанции указывается на "Примерное положение (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов" от 04.06.92, утвержденных, в частности, ГНС РФ, где под местными аукционами понимаются аукционы, организованные по решению местных органов власти. Оснований для неприменения указанного документа при отсутствии иного нормативного определения понятия "местного аукциона" у апелляционной инстанции не имелось, а тем более не имелось оснований для отмены в этой части решения суда первой инстанции.
Утверждение местным органом власти Положения о лицензионном сборе и состава конкурсной комиссии не заменяет решения о назначении конкретного аукциона. Сам лесхоз, хотя и находится на территории Клинского р-на, к органам местной власти не относится.
Что касается вопроса о взыскании штрафа (неустойки) за допущенное лесонарушение, то как налоговая санкция данная мера ответственности законом не установлена. В компетенцию налоговых органов, как правильно указали суды обеих инстанций, взыскание неустойки за лесонарушение не входит.
Ссылка ИМНС на п.5.2.3 Инструкции Госкомитета по лесному хозяйству "О порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства" не может быть принята, поскольку полномочия налоговых органов могут быть определены только законом, а не ведомственным подзаконным нормативным актом и в самой инструкции налоговые органы не упоминаются.
Объяснения представителя ИМНС о том, что инструкция предоставляет соответствующие права финансовым органам, к числу которых инспекция причисляет и себя, не основаны на законе, тем более что в систему Минфина РФ налоговые инспекции не входят. Кроме того, при самостоятельном лесопользовании лесхозы не выдают, а оформляют лесорубочные билеты сами на себя. Взыскание же неустойки предусмотрено за заготовку древесины до получения (выдачи) лесорубочного билета лесхозами иным лесопользователям.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 171, 174-177 АПК РФ, суд постановил:
постановление Арбитражного суда Московской области от 22.06.2001 в части отмены решения суда от 24.04.2001 и частичного удовлетворения встречного иска ИМНС РФ по г. Клину о взыскании с Клинского лесхоза 16704 руб. отменить.
Решение суда полностью, а постановление суда в остальной части по делу N А41-К2-14866/00 оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Клину - без удовлетворения.
Возместить Клинскому лесхозу из федерального бюджета 500 руб. госпошлины, уплаченной по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 сентября 2001 г. N КА-А41/4728-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании