Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 августа 2001 г. N КГ-А40/4228-01
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области (далее Министерство финансов РФ) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском к ОАО "Волгоградская Агропромышленная финансовая корпорация" (далее ОАО "ВАФК") о взыскании штрафа в размере 786000 руб. за нецелевое использование бюджетных средств.
Определениями Арбитражного суда Волгоградской области от 02.06.2000 и от 13.07.2000 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечены областное Управление финансов Волгоградской области, Администрация Волгоградской области, Агропромбанк.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.08.2000 дело передано на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2001 в удовлетворении исковых требований отказано. Решение мотивировано тем, что истец не доказал, что он является надлежащим истцом по делу. При этом суд указал на то, что Министерство финансов РФ не является стороной по кредитному договору от 25.06.97 N 10, в связи с чем не может требовать исполнения ответчиком обязательств по этому договору и применять санкции за ненадлежащее исполнение этих обязательств. Кроме того, исковые требования о взыскании штрафа поданы с нарушением ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2001 решение от 23.01.2001 оставлено без изменения. Постановление мотивировано тем, что соглашение от 19.03.97 б/н и кредитный договор от 25.06.97 N 10 являются гражданско-правовыми сделками и возникшие из них правоотношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Министерство финансов РФ не представило доказательств наличия гражданско-правовых отношений между истцом и ответчиком, из которых следовала бы возможность взыскания истцом с ответчика штрафа за нецелевое использование бюджетных средств.
В кассационной жалобе истец просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и передать дело на новое рассмотрение, поскольку судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права.
В заседании кассационной инстанции истец поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Администрации Волгоградской области возражал против доводов кассационной жалобы.
В судебное заседание кассационной инстанции ответчик и третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства по делу, своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы сторон, кассационная инстанция считает решение от 23 января 2001 года и постановление кассационной инстанции от 12 апреля 2001 года Арбитражного суда города Москвы подлежащими отмене по следующим основаниям.
При рассмотрении данного спора суд исходил из того, что истец не может требовать исполнения ответчиком обязательств по гражданско-правовой сделке и применять санкции за ненадлежащее исполнение этих обязательств, поскольку Министерство финансов РФ не является стороной по гражданско-правовой сделке. Следовательно, между Министерством финансов РФ (истцом) и ОАО "ВАФК" (ответчиком) отсутствуют гражданско-правовые отношения, в связи с чем ответчик не может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в соответствии со ст.ст. 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из текста искового заявления следует, что истец обосновал свое требование о взыскании с ОАО "ВАФК" штрафа в размере 786000 руб. за нецелевое использование бюджетных средств на основании ст. 38 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", в соответствии с которой нецелевое использование предприятиями средств федерального бюджета, предоставленных на безвозвратной и возвратной основах, служит основанием для взимания штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
Следовательно, вывод суда о том, что исковые требования Министерства финансов РФ вытекают из неисполнения ответчиком обязательств по гражданско-правовой сделке, является ошибочным.
Делая вывод об отсутствии у Министерства финансов РФ права на подачу иска о взыскании штрафа за нецелевое использование бюджетных средств, суд не проверил доводов истца о том, что такое право ему предоставлено на основании постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации", постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 года N 864 "О федеральном казначействе Российской Федерации", Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанные документы судом не исследовались.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Министерство финансов РФ является ненадлежащим истцом по делу, нельзя признать достаточно обоснованным.
Не содержат судебные акты мотивов применения судом при разрешении спора, вытекающего, по мнению суда, из отношений по гражданско-правовой сделке, ст. 38 Кодекса об административных правоотношениях РСФСР, предусматривающей ответственность за административное правонарушение.
Кассационная инстанция считает, что судом с надлежащей полнотой не исследованы все обстоятельства по делу, не определен характер спорных правоотношений и круг фактов, подлежащих установлению при разрешении спора, возникшего между сторонами по делу, а потому решение от 23 января 2001 года и постановление апелляционной инстанции от 12 апреля 2001 года в соответствии с п. 3 ст. 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное, определить характер спорных правоотношений, возникших между сторонами, и на основе полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела принять решение по существу спора с учетом требований норм, регулирующих эти отношения.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174-178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 23 января 2001 года и постановление от 12 апреля 2001 года по делу N А40-30099/00-12-425 Арбитражного суда города Москвы отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2001 г. N КГ-А40/4228-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании