О проекте Федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и в статью 340 Таможенного кодекса Российской Федерации"
В настоящее время в ГТК России, МНС России рассматривается проект Федерального закона "О внесении изменений в ст.27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"" и в ст.340 Таможенного кодекса Российской Федерации". Данный законопроект разрабатывался указанными ведомствами, проходит в настоящее время согласительные процедуры и в скором времени должен быть направлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Законом предлагается часть первую ст.27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" изложить в новой редакции, а именно:
"На денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом или арбитражным судом, судьей, судебным приставом-исполнителем, а также по постановлению органов предварительного следствия, налоговых или таможенных органов при наличии санкции прокурора".
Законом также предлагается изложить часть седьмую ст.340 Таможенного кодекса Российской Федерации в следующей редакции:
"На денежные средства и иные ценности лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитных организациях, арест может быть наложен с санкции прокурора. При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, расходные операции по таким счетам (вкладам) прекращаются в пределах средств, на которые наложен арест".
Следует отметить, что разработчики при обсуждении конкретных норм законопроекта исходили из того, что основная цель законопроекта состоит в приведении в соответствие норм таможенного, налогового и банковского законодательства Российской Федерации.
Таможенным кодексом Российской Федерации за нарушение таможенных правил предусмотрено в качестве взыскания наложение штрафа, взыскание стоимости товаров и транспортных средств, конфискация товаров и транспортных средств. Правоприменительная практика таможенных органов показывает, что значительную часть постановлений о наложении взысканий за нарушения таможенных правил реально исполнить не удается.
Таможенный процесс, схожий по своей сути с процессом предварительного следствия, имеет длящийся характер. С момента заведения дела о нарушении таможенных правил до вступления в законную силу постановления по делу часто проходит значительный промежуток времени, поскольку проведение процессуальных действий требует значительных затрат времени (на проведение экспертиз, ревизий, проверок, инвентаризаций, направление запросов и т.д.). За этот период привлекаемые к ответственности лица предпринимают действия, делающие крайне сложным, а иногда невозможным исполнение постановления о наложении взыскания (в частности перевод либо изъятие денег со счетов в кредитной организации).
В целях обеспечения исполнения решений таможенных органов о наложении взысканий за допущенные правонарушения и поступления соответствующих денежных средств в федеральный бюджет Таможенный кодекс Российской Федерации предоставил начальнику таможенного органа право наложения ареста на имущество привлекаемого к ответственности лица, в том числе и на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных учреждениях (ст.340 Таможенного кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного, представляется, что правовые нормы, обеспечивающие на практике реализацию принципа неотвратимости наказания за нарушения в сфере таможенного дела, носят отнюдь не процедурный характер и появились в Таможенном кодексе Российской Федерации не случайно.
Тем не менее в соответствии с частью первой ст.27 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе, как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора.
Данные предписания в определенных случаях делают невозможным исполнение постановлений таможенных органов в части наложения взысканий за нарушения таможенных правил.
В то же время согласно указанной статье наложение ареста на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, возможно только по постановлению органов предварительного следствия. Однако наложение ареста, осуществляемое в соответствии со ст.175 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии со ст.340 Таможенного кодекса Российской Федерации, служит одной цели - обеспечению в процессе ведения предварительного следствия либо производства по делу о нарушении таможенных правил реального исполнения имущественных санкций.
Статья 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" сужает сферу применения ст.340 Таможенного кодекса Российской Федерации за счет искусственного изъятия из всего объема имущества привлекаемого к ответственности лица, на которое может быть наложен арест, объектов, перечисленных в части первой ст.27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". В этой связи и возникла необходимость в сложившихся правовых условиях разрешить коллизию норм двух нормативных актов.
Кроме того, в соответствии со ст.77 части первой НК РФ таможенные и налоговые органы вправе налагать арест на имущество налогоплательщика-организации с санкции прокурора с целью обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Законопроект, который предлагает новую редакцию части первой ст.27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", приводит данный Федеральный закон в соответствие с положениями ст.77 НК РФ в части наложения ареста на денежные средства и иные ценности юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации.
Предлагаемое внесение изменения в ст.340 Таможенного кодекса Российской Федерации имеет целью приведение ее положений в соответствие с нормами банковского законодательства.
Законопроектом устанавливается, что наложение ареста на денежные средства и иные ценности лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, возможно только с санкции прокурора. При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, предусматривается прекращение только расходных операций по счетам (вкладам) и в пределах средств, на которые такой арест наложен.
Таким образом, этот законопроект устранит коллизию таможенного и банковского законодательства.
Кроме этого, в соответствии с Федеральными законами от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов, в том числе и постановлений таможенных органов, обращает взыскание на денежные средства и иное имущество должника. При наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, судебный пристав вправе налагать на них арест.
Это и повлияло на решение разработчиков законопроекта о включении судебных приставов-исполнителей в круг лиц, имеющих право налагать арест на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, только при наличии санкции прокурора.
А.О. Диков,
советник налоговой службы I ранга
"Налоговый вестник", N 10, октябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1