О государственной регистрации юридических лиц
В настоящее время нередко учредители фирм ликвидируют свои организации, имеющие задолженность по платежам в бюджет, и открывают новые фирмы, которые позднее также оказываются должниками перед бюджетом.
К сожалению, как в действующем законодательстве, так и в Федеральном законе от 8.08.01 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ), принятом Государственной Думой и одобренном Советом Федерации в июле 2001 г., который вводится в действие с 1 июля 2002 г., регламентирующих порядок регистрации юридических лиц, ничего не сказано о наличии у учредителей (или у одного из них) задолженности по налогам и платежам в соответствующие бюджеты по ранее созданным организациям.
Было бы целесообразно проводить регистрацию юридических лиц лишь после рассмотрения документов налоговыми органами, которые могут представить информацию о том, являются ли учредители вновь создаваемого юридического лица учредителями ранее созданных организаций, имеющих недоимку по платежам в бюджет. Справка о наличии задолженности юридического лица, учредителем которого являются лица, представившие документы на регистрацию нового юридического лица, может быть основанием для отказа в регистрации новой фирмы до погашения имеющейся недоимки по платежам в бюджеты.
Закон N 129-ФЗ в качестве оснований для отказа в государственной регистрации предусматривает лишь непредставление определенных этим Законом необходимых для государственной регистрации документов, а также представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Следовало бы также предусмотреть в отношении предприятий-недоимщиков запрет на создание новых зависимых и дочерних обществ, передачу имущества каким-либо организациям.
Как показывает практика, значительное количество юридических лиц, зарегистрировав свою хозяйственную деятельность, не встают на учет в налоговом органе или, встав на учет, не представляют отчетность о своей деятельности, представляют так называемую нулевую отчетность, скрывая таким образом доходы.
Конечно, процедура государственной регистрации юридических лиц должна быть несложной однако необходимо предъявлять более жесткие требования к документам, представляемым на государственную регистрацию.
В соответствии с п.1 ст.51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Со дня введения в действие ГК РФ прошло уже несколько лет, а Закон "О государственной регистрации юридических лиц" принят, как уже указывалось, в 2001 г. До вступления в силу этого федерального закона вопросы создания, реорганизации и государственной регистрации юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РСФСР от 25.12.90 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Указом Президента Российской Федерации от 8.07.94 г. N 1482 (в ред. от 29.08.01 г.) "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации".
К сожалению, многие принципиальные вопросы, относящиеся к государственной регистрации хозяйствующих субъектов, в указанных нормативных актах решены не полностью (регистрация по одному юридическому адресу нескольких организаций, создание одним и тем же лицом множества организаций и т.д.). Так, согласно ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Таким образом, учредители организации могут указать в учредительных документах создаваемой организации практически любой адрес, тогда как фактически могут не находиться по этому адресу, так как обязанность находиться по указанному в учредительных документах адресу на организацию не возложена. Таким образом, нередко возникает ситуация, когда по одному адресу оказываются зарегистрированными, причем на законном основании, несколько организаций, однако фактически по этому адресу они отсутствуют.
Регистрирующие органы при осуществлении государственной регистрации не вправе требовать документы, подтверждающие местонахождение юридического лица. Так, согласно п.4 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1482, при государственной регистрации предприятия не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих его местонахождение, указанное в учредительных документах (уставе) предприятия.
Кроме того, вышеназванные правовые акты не содержали норм об ответственности регистрирующих органов за то, что после государственной регистрации организация или физическое лицо (предприниматель) осуществляют деятельность без постановки на учет в налоговом органе. Представление регистрирующими органами копий учредительных документов в налоговые органы законодательством не предусмотрено.
В соответствии с п.15 Положения регистрирующим органам предписано передавать данные о государственной регистрации предприятия (аннулировании государственной регистрации) в недельный срок в налоговый орган для включения в государственный реестр. Однако эти данные не содержали сведений об учредителях зарегистрированного предприятия, юридическом адресе предприятия, распределении уставного капитала.
Указом Президента Российской Федерации N 1482 определено, что регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава предприятия, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию. Таким образом, принятие документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица, Указом не предусмотрено. Не определен Указом и порядок регистрации изменений в учредительных документах.
Вместе с тем Налоговый кодекс Российской Федерации несообщение организацией сведений об изменении своего места нахождения рассматривает как нарушение, что влечет за собой применение мер ответственности. В соответствии с п.2 ст.23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об изменении своего места нахождения в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Место нахождения российской организации п.2 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации определяет как место ее государственной регистрации.
Таким образом, п.2 ст.23 НК РФ на налогоплательщиков-организации возложена обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об изменении места нахождения организаций, определяемого в соответствии с НК РФ как место их государственной регистрации.
Согласно п.3 ст.84 НК РФ организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, об изменениях в уставных и других учредительных документах, в том числе связанных с изменением места нахождения, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах.
В соответствии со ст.52, 54 ГК РФ в учредительных документах юридического лица, на основании которых оно действует, должно определяться место его нахождения, под которым понимается место государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
Таким образом, п.3 ст.84 НК РФ на налогоплательщиков-организации возложена обязанность по уведомлению налогового органа, в котором они состоят на учете, об изменении места своего нахождения, установленного в учредительных документах и определяемого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Неисполнение налогоплательщиком-организацией возложенных на нее п.2 ст.23 и п.3 ст.84 НК РФ обязанностей представляет собой совершение организацией налоговых правонарушений.
Действующие в настоящее время нормативные акты не содержат четких требований о месте регистрации юридических лиц и их постановке на учет в налоговом органе.
В соответствии со ст.13 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. До вступления в силу данного Закона в целях налогообложения следует руководствоваться следующим.
Согласно ст.11 НК РФ местом нахождения российской организации признается место ее государственной регистрации. При этом институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии со ст.54 ГК РФ, ст.8 Федерального закона от 30.11.94 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", п.21 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации и пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 1.07.96 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его органов и указывается в учредительных документах юридического лица.
Таким образом, в целях налогообложения местом нахождения российской организации признается место нахождения ее органов.
Как свидетельствует статистика, значительное место в числе состоящих на учете налогоплательщиков занимают юридические лица, фактически прекратившие финансово-хозяйственную деятельность. Во многом данные факты обусловлены сложной и длительной процедурой ликвидации юридического лица, предусмотренной действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
При достаточно упрощенном порядке регистрации юридического лица оформление его ликвидации громоздко и сложно, в связи с чем многие налогоплательщики не в состоянии довести его до завершения, а процедура ликвидации юридического лица в судебном порядке требует значительных финансовых затрат со стороны государства. Налоговые органы подобными средствами не располагают.
Действующим законодательством Российской Федерации какие-либо меры ответственности хозяйствующих субъектов, не осуществляющих хозяйственную деятельность в течение длительного времени и не прошедших процедуру ликвидации, не предусмотрены.
Общеизвестно, что процедура добровольной ликвидации предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц используется очень редко.
В случае прекращения хозяйственной деятельности и добровольной ликвидации предприниматель обязан подать заявление в налоговый орган о снятии с учета не позднее 3 дней со дня принятия такого решения, а также подать заявление в регистрирующий орган об аннулировании государственной регистрации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1482 (аналогичные требования содержатся и в Законе N 129-ФЗ). Как свидетельствует практика, предприниматель, как правило, после подачи заявления в налоговый орган в регистрирующий орган уже не обращается. Причины этого могут быть самими разными. Некоторые считают, что процесс ликвидации завершен, большинство предпринимателей, заявляя о прекращении своей деятельности в налоговом органе, оставляют там же и Свидетельства о государственной регистрации.
Таким образом, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в реестре физических лиц значатся, тогда как в налоговых органах они считаются прекратившими свою деятельность.
Недобросовестные налогоплательщики зачастую передают имущество фирмы, обремененной обязательствами как перед бюджетом, так и перед другими кредиторами, во вновь создаваемые структуры, как правило, оставляя на прежней фирме задолженность. Одновременно во вновь создаваемые и официально зарегистрированные предприятия переходят как основные, так и оборотные средства.
Согласно ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом.
В случае принудительной ликвидации юридического лица после получения решения Арбитражного суда Российской Федерации налоговый орган обязан исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра налогоплательщиков, но снятие с учета в налоговом органе возможно только после получения постановления регистрирующего органа об аннулировании государственной регистрации. В ряде случаев ликвидированное в установленном порядке юридическое лицо не может быть снято с учета в налоговом органе, так как имеет безнадежную к взысканию недоимку в федеральный бюджет.
В ст.59 НК РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, числящаяся за отдельным налогоплательщиком, взыскание которой в силу разных причин оказалось невозможным, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.01 г. N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам". В п.1 постановления установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случаях:
а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
Довольно распространена также ситуация, при которой предприятия и организации, не представляющие отчетность или сдающие "нулевые" балансы, продолжают осуществлять хозяйственную деятельность, но без уплаты налогов.
Следует отметить, что частью первой НК РФ установлены меры ответственности за уклонение от постановки на учет в налоговом органе или нарушение срока постановки на налоговый учет. Так, в соответствии со ст.116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного ст.83 Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п.2 ст.116, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
Нарушение налогоплательщиком установленного ст.83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.
Согласно ст.117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 3 месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
Следует иметь в виду, что с 1 января 1999 г. ст.85 НК РФ предусмотрено, что сведения о потенциальных налогоплательщиках в налоговые органы, представляют не только органы регистрирующие предприятия (предпринимателей) и выдающие лицензии на занятие частной практикой, но и организации, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества и транспортных средств, органы опеки и иные аналогичные учреждения, а также нотариальные конторы и частнопрактикующие нотариусы.
Следует отметить, что неурегулированность некоторых вопросов регистрации юридических лиц существенно снижает эффективность мер, направленных на стимулирование отдельных видов деятельности.
Так, согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" малые предприятия, занимающиеся производственной деятельностью, в первые два года своей работы не уплачивают налог на прибыль, а в третий и четвертый годы уплачивают этот налог по уменьшенной ставке. Как свидетельствует практика, зачастую малые предприятия, получающие указанные налоговые льготы, наращивая объемы производства (соответственно и прибыль) в период предоставления им такой льготы, после снижения размеров льгот или прекращения их действия значительно уменьшают объемы производства, увеличивают издержки, что соответственно приводит к снижению размера прибыли.
Нередко некоторые малые предприятия после окончания срока действия указанных льгот сворачивают свою деятельность или начинают представлять в налоговые органы "нулевую" отчетность. Одновременно с этим учредители предприятий, имея непогашенную задолженность перед бюджетом, осуществляют регистрацию новых фирм со статусом малых предприятий, получая при этом льготы по уплате налогов и сборов как малые предприятия уже по вновь зарегистрированным фирмам.
Принятие специального федерального закона, устанавливающего более четкие положения и нормы по государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, позволит устранить многие имеющиеся недостатки.
Следует иметь в виду, что ст.27 Закона N 129-ФЗ Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Законом N 129-ФЗ, а Правительству Российской Федерации поручено принять нормативные правовые акты, предусмотренные данным Федеральным законом.
В. Воробьева,
советник налоговой службы II ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 49, декабрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71