Отдельные вопросы совершенствования налогообложения прибыли
Основные концептуальные подходы Правительства Российской Федерации при проведении налоговой реформы направлены, в частности, на снижение налогового бремени законопослушных налогоплательщиков, выравнивание условий налогообложения налогоплательщиков (включая субъекты малого и среднего предпринимательства), создание прозрачной налоговой системы, обеспечение ее стабильности. Именно эти принципы положены в основу главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)", предусмотренной ст.1 Федерального закона от 6.08.01 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Закон вступает в силу с 1 января 2002 г.
Этим Законом предусмотрены комплекс мер по реорганизации системы налогообложения прибыли организаций, обеспечение нейтральности налога по отношению к инфляционным процессам, сокращение многочисленных и бессистемных налоговых льгот, искажающих побудительные мотивы экономической деятельности.
В частности, главой 25 НК РФ установлен общепринятый в мировой практике порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль - как реально полученного, а не определенного расчетным путем финансового результата деятельности налогоплательщика. Объектом налогообложения признается прибыль организации, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину расходов.
Законом N 110-ФЗ сняты действующие в настоящее время ограничения при отнесении на затраты при исчислении налоговой базы тех или иных расходов, связанных с извлечением прибыли. Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты. Таким образом, в рамках НК РФ проблема учета всех обоснованных затрат при исчислении налогооблагаемой базы решается при максимальной возможности учета интересов налогоплательщика. Будут приниматься к вычету любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Нормами НК РФ предусмотрен более гибкий механизм амортизации имущества для целей налогообложения, предусматривающий применение ускоренной амортизации и снижение сроков полезной эксплуатации имущества, который должен также стать дополнительным стимулом для осуществления крупномасштабных инвестиций, а также позволит организациям минимизировать влияние инфляции на инвестиционные процессы.
Амортизируемое имущество предлагается распределять по 10 амортизационным группам в соответствии со сроками полезного использования, предусмотрев снижение сроков полезной эксплуатации имущества, относящегося к активной части, в среднем на 30% от действующей нормы и к пассивной части - в среднем на 10%. При этом срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта на основании классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Предусматривается применение двух способов начисления амортизации - линейного и нелинейного.
При этом в отношении основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды, повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2, для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (лизинга), к основной норме амортизации применяется специальный коэффициент, но не выше 3.
Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, в соответствии с законодательством Российской Федерации включаются в состав амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Допускается начисление амортизации по нормам ниже установленных по решению руководителя организации, закрепленному в учетной политике. Использование пониженных норм допускается с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.
В Законе N 110-ФЗ предложено резкое снижение ставок налога на прибыль с одновременной отменой налоговых льгот и налоговых вычетов.
Вместе с тем согласно ст.2 этого Закона льготы по налогу на прибыль, установленные действующим законодательством для малых предприятий, срок действия которых не истек на день вступления в силу Закона, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие налоговые льготы были предоставлены.
Следует иметь в виду, что Законом N 110-ФЗ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного им убытка в предыдущем налоговом периоде, но не более 30% от налоговой базы (тогда как по действующему законодательству налогоплательщик имеет право на исключение из налогооблагаемой прибыли только пятой части убытков предшествующих лет). Указанная норма соответствует мировой практике налогообложения, направлена на улучшение финансово-экономического состояния налогоплательщиков, создавая предпосылки для скорейшего восстановления платежеспособности организаций, условия для формирования оборотных средств и накопления существующего капитала, и является дополнительным стимулом для восстановления потерянного потенциала реального сектора российской экономики, обеспечения возможности осуществлять расширенное воспроизводство.
В целях обеспечения единого подхода к налогообложению организаций различных отраслей экономики и создания условий для активизации инвестиций предлагается ввести единую ставку налога на прибыль в размере 24% (для всех налогоплательщиков).
Законом N 110-ФЗ предусмотрен переход на обязательное применение метода начисления для определения момента принятия доходов и расходов всеми организациями. Однако организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (т.е. в год 4 млн руб.), могут определять доходы и расходы по кассовому методу.
В отличие от других плательщиков (уплачивающих налог на прибыль ежемесячно) для субъектов малого предпринимательства, доход которых не превышает 12 млн руб. в год, установлен льготный порядок уплаты налога - ежеквартально (в течение предыдущих четырех кварталов выручка от реализации не превышала в среднем за квартал 3 млн руб.).
В настоящее время проводится подготовка нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по реализации отдельных положений главы 25 НК РФ.
В целях уточнения отдельных положений главы 25, устранения отдельных недостатков и нечеткости формулировок создана комиссия, состоящая из экспертов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, специалистов Минфина России и МНС России. В частности, вносимые поправки предполагают приближение системы налогового учета к бухгалтерскому учету.
Одной из форм совершенствования налоговой системы в Российской Федерации является принятие с 1 января 1996 г. Федерального закона от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и Федерального закона от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Учитывая недостатки этих Законов, Минфин России совместно с Минэкономразвития России, МНС России вносило в Правительство Российской Федерации предложения рассмотреть вопрос совершенствования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в рамках единой специальной главы части второй НК РФ. Эта глава давала бы возможность отразить совокупность и рациональное сочетание положений "единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности" и "упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства". Подобный подход согласуется с общей концепцией формирования части второй НК РФ.
В. Мареева,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России
"Финансовая газета", N 50, декабрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71