Установлен ли российским законодательством порядок заполнения коносамента?
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30.11.94 г. N 51-ФЗ (в ред. от 15.05.01 г.), далее - ГК РФ, коносамент относит к ценным бумагам. Коносамент - это один из главных документов при перевозке грузов морским путем и представляет собой свидетельство, которое выдается перевозчиком после приема груза по требованию отправителя груза.
Согласно ст.146 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 г. N 81-ФЗ (в ред. от 26.05.01 г.) коносамент бывает:
1) именной, если он выдан на имя определенного получателя и может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования;
2) ордерный, если он выдан по приказу отправителя или получателя и может передаваться по именным или банковским передаточным надписям;
3) на предъявителя, если он передается посредством простого вручения (ст.148 данного Кодекса).
В соответствии со ст.144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации при оформлении коносамента в нем указываются следующие сведения:
1) наименование перевозчика и место его нахождения;
2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
3) наименование отправителя и место его нахождения;
4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
5) наименование получателя, если он указан отправителем;
6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество (все данные указываются так, как они представлены отправителем);
7) внешнее состояние груза и его упаковки;
8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
9) время и место выдачи коносамента;
10) число оригиналов коносамента, если их больше, чем один;
11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
Кроме того, по соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.
После того, как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором кроме вышеперечисленных сведений должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также проставлена дата или даты погрузки груза. Если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, то отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент. Перевозчик может удовлетворить требования отправителя к бортовому коносаменту посредством дополнения любого ранее выданного документа при условии, если дополненный документ включает все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте.
В. Саладзе,
юрист
10 декабря 2001 г.
"Финансовая газета", N 50, декабрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71