Предприятие, зарегистрированное на территории г.Москвы и занимающееся оптовой торговлей, имеет среднесписочную численность работающих 58 человек. Согласно Закону г.Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в г.Москве" мы относили свою организацию к малым предприятиям. Исходя из этого, мы определяли и сроки уплаты налогов (на прибыль, НДС и др.). Однако в ходе проверки налоговые органы указали нам, что предельную численность работающих на предприятии для отнесения его к субъектам малого предпринимательства следует исчислять в соответствии с федеральным законодательством и наше предприятие под действие этого закона не подпадает. На этом основании к нам были применены штрафные санкции за несвоевременную уплату налогов в бюджет. Насколько правомерно такое решение и должны ли были налоговые органы предупредить нас об этом ранее при проверке бухгалтерских отчетов?
Порядок и критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства установлены статьей 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее по тексту - Федеральный закон N 88-ФЗ). При этом среднесписочная численность сотрудников, работающих на предприятиях оптовой торговли, законом установлена в пределах 50 человек.
Статьей 2 вышеуказанного Закона определено, что субъекты РФ в соответствии со своими полномочиями могут решать все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.
Это положение было закреплено в Законе г.Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" (далее по тексту - Закон г.Москвы N 14). Причем, критерий численности предприятий непроизводственной сферы данным законом установлен в пределах 60 человек.
Однако следует обратить внимание, что такого рода критерии установлены московским законодательством с целью отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства г.Москвы (включения их в реестр субъектов малого предпринимательства), имеющим право на получение поддержки московских органов власти (пункт 2.1 статьи 2 Закона г.Москвы N 14).
При этом в пункте 2.2 статьи 2 данного закона разъясняется, что понимается под такой поддержкой, а именно:
- регистрация обращений субъектов малого предпринимательства с просьбой об оказании им помощи;
- принятие решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них законодательными и нормативными актами города Москвы;
- хранение и актуализация информации о субъектах малого предпринимательства, внесенных в Реестр;
- решение аналитических задач по выявлению тенденций развития малого предпринимательства Москвы;
- проведение выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства Москвы;
- сбор и анализ информации о формировании рынка сбыта продукции (услуг, работ), производимых субъектами малого предпринимательства.
Таким образом, Закон г.Москвы N 14 не регулирует порядок отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства для целей налогообложения, а, следовательно, при определении сроков уплаты налогов, установленных для малых предприятий, необходимо руководствоваться исключительно Федеральным законом N 88-ФЗ.
Кроме того, обращаем ваше внимание, что в соответствии со статьей 57 части первой НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются действующим налоговым законодательством, то есть налоговым кодексом либо до принятия (ввода в действие) соответствующей части кодекса - Федеральными законами.
В этой связи следует отметить, что налоговым законодательством (как действующим в настоящее время, так и в предыдущие годы) порядок отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства устанавливался только на основе Федерального закона N 88-ФЗ, к примеру:
- по налогу на прибыль - пункт 1 статьи 1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"; пункт 1.1.5 Инструкции о порядке исчисления налога на прибыль;
- по НДС:
- до 1 января 2001 г. - пункт 1 статьи 8 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"; пункт 30 "б" Инструкции о порядке исчисления НДС;
- после 1 января 2001 г. - часть 2 НК РФ (сроки уплаты налога зависят только от величины выручки от реализации товаров (работ, услуг));
- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (отменен с 1 января 2001 г.) - пункт 9 "а" Инструкции Госналогинспекции по г.Москве от 31 марта 1994 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы".
Таким образом, в вашем случае налоговые органы совершенно правильно указали вам на недопустимость применения московского законодательства при отнесении предприятий к субъектам малого предпринимательства для целей налогообложения.
Что касается того, что сведения о среднесписочной численности работников вашего предприятия регулярно передавались в налоговые органы и Госкомстат РФ, то следует заметить, что налоговые органы осуществляют проверку правильности представленных вами данных только в ходе налоговых проверок (выездных либо камеральных), а не в момент представления вами бухгалтерской отчетности. Однако одной из форм налогового контроля, приведенных в пункте 1 статьи 82 части первой НК РФ, является проверка данных отчетности, осуществляемая соответствующим должностным лицом налогового органа. Поэтому в данном случае речь может идти о халатности такого должностного лица, производившего прием и проверку ваших отчетов, что не освобождает ваше предприятие от ответственности за несвоевременную уплату налогов в связи с неправильной трактовкой федерального и московского законодательства.
1 сентября 2001 г.
"Консультант бухгалтера", N 9, сентябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru