Торговая организация проводит рекламную кампанию.
Как выдача призов отражается в учете, какие налоги следует уплатить?
При рассмотрении данного вопроса, в первую очередь следует определить, можно ли расходы по выдаче призов причислить к расходам по рекламе, и в связи с этим отражать в составе издержек обращения.
Согласно пункту 2 "Норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения", утвержденных приказом Минфина РФ от 15 марта 2000 года N 26н (в редакции изменений и дополнений), к расходам на рекламу относятся расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.
В состав расходов организации на рекламу, в частности, относятся расходы на приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний.
Кроме того, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям бесплатно и не подлежащих возврату, подлежит включению в состав издержек обращения и производства по статье "расходы на рекламу" в соответствии с пунктом 2.11 "Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства...", утвержденных Комитетом РФ по торговле 20 апреля 1995 года N 1-550/32-2.
Таким образом, стоимость выдаваемых при проведении рекламных кампаний призов в полной мере может быть учтена в составе издержек обращения предприятия, как расходы на рекламу, а потому оформляется следующей записью по счетам бухгалтерского учета - дебет счета 44 "Издержки обращения" (при применении Плана счетов 2000 года - дебет счета 44 "Расходы на продажу") кредит счета 41 "Товары".
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 главы 21 части второй НК РФ передача прав собственности на товары на безвозмездной основе в целях исчисления НДС признается их реализацией, то есть объектом налогообложения.
Вместе с этим товары (призы), переданные при проведении рекламной кампании, не могут рассматриваться как их безвозмездная передача, так как они были использованы для нужд собственного потребления, затраты по которым как рекламные расходы были списаны на издержки производства и возмещены в составе продажной цены других товаров.
Таким образом, стоимость призов не должна облагаться налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 28 статьи 217 главы 23 части второй НК РФ стоимость любых призов в денежной и натуральной формах, выдаваемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг) не признается объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц в пределах до 2000 руб. по каждому из физических лиц - получателей. При этом предел в 2000 руб. принимается за налоговый период, равный одному календарному году.
Стоимость призов, превышающая 2000 руб., подлежит в соответствии с пунктом 2 статьи 224 части второй НК РФ обложению по ставке в 35 процентов.
Стоимость призов, как доходы в натуральной форме, признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу (взносу) (пункт 4 статьи 237 главы 24 части второй НК РФ; пункт 3 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных приказом МНС России от 29 декабря 2000 года N БГ-3-07/465).
В связи с вышеизложенным в бухгалтерском учете организации должны быть оформлены следующие бухгалтерские записи:
дебет счета 41 кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - стоимость приобретенных товаров (без НДС);
дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 60 - НДС со стоимости приобретенных товаров;
дебет счета 41 кредит счета 42 "Торговая наценка" - начислена торговая наценка (надбавка);
дебет счета 60 кредит счета 51 "Расчетный счет" - оплачена стоимость приобретенных товаров;
дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС" (при применении Плана счетов 2000 года - дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС") кредит счета 19 - принят к зачету НДС по приобретенным и оплаченным товарам;
дебет счета 44 кредит счета 41 - стоимость товаров, выданных в качестве призов при проведении рекламных кампаний;
дебет счета 41 кредит счета 42 (сторно) - сторнирована торговая наценка по товарам, переданным в качестве призов;
дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" - со стоимости призов, превышающей 2 000 руб. по каждому из получателей, исчислен налог на доходы;
дебет счета 44 кредит счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (по соответствующим субсчетам) - начислен единый социальный налог (взнос).
Следует также отметить, что организации, производящие массовые рекламные кампании, включающие в себя бесплатную раздачу товаров потенциальным покупателям рекламной продукции - физическим лицам, вправе не представлять по ним сведения о доходах в налоговые органы, но только, если стоимость выдаваемых товаров не превышает необлагаемые налогом границы (в настоящее время - 2000 руб.) (см., например, письмо МНС России от 26 июня 2000 года N БГ-6-08/479@ "Разъяснения по вопросу предоставления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц").
1 сентября 2001 г.
"Консультант бухгалтера", N 9, сентябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru