ООО занимается розничной торговлей предметами антиквариата. Кроме этого, организация от своего имени и за счет других лиц совершает отдельные сделки по осуществлению продажи и покупки антикварных вещей по агентским соглашениям.
По мнению территориального управления МНС России, указанная деятельность в рамках агентских договоров является посреднической, а ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города Москвы согласно п. 2 ст.1 Закона г. Москвы от 29.11.2000 N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", устанавливается для организаций по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, в размере 32%.
При этом организация, осуществляющая два вида деятельности (торговую и посредническую), должна вести раздельный учет по розничной торговле и по сделкам в рамках агентских соглашений, а исчисление налога производить по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим (различным) ставкам независимо от результатов деятельности в целом по предприятию согласно п.2.10 Инструкции N 62.
Управление при этом ссылается на п.2.9 указанной Инструкции, согласно которому к посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли агента в агентском договоре.
Мы же считаем, что для целей налогообложения ни одна из наших сделок по купле-продаже товаров не является посреднической. Наша точка зрения находит подтверждение в том же п.2.9 Инструкции N 62, содержащем следующее положение: для целей налогообложения прибыли не относится к посреднической торговая деятельность (кроме комиссионной). Наше хозяйственное общество комиссионной торговлей не занимается.
В связи с указанными разногласиями организации с УМНС просим подтвердить правильность нашей позиции.
В соответствии со ст.5 Закона N 2116-1 ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 11%.
В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не выше 19%, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, - по ставкам в размере не выше 27%.
В местные бюджеты зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не выше 5%.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге решения об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в местные бюджеты, принимаются законодательными органами указанных субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона г. Москвы от 29.11.2000 N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет г. Москвы, устанавливается:
1) для бирж, брокерских контор, страховщиков, банков и других кредитных организаций, а также иных предприятий и организаций по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, - в размере 32%;
2) для остальных предприятий (в том числе иностранных юридических лиц) - в размере 24%.
Пунктом 2.9 Инструкции N 62 определено, что в целях налогообложения валовая прибыль, уменьшенная согласно п.2.4, 2.5 и 2.6 названной Инструкции, уменьшается, в частности, на суммы прибыли от посреднических операций и сделок, если ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.
К посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера, поверенного или агента в договоре комиссии, поручения, агентском договоре. По договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия за вознаграждение; по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента за вознаграждение; по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Для целей налогообложения прибыли заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая деятельность (кроме комиссионной) не относятся к посреднической деятельности.
Таким образом, сделки организации, занимающейся розничной торговлей, в рамках агентского договора, предусматривающего, в частности, осуществление указанной организацией (агентом) продажи или покупки товара по поручению клиента (принципала), относятся к посредническим операциям и сделкам.
Следовательно, указанная организация осуществляет два вида деятельности, прибыль от которых облагается налогом по разным ставкам.
Пунктом 2.10 Инструкции N 62 установлено, что в целях правильного исчисления налога на прибыль плательщики обязаны обеспечить раздельное ведение учета по видам деятельности, указанным в п.2.9 названной Инструкции.
Если многопрофильное предприятие имеет несколько видов деятельности, по которым установлены разные ставки, то исчисление налога производится по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.
Таким образом, ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в размере 11%, а ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет г. Москвы по прибыли, полученной от деятельности организации, находящейся в г. Москве и выступающей в роли агента в агентском договоре, - в размере 32%.
При этом в рассматриваемом случае плательщик обязан обеспечить раздельное ведение учета по розничной торговле и по продаже или покупке товаров в рамках агентского соглашения, а также производить исчисление налога по прибыли от каждого вида деятельности (торговой и посреднической) по вышеуказанным ставкам независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.
А.А. Альферович,
советник налоговой службы III ранга
1 ноября 2001 г.
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1