О соответствии законодательству Российской Федерации нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации
Одной из основных задач федеральных государственных органов, к которым относится и МНС России, является реализация политики государства, направленной на приведение в соответствие с федеральным законодательством норм и положений регионального и местного законодательства. В результате работы, проводимой сотрудниками центрального аппарата и управлений МНС России на местах, в субъектах Российской Федерации инициируется процесс изменения законодательства с целью его унификации и приведения в соответствие с федеральным законодательством.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации обращено внимание законодателей на то, что "более трех с половиной тысяч нормативных актов, принятых в субъектах Российской Федерации, не соответствовали Конституции Российской Федерации и федеральным законам".
Налоговые органы обращают особое внимание на вопросы контроля за соответствием законодательству Российской Федерации о налогах и сборах нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих вопросы налогообложения.
В связи с введением в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) положения Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", разрешающие органам государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, утратили силу.
Как известно, установление льготы по определенному виду налога (федеральному, региональному, местному) относится к компетенции органа власти соответствующего уровня.
Таким образом, предоставление дополнительных (не установленных федеральным законодательством) налоговых льгот по федеральным налогам, в том числе освобождение от уплаты налогов, является нарушением компетенции, определенной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением случаев, когда соответствующие полномочия предоставлены непосредственно федеральным законодательством.
Анализ региональных законодательств субъектов Российской Федерации выявил в ряде случаев их несоответствие федеральному законодательству, которое выразилось в следующем.
Республика Алтай и Алтайский край
Законом Алтайского края от 04.02.1997 N 2-ЗС "О свободной экономической зоне "Алтай", постановлениями Первомайского района от 06.03.1997 N 61 и Немецкого района от 01.08.1997 N 44 установлены дополнительные льготы по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в местные бюджеты, сроком на 5 лет. УМНС России по Алтайскому краю 18 января 2001 года направило обращение в прокуратуру Алтайского края о признании недействительным вышеназванного Закона Алтайского края в части введения сборов за регистрацию хозяйствующих субъектов на территории функционирования СЭЗ "Алтай" в качестве ее участников. Постановлением краевого суда от 12.03.2001 N 37-4-01 указанный Закон отменен. Несмотря на его отмену, установлено, что предприятия - участники СЭЗ, получившие этот статус до 2000 года, продолжают пользоваться льготами, установленными Законом от 04.02.1997 N 2-ЗС, что нарушает положения федерального законодательства.
Закон Алтайского края от 02.02.2000 N 4-ЗС "О внесении дополнений в Закон Алтайского края "О краевом бюджете на 2000 год", которым предоставлено право администрации края при исполнении бюджета осуществлять зачеты по платежам в краевой бюджет, а органами местного самоуправления - в местный бюджет, противоречит ст.45 НК РФ, в соответствии с которой обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, то есть должна носить исключительно денежный характер.
Закон Алтайского края от 14.01.2000 N 3-ЗС "О территориальном дорожном фонде Алтайского края", освобождающий от уплаты земельного налога территориальный орган управления дорожным хозяйством края, на балансе которого состоят территориальные автомобильные дороги общего пользования и сооружения на них, противоречит ст.13 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", согласно которому органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу только в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации, а земельный налог, уплачиваемый за территориальные автомобильные дороги общего пользования, перечисляется полностью на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления по месту нахождения объектов налогообложения. УМНС России по Алтайскому краю направило в прокуратуру края просьбу о принесении протеста в отношении указанных актов.
За 2000 год и первое полугодие 2001 года было проанализировано около 80 постановлений Правительства Республики Алтай, 25 постановлений Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, а также 20 законов Республики Алтай по вопросам налогообложения.
Выявлены случаи установления дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, предоставления льгот по федеральным налогам, списание задолженностей по налогам и сборам.
В настоящее время в прокуратуру Республики Алтай и г. Горно-Алтайска направлено 27 просьб о принесении протеста, из которых протесты принесены на три нормативно-правовых акта Республики Алтай.
УМНС России по Республике Алтай работает в тесном контакте с представительным органом Республики Алтай - Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай по вопросу включения в регламенты и рассмотрения на очередных сессиях нормативно-правовых актов на предмет их соответствия действующему законодательству.
Республика Башкортостан
Предоставление дополнительных (не установленных федеральным законодательством) налоговых льгот по федеральным налогам, в том числе освобождение от уплаты налогов, нашло свое отражение в Решении Уфимского городского совета Республики Башкортостан от 09.12.1999 "О Положении о предоставлении налоговых льгот предприятиям, подписавшим соглашение о социально-экономическом сотрудничестве".
Обнаружены такие нарушения федерального законодательства о налогах и сборах, как установление льгот по налогам и сборам органами исполнительной власти путем принятия акта, который не относится к законодательству о налогах и сборах. Нормативные правовые акты, содержащие соответствующие положения, приняты в нарушение требований статей 17, 56 НК РФ. Это Указ Президента Республики Башкортостан от 12.07.1999 N УП-456 "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в отдельных районах Республики Башкортостан" и Указ Президента Республики Башкортостан от 02.08.1999 N УП-521 "О внесении дополнения в Указ Президента Республики Башкортостан от 28 мая 1998 года N УП-338 "О льготах для предприятий и организаций, направляющих средства на реконструкцию кафедрального соборного храма рождества Богородицы в г. Уфе".
Принятие законодательными органами субъектов Российской Федерации нормативного правового акта о налогах и сборах, изменяющего элементы налогообложения, установленные федеральным законом, свидетельствует о нарушении установленной законодательством Российской Федерации компетенции в решении вопросов о налогах и несоответствии принятого ими нормативного правового акта законодательству о налогах и сборах. Это нарушение обнаружено в Постановлении Государственного Собрания Республики Башкортостан от 06.04.2000 N ГС-218 "О налогообложении субъектов малого предпринимательства в отдельных районах Республики Башкортостан", которое противоречит Закону РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 N 1759-1.
Республика Бурятия
Законом Республики Бурятия от 18.09.1997 N 583-1 "О льготном налогообложении базовых предприятий и предприятий - участников территориально-производственных зон свободного предпринимательства на территории предприятий в Республике Бурятия" (в ред. от 25.08.1999) установлено, что порядок предоставления налоговых льгот предприятиям - участникам территориально-производственных зон свободного предпринимательства в пределах сумм, зачисляемых в республиканский и местный бюджеты, определяется Правительством Республики Бурятия и органами местного самоуправления на основе соглашения между ними с указанием налогов, размеров льгот по ним. Этот нормативно-правовой акт нарушает установленную законодательством Российской Федерации компетенцию в решении вопросов о налогах.
Республика Коми
Законом Республики Коми от 03.02.1999 N 1-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 1999 год" с 1 января 1999 года восстановлена ст.13 ("Налоговые льготы при осуществлении инвестиционной деятельности") Закона Республики Коми от 25.01.1995 N 4-РЗ "О привлечении инвестиций в экономику Республики Коми". В данной статье установлено, что для предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми, предусматривается снижение ставки налога на прибыль, устанавливаемой Государственным Советом Республики Коми, на 50%.
При этом по инвестиционным проектам, включенным в программу развития экономики Республики Коми, период освобождения может быть продлен до десяти лет решением Главы Республики Коми.
Это также нарушает Федеральный закон от 31.07.1999 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Республика Саха (Якутия)
Законом Республики Саха (Якутия) от 26.10.1999 N 3117-II "О налоговой политике республики Саха (Якутия) на 2000 год" в ст.24 установлено, что некоторым категориям предприятий предоставляются налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, зачисляемых в республиканский и местные бюджеты, внебюджетные фонды, кроме отчислений в государственные страховые внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, занятости, обязательного медицинского страхования), земельного налога, подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога с продаж и местных налогов и сборов в городах Якутск, Нерюнгри, Мирный. А с 1 января 2000 года освобождаются от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Республики Саха (Якутия), налога на имущество предприятий предприятия, производящие электроэнергию, до включения налогов в тарифы на электроэнергию, при условии неповышения действующих тарифов на электроэнергию. При этом Департамент пенсионной службы Республики Саха (Якутия) освобождается в части его деятельности по выплате пенсий товарами первой необходимости от следующих налогов, зачисляемых в республиканский и местные бюджеты: налога с продаж, коммунального налога, налога на пользователей автомобильных дорог, - при условии направления высвобождаемых средств на снижение стоимости товаров.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.02.2000 N 76 "Об утверждении порядка заключения соглашений о предоставлении специального налогового режима в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике республики Саха (Якутия) на 2000 год" установлено, что местные органы представительной власти имеют право устанавливать ставки местных налогов и обязательных платежей и предоставлять льготы дополнительно к установленным федеральным законодательством о налогах и сборах и Законом Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" в пределах сумм, поступающих в местный бюджет, без увеличения суммы дотации из республиканского бюджета.
Эти документы также нарушают положения Федерального закона от 31.07.1999 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", которым установлено, что все элементы налогообложения, в том числе налоговые ставки по региональным налогам, устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Республика Тыва
В соответствии с Законом Республики Тыва от 26.07.1999 N 310 "О предоставлении льготного налогового режима участникам Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва" предприятиям и организациям, зарегистрированным в качестве участников Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва в 2000-2002 годах, предоставлены льготы по федеральным налогам и сборам в форме освобождения от уплаты налогов в части, направляемой в бюджет Республики Тыва. Установлено, что предприятия - участники Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва для получения налоговых льгот заключают с налоговыми органами по месту регистрации соглашение о праве функционирования в льготном режиме налогообложения. Данные положения вступили в противоречие с Федеральным законом от 31.07.1999 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", установившим, что с 1 января 1999 года субъекты Российской Федерации не могут устанавливать льготы по налогам и сборам, направляемым в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Положения Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", разрешающие органам государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, утратили силу с 1 января 1999 года в связи с введением в действие части первой НК РФ.
В отношении двух постановлений Правительства Республики Тыва, противоречащих федеральному законодательству: от 26.07.2000 N 717 "О мерах по осуществлению государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота алкогольной продукции на территории Республики Тыва" и от 26.06.2001 N 822 "О мерах государственного контроля за качеством алкогольной продукции на территории Республики Тыва" - УМНС России по Республике Тыва направило письмо от 4 июля 2001 года в прокуратуру Республики Тыва с просьбой опротестовать данные постановления.
Республика Хакасия
Налоговые органы Республики Хакасия выявили факты неправомерного предоставления нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления налоговых льгот в части средств, подлежащих зачислению в местный бюджет.
Решениями Усть-Абаканского районного Совета депутатов от 24.05.2000 N 21 и от 26.05.2000 б/н были предоставлены следующие льготы:
- садоводческому товариществу "Строитель" - льгота по взиманию платы за землю в размере 100% от суммы налога, зачисляемого на счет муниципального образования Усть-Абаканского поселкового Совета на 2000 год;
- ГПЗ профилакторий "Елочка" - полное освобождение на 2000 год от уплаты всех видов налогов и платежей в части, зачисляемой в доход местного бюджета.
По данным УМНС России по Республике Хакасия, в первом полугодии 2001 года в органы прокуратуры были направлены заявления об опротестовании законов и иных нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления, противоречащих налоговому законодательству.
Прокурором Республики Хакасия 11 января 2001 года были принесены протесты:
- по п.2, 3 Временного положения "О лицензировании деятельности по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений" (кроме федеральных) на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Хакасия от 10.04.1996 N 104;
- о несоответствии постановления Правительства Республики Хакасия от 15.02.2001 N 10 "Об утверждении расчетных индексов к ценам на строения. Приватизированные и кооперативные квартиры, принадлежащие физическим лицам" законодательству Российской Федерации, которое противоречит ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и ст.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", так как налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, то есть расчетные индексы, утвержденные постановлением Республики Хакасия, надлежит применять не с 1 января 2001 года, а с 1 января 2002 года. Спорные положения данного акта были устранены.
Красноярский край
На территории Красноярского края действует Закон от 01.07.1994 N 2-10 "О ставке налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в бюджет края, и льготах по налогу на прибыль предприятий и организаций, зачисляемому в краевой бюджет". Согласно Федеральному закону от 31.03.1999 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" органы власти субъектов Российской Федерации утратили право предоставления дополнительных (не предусмотренных федеральным законом) льгот. Однако Законом Красноярского края от 10.04.2001 N 14-1262 "О внесении изменения в Закон Красноярского края "О ставке налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в бюджет края, и льготах по налогу на прибыль предприятий и организаций, зачисляемому в краевой бюджет" введена льгота, предоставляемая по налогу на прибыль при увеличении объемов реализации продукции. Льгота по налогу, зачисляемому в краевой бюджет, предоставлена на 1999-2000 годы предприятиям и организациям легкой, пищевой и химико-фармацевтической промышленности, а также других отраслей промышленности, осуществляющим производство товаров народного потребления, в части прибыли, полученной в результате увеличения объемов реализации продукции по указанным товарам в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года при условии направления высвободившихся оборотных средств на прирост оборотных средств предприятия, организации, вложенных в производство товаров и услуг.
Закон Красноярского края от 07.02.1999 N 05-306 "О льготе по подоходному налогу для физических лиц" предусматривает исключение при налогообложении совокупного дохода физического лица суммы льготы, предоставляемой при выкупе арендуемой в краевом жилищном фонде квартиры. Основанием для данного Закона является п.7 ст.3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", предоставляющий соответствующее право органам власти субъектов Российской Федерации. Указанные положения вступили в противоречие с принятым позже федеральным законодательством. НК РФ не предусматривает полномочий для субъектов Российской Федерации по установлению (изменению) налоговой базы по федеральным налогам.
Законом Красноярского края от 22.12.1998 N 5-241 "О зоне благоприятного инвестиционного климата "Красноярск" (с дополнениями и изменениями от 30.06.1999 N 7-421) на территории края предусматривается функционирование свободной экономической зоны (или зоны благоприятного инвестиционного климата - ЗБИК "Красноярск"). Согласно ст.10 Закона участники ЗБИК "Красноярск", заключившие соответствующий договор, могут освобождаться в течение 10 лет от уплаты налога на прибыль в части, поступающей в краевой бюджет, полученную от строительства объектов энергетики, аэропортов, газопроводов, восстановления экосистем, переработки лекарственного сырья, а также в случае применения новых, не имеющих аналогов в крае ресурсосберегающих и безотходных технологий в производстве стройматериалов, строительства объектов социальной инфраструктуры, дорог, производства и переработки промышленной и сельскохозяйственной продукции, технического сырья, эксплуатации объектов энергетики и средств связи. Кроме того, участникам могут предоставляться дополнительные льготы по налогу на имущество, земельному налогу, сбору на нужды образовательных учреждений, сбору, поступающему в территориальный дорожный фонд, налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств.
По истечении сроков действия льготного режима Законом предусмотрена льгота по налогу на прибыль (доход) в части, поступающей в краевой бюджет, в полном объеме суммы, направляемой участниками на реинвестирование программ ЗБИК "Красноярск", суммы процентов за долгосрочные кредиты и займы, фактически используемые для реализации программ ЗБИК "Красноярск" (нарушение ст.56 НК РФ - индивидуальная льгота).
Пунктом 5 ст.10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что представительные органы власти на основании настоящего Закона вправе устанавливать льготы аналогичного характера в части платежей, поступающих в местный бюджет.
Решением Законодательного Собрания г. Сосновоборска от 31.08.1999 N 111-Р на основании Закона Красноярского края от 22.12.1998 N 5-241 юридические лица, зарегистрированные на территории г. Сосновоборска в качестве участников ЗБИК "Красноярск", освобождены сроком на 10 лет от уплаты местных и региональных налогов, а также налога на прибыль в части, поступающей в местный бюджет (нарушение ст.56 НК РФ в части предоставления индивидуальной льготы).
Брянская область
В соответствии с Законом Брянской области от 26.11.1998 N 56-З "О благотворительной деятельности в Брянской области" органы государственной власти Брянской области предоставляют участникам благотворительной деятельности предусмотренные законодательством области льготы по областным налогам и сборам и федеральным налогам, сборам в части, зачисляемой в областной бюджет. Для благотворителей в дополнение к льготам, установленным федеральным законодательством, налогооблагаемая база при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Брянской области, уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию благотворительных программ или переданных безвозмездно общественным объединениям, но не более чем на 3%.
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов и порядки их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды) устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Кроме того, отдельные элементы налогообложения по региональным и местным налогам, а также пределы, в которых субъекты Российской Федерации вправе определять, например, налоговые ставки, устанавливаются федеральными законами.
Принятие законодательными органами субъектов Российской Федерации нормативного правового акта о налогах и сборах, изменяющего элементы налогообложения, установленные федеральным законом, свидетельствует о нарушении установленной законодательством Российской Федерации компетенции в решении вопросов о налогах и несоответствии принятого ими нормативного правового акта законодательству о налогах и сборах.
Законом Брянской области от 09.06.2000 N 34-З "О государственной поддержке малого предпринимательства в Брянской области" установлено, что законодательством Брянской области определяются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг, в части доходов, зачисляемых в областной бюджет.
Положения Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", разрешающие органам государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, утратили силу с 1 января 1999 года в связи с введением в действие части первой НК РФ.
Законом Брянской области от 27.12.1999 N 27-З "О льготах по платежам в областной бюджет на 2000 год" установлена индивидуальная налоговая льгота. От уплаты налога на имущество освобождается Брянское областное отделение Российского детского фонда.
Согласно п.2 ст.17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере (п.1 ст.56 НК РФ). Устанавливать индивидуальные налоговые льготы, то есть льготы для отдельных предприятий, запрещается.
Воронежская область
В 29 нормативно-правовых актах, принятых Воронежской областной Думой в 2000 году, были выявлены противоречия действующему федеральному законодательству о налогах и сборах в части предоставления предприятиям льгот по налогу на прибыль в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет.
Это нормативные правовые акты:
1) от 19.05.2000 N 1409-П-ОД (постановление областной Думы) "О финансировании футбольного клуба "Энергия". Установлено, что предприятия, финансирующие футбольный клуб "Энергия", освобождаются от уплаты налога на прибыль в части средств, зачисляемой в областной бюджет.
Льготы по налогу на прибыль устанавливаются ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Согласно п.9 ст.6 вышеуказанного Закона (в ред. от 31.03.1999 N 62-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу на прибыль исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой НК РФ. Однако частью первой НК РФ не предусмотрена норма, закрепляющая порядок и условия предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации льгот по налогу на прибыль в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ней.
Таким образом, с 1 апреля 1999 года (день вступления в силу Федерального закона от 31.03.1999 N 62-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты;
2) от 19.05.2000 N 1408-П-ОД "О финансовой помощи СХА (колхоз) "Криничанский" Россошанского района. Установлено, что от уплаты налога на прибыль, земельного налога, налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы в первом полугодии 2000 года освобождается колхоз "Криничанский" Россошанского района.
Согласно п.2 ст.17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п.1 ст.56 НК РФ). Устанавливать индивидуальные налоговые льготы, то есть льготы для отдельных предприятий, запрещается;
3) от 19.05.2000 N 1410-П-ОД "О предоставлении налоговых льгот";
4) от 19.05.2000 N 1426-П-ОД "О финансировании спортивного комплекса "Энергия" для проведения чемпионата РФ по гандболу";
5) от 19.05.2000 N 1429-П-ОД "О финансировании ВГОО волейбольный клуб "Рекорд";
6) от 19.05.2000 N 1450-П-ОД "О внесении изменений и дополнений в постановление областной Думы от 01.07.1999 N 982-П-ОД "О предоставлении налоговых льгот";
7) от 11.02.2000 N 1252-П-ОД "Об оказании гуманитарной помощи сводному отряду милиции УВД по Воронежской области";
8) от 11.02.2000 N 1250-П-ОД "О финансировании ВГОО волейбольный клуб "Рекорд" и т.д.
Эти нормативные правовые акты по инициативе МНС России должны были быть приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Калужская область
Законом Калужской области от 16.12.1998 N 31-03 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Калужской области" устанавливаются льготы по налогообложению субъектов инвестиционной деятельности банков, инвестиционных институтов, страховых компаний и других кредитных учреждений, а также юридических лиц, обеспечивающих инвестиционную деятельность, в части доходов, зачисляемых в областной бюджет.
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Кроме того, отдельные элементы налогообложения по региональным и местным налогам, а также размеры, которые субъекты Российской Федерации вправе определять, например, налоговых ставок, устанавливаются федеральными законами.
Принятие законодательными органами субъектов Российской Федерации нормативного правового акта о налогах и сборах, изменяющего элементы налогообложения, установленные федеральным законом, свидетельствует о нарушении установленной законодательством Российской Федерации компетенции в решении вопросов о налогах и несоответствии принятого ими нормативного правового акта законодательству о налогах и сборах.
Кроме того, положения Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", разрешающие органам государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, утратили силу с 1 января 1999 года в связи с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с постановлениями Губернатора Калужской области от 24.02.2000 N 104, от 14.04.2000 N 208 и от 30.06.2000 N 357 о налоговых зачетах по платежам в областной бюджет на I, II и III кварталы 2000 года предусмотрено:
проводить зачеты в областной бюджет по налогам и неналоговым доходам, за исключением федеральных регулирующих налогов и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
по зачетам, проводимым в 2000 году, распределение доходов между бюджетами разных уровней производить по установленным нормативам отчислений в целом по сумме поступившего дохода (коду бюджетной классификации), за исключением платежей, поступивших от плательщиков, которым предоставлены льготы.
Положениями НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога (сбора) и других обязательных платежей считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. В связи с этим другие формы расчетов по обязательствам организаций по уплате налогов не допускаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Кемеровская область
Департамент координации природоохранной деятельности и недропользования Администрации Кемеровской области и Комитет природных ресурсов по Кемеровской области предоставили в 1999-2000 годах ряду угледобывающих предприятий льготу по плате за добычу угля путем значительного (в 1,5-2,0 раза) уменьшения установленных ранее в лицензиях ставок платы на право пользования недрами. Изменения в лицензии на право пользования недрами, которыми введены в действие уменьшенные ставки платы, были внесены с нарушением ст.5 и 16 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 03.03.1995 N 27-ФЗ), поскольку снижение размеров платежей не было согласовано с органами местного самоуправления и с органами управления экономикой. Выявлены факты неправомерного предоставления указанной льготы следующим предприятиям: АО "Черниговец" (дополнение N 2 к лицензии КЕМ0019ТЭ), ОАО "Разрез Кедровский" (дополнение N 3 к лицензии КЕМ00168ТЭ).
Комитет природных ресурсов Кемеровской области в своих ежегодных предложениях по распределению по бюджетам сумм отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (п.5 Порядка на воспроизводство минерально-сырьевой базы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.05.1996 N 597) необоснованно завышал суммы отчислений, оставляемых в распоряжении добывающих предприятий, за счет уменьшения сумм поступлений этого налога в областной бюджет. Указанные неправомерные действия вели к бесконтрольному распоряжению значительными денежными средствами, предназначенными для поступления в областной бюджет.
В 1999 году из оставленных в распоряжении добывающих предприятий 313 454 тыс. руб. от сумм отчислений только 117 921 тыс. руб. (37%) были израсходованы в соответствии с п.6 Порядка использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (расходование на своем горном отводе для собственных геологических работ). Остальные 195 533 тыс. руб. отчислений, предназначенных для внесения добывающими предприятиями в бюджет области, были напрямую переданы согласно указаниям Комитета природных ресурсов Кемеровской области другим предприятиям и организациям для финансирования геолого-разведочных работ, покупки техники, оргтехники, служебных помещений, жилья.
Выявлены нормативные правовые акты органов местного самоуправления Кемеровской области, не соответствующие федеральному законодательству о налогах и сборах и бюджетному законодательству Российской Федерации, в том числе:
1) распоряжение Мариинской районной администрации от 11.01.2000 N 4-р (устанавливает возможность погашения в течение 2000 года до 50% задолженности по налоговым платежам в местный бюджет в форме зачетов, в том числе и по федеральным налогам);
2) распоряжение администрации г. Гурьевска от 17.03.2000 N 201-р (устанавливает возможность погашения в течение 2000 года задолженности по налоговым платежам в городской бюджет в форме зачетов);
3) распоряжение администрации г. Мариинска от 16.05.2000 N 348 (устанавливает возможность погашения в течение 2000 года задолженности по налогу на прибыль и по местным налогам и сборам в городской бюджет в форме зачетов в полном объеме) и др.
Курганская область
Законом Курганской области от 30.12.1999 N 281 "О налогах и налоговых льготах на территории Курганской области в 2000 году" устанавливаются льготы для отдельных категорий налогоплательщиков на 2000 год, в том числе и по федеральным налогам, в частности по налогу на прибыль предприятий и организаций, что противоречит действующему законодательству о налогах и сборах.
Так, Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" внесены изменения в п.9 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой НК РФ.
Частью первой НК РФ не предусмотрена норма, закрепляющая право, а также порядок и условия предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным категориям налогоплательщиков льгот по федеральным налогам в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Так, положения Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", разрешающие органам государственной власти национально-государственных, национально и административно-территориальных образований предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, утратили силу с 1 января 1999 года в связи с введением в действие части первой НК РФ.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
Новосибирская область
За период 1999-2000 годы Новосибирский областной Совет депутатов и Новосибирский городской Совет приняли ряд нормативных правовых актов, не соответствующих требованиям налогового законодательства и установивших в них дополнительные льготы по различным федеральным налогам в части средств, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, а именно:
1) Закон Новосибирской области от 01.03.2000 N 86-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2000 год";
2) Закон Новосибирской области от 03.03.2000 N 80-ОЗ "О мерах государственной поддержки и особенностях налогообложения товаропроизводителей в Новосибирской области";
3) Закон Новосибирской области от 11.05.2000 N 99-ОЗ "О налоговых льготах инвесторам, реализующим проекты, прошедшие конкурсный отбор";
4) Закон Новосибирской области от 30.04.1999 N 54-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 1999 год".
После доведения данной информации до прокуратуры Новосибирской области вышеуказанные противоречия были устранены.
По данным УМНС России по Новосибирской области, на территории Новосибирской области действуют два нормативно-правовых акта органов местного самоуправления, которые по состоянию на 26 июля 2001 года не приведены в соответствие с действующим законодательством.
Омская область
Закон Омской области от 23.12.1997 N 128-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области" (ст.13) предусмотрел льготу для держателей инвестиционных проектов по всем видам налогов, зачисляемых в областной и местный бюджеты, а также в территориальный дорожный фонд, за исключением подоходного налога. При этом на период фактической окупаемости проектов предоставляется полное освобождение, а в течение двух лет после окончания окупаемого периода - освобождение в размере 50% всех видов налогов и платежей. Поскольку в соответствии с бюджетным законодательством территориальные бюджеты формируются в том числе и за счет федеральных налогов, то названный Закон коснулся НДС, акцизов на отдельные виды товаров, налога на прибыль, а также налогов, служащих источником образования дорожных фондов, являющихся в соответствии со ст.19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" федеральными.
Кроме того, согласно подпунктам "ж" и "з" п.5 ст.6 Закона Омской области от 23.07.1996 N 68-ОЗ "О территориальном дорожном фонде" от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд полностью освобождены организации Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги, Омский региональный филиал Западно-Сибирской дирекции по обслуживанию пассажиров и держатели инвестиционных проектов, заключившие соглашение на инвестиционную деятельность с Администрацией области на период окупаемости проекта. В соответствии же со ст.71 (п."з") Конституции Российской Федерации установление федеральных налогов и сборов находится в исключительной компетенции Российской Федерации. Согласно ст.17 НК РФ под установлением налога следует понимать определение всех существенных элементов налогообложения и в том числе налоговых льгот. Следовательно, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не обладают правом предоставлять льготы по федеральным налогам, если иное не установлено федеральным законом. В отношении налога на пользователей автомобильных дорог такого права нет. Законодательные органы субъектов могут только повышать либо понижать ставку налога, но не более чем на 50% от ставки налога, поступающего в территориальный дорожный фонд.
В результате пользования льготами в областной бюджет за весь период с 1998 по 2000 год недопоступило 256 582,4 тыс. руб.
Администрация и Законодательное Собрание Омской области приняли необходимые меры по приведению областного законодательства в соответствие с федеральным, и данные недостатки были устранены.
Оренбургская область
В результате анализа законодательства Оренбургской области о налогах и сборах выявлены следующие несоответствия его федеральному законодательству о налогах и сборах.
Статьей 1 Закона Оренбургской области от 31.03.2000 N 477/101-ОЗ предусмотрено освобождение областных средств массовой информации общественно-политического характера, редакций газет, администраций городов и районов области, типографий, книгоиздателей и книгораспространителей от налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет на 2000 год.
В п.2 ст.2 Закона Оренбургской области от 14.12.1998 N 163/30-ОЗ "О налоге с продаж" (в ред. Законов Оренбургской области от 22.02.1999 N 201/34-ОЗ и от 30.06.1999 N 297/63-ОЗ) установлена индивидуальная льгота по налогу с продаж для печатных изданий, учредителями которых являются Законодательное Собрание области, Администрация области и администрации городов и районов и общественные организации Всероссийского общества инвалидов, Оренбургская региональная организация "Братство", ее отделения и предприятия. Период действия данной льготы не установлен.
Сохранение в Законе указанной льготы не соответствует ст.2 Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", которой установлено, что индивидуальные налоговые льготы, предоставленные представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до дня вступления в силу Закона N 154-ФЗ, действуют в течение того срока, на который эти льготы были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, то указанные индивидуальные налоговые льготы прекращают свое действие с 1 января 2000 года.
Рязанская область
Закон Рязанской области от 24.09.1997 N 53 "О территориальном дорожном фонде" (в ред. от 20.06.2000) вступил в противоречие с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в части предоставления льгот по налогам, служащим источниками образования дорожных фондов.
Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, являются федеральными налогами, элементы обложения данными налогами, в том числе налоговые льготы в соответствии с п.5 ст.19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", должны устанавливаться законодательными актами Российской Федерации.
На основании распоряжений главы Администрации Касимовского района произведен незаконный отпуск древесины ТОО "Память Ильича" и КРОО "Ветераны локальных войн и вооруженных конфликтов". Указанные организации не входят в перечень льготников, определенный ст.107 Лесного кодекса Российской Федерации, кроме того, предоставленные им льготы в нарушение ст.56 НК РФ носят индивидуальный характер.
Тюменская область
Законом Тюменской области от 06.04.1999 N 105 "О предоставлении налоговых льгот на 1999 год отдельным категориям налогоплательщиков" освобождаются от уплаты фактических сумм налога на прибыль в части платежей, поступающих в областной бюджет:
а) созданные гражданами потребительские кооперативы, производящие сельскохозяйственную продукцию, если объем реализации сельскохозяйственной продукции и услуг, произведенных членами кооператива, составляет не менее 70%;
б) иностранные фирмы, занятые строительством объектов здравоохранения и фармации на территории Тюменской области по заключенным ранее контрактам, в части объема выполненных за отчетный период работ в ходе строительства этих объектов;
в) муниципальные транспортные предприятия, обслуживающие бюджетные учреждения здраво-охранения.
Данное положение противоречит Федеральному закону от 31.03.1999 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", части первой НК РФ, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации с 1 апреля 1999 года не вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
Челябинская область
На территории Челябинской области действуют закрытые административно-территориальные образования - ЗАТО: города Озерск, Трехгорный, Снежинск и пос. Локомотивный. Местная администрация заключила с предприятиями, зарегистрированными в этих ЗАТО, ряд налоговых соглашений, предоставляющих этим предприятиям налоговые льготы, в том числе и на период 2000 года и последующих годов.
Статьей 5 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" установлено, что в доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги и другие поступления с его территории. В соответствии со ст.1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ранее действовавшей редакции вплоть до 1 января 1999 года) органы государственной власти административно-территориальных образований имели право предоставлять дополнительные льготы по налогам в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты. Вместе с тем постановление Правительства РФ от 15.06.1998 N 595, утвердившее Правила предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, уточнило, что органами местного самоуправления ЗАТО могли предоставляться дополнительные налоговые льготы по налогам и сборам, кроме НДС, акцизов, а также налогов и сборов, зачисляемых в целевые бюджетные фонды, юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков на территории ЗАТО, по согласованию с Минфином России.
Таким образом, льготы могли быть предоставлены по федеральным и региональным налогам и сборам с учетом положений постановления Правительства РФ от 15.06.1998 N 595.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с 1 января 1999 года утратил силу, за исключением ст.19-21 и п.2 ст.18.
Статьей 58 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что полномочия по предоставлению льгот по налогам и сборам местных органов самоуправления на территории закрытых административно-территориальных образований с 1 января 2000 года не будут действовать, кроме тех ЗАТО, на территории которых расположены федеральные ядерные центры.
Несмотря на положения вышеуказанных Законов и постановления Правительства, администрации ЗАТО, расположенных на территории Челябинской области, предоставляли и продолжают предоставлять дополнительные льготы по налогам и сборам. Так, несмотря на постановление Правительства РФ N 595, органы местного самоуправления ЗАТО предоставляли льготы по таким федеральным налогам, как НДС и акцизы, без согласования с Минфином России. Кроме того, различные льготы продолжают предоставляться и по настоящее время в нарушение Закона N 227-ФЗ, которым разрешено предоставлять дополнительные льготы по налогам и сборам только в отношении местных налогов, кроме тех ЗАТО, на территории которых расположены федеральные ядерные центры.
Согласно Закону Челябинской области "Об областном бюджете на 2000 год" порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в областной бюджет устанавливается губернатором Челябинской области, что противоречит подпункту 6 ст.9 и ст.63 НК РФ, согласно которым порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей находится в компетенции соответствующих финансовых органов. Так, ст.63 НК РФ гласит, что органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора по федеральным налогам и сборам, является Минфин России, а по региональным и местным налогам и сборам - соответственно финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Статьей 18 Закона Челябинской области "Об областном бюджете на 2000 год" установлен порядок освобождения с 1 января 2000 года от уплаты начисляемой пени по суммам недоимки налогов и других обязательных платежей тех предприятий, которые имеют дебиторскую задолженность перед государством. Статья 59 НК РФ определяет, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
- по федеральным налогам и сборам - Правительством РФ;
- по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Установлено также, что правила, предусмотренные п.1 ст.59 НК РФ, применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
Таким образом, в НК РФ не говорится о том, что пени по налогам и сборам могут быть списаны или не уплачены теми предприятиями, которые имеют дебиторскую задолженность перед государством.
Распоряжением губернатора Челябинской области от 17.08.11998 N 802-р "О неприменении штрафных санкций" определено, что ГНИ и УФСНП должны применять штрафные санкции за неуплату налогов и арестовывать имущество подрядных организаций, у которых имеется задолженность перед областным бюджетом, по согласованию с администрацией области. К распоряжению прилагается соответствующий список предприятий. Согласно федеральному законодательству налоговые органы, а также органы налоговой полиции не обязаны согласовывать применение штрафных санкций или наложение ареста на имущество в случае неуплаты или несвоевременной уплаты предприятиями сумм налогов и сборов.
Статьей 22 Закона Челябинской области N 74-ЗО "Об областном бюджете Челябинской области на 1999 год" предусмотрена отдельная строка налоговых доходов - доходы от спецналога. Установление спецналога в качестве налогового дохода противоречит ст.2 Федерального закона от 23.02.1995 N 25-ФЗ "О специальном налоге с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей", согласно которой этот налог был отменен с 1 января 1996 года.
Читинская область
Законами Читинской области от 24.02.1999 N 156-ЗЧО "Об освобождении ОАО "Завод горного оборудования" от налога на имущество в части, зачисляемой в областной бюджет" и от 15.09.1999 N 214 "Об организации туристической деятельности в Читинской области" нарушено требование ст.56 НК РФ (нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера). Данные положения ст.56 НК РФ также нарушены следующими нормативными правовыми актами Читинской области:
1) постановлением Главы Администрации Калганского района от 21.07.2000 N 242 "Об освобождении ПК артели старателей "Даурия" от налога на содержание объектов соцкультбыта";
2) постановлением Главы муниципального образования Читинского района от 18.110.1999 N 925 "О снижении ставки налога на прибыль АО санаторий "Кука"".
Кроме того, отдельные положения Закона Читинской области "Об организации туристической деятельности в Читинской области" не соответствуют федеральному законодательству. Законодательные органы субъекта Российской Федерации были не вправе устанавливать льготы по НДС, так как согласно ст.19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" НДС отнесен к федеральным налогам. В соответствии с этой же статьей федеральные налоги, в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
Необходимо отметить, что ст.32 Закона Читинской области от 22.12.1999 N 195-ЗЧО "Об областном бюджете на 2000 год", предоставляющая право Администрации области осуществлять взаимозачеты задолженности предприятий-налогоплательщиков и бюджетов муниципальных образований области по налогам и другим платежам в областной бюджет, противоречит ст.45 НК РФ, в соответствии с которой обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, то есть должна носить исключительно денежный характер.
Агинский Бурятский автономный округ
Статьей 4 Закона Агинского Бурятского автономного округа от 01.02.2000 "О налоговых льготах предприятиям, производящим алкогольную продукцию в Агинском Бурятском автономном округе" определено, что Администрация автономного округа может устанавливать конкретным предприятиям льготы по всем налогам, сборам и акцизам, что противоречит ст.56 НК РФ, в которой закреплено следующее: нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. В ходе проверки обнаружено, что данные нарушения устранены, Закон отменен.
Кроме того, обнаружены такие нарушения федерального законодательства о налогах и сборах, как установление льгот по налогам и сборам органами исполнительной власти путем принятия акта, который не относится к законодательству о налогах и сборах. Нормативные правовые акты, содержащие соответствующие положения, приняты в нарушение требований ст.17, 56 НК РФ. Это относится к Законам Агинского Бурятского автономного округа от 26.12.2000 "О стимулировании инновационной и инвестиционной деятельности в Агинском Бурятском автономном округе" (ст. 4), "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в экономику Агинского Бурятского автономного округа" (ст.8, 9). Кроме того, данный Закон противоречит закрепленному в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" разделению налогов по уровням: на федеральные, региональные и местные. Вместо понятия "местные налоги" предлагается руководствоваться понятием "окружные налоги", что делает незаконным направление соответствующих средств налогоплательщиков на счета "окружного бюджета".
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 25.12.1996 "О предоставлении налоговых льгот в автономном округе" установлены льготы по акцизам и НДС. Данные положения вступили в противоречие с Федеральным законом "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", установившим, что с 1 января 1999 года субъектами Российской Федерации не могут быть установлены льготы по налогам и сборам, направляемым в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Положения Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", разрешающие органам государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, утратили силу с 1 января 1999 года в связи с введением в действие части первой НК РФ (Закон отменен 9 августа 2000 года).
Ненецкий автономный округ
В Ненецком автономном округе обнаружено нарушение установленной законодательством о налогах и сборах компетенции в части установления органом власти элементов налогообложения, а также налоговых льгот по налогам и сборам, направляемым в бюджеты разного уровня.
Положения Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", разрешающие органам государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, утратили силу с 1 января 1999 года в связи с введением в действие части первой НК РФ. Однако Законом Ненецкого автономного округа от 11.01.2000 N 216-ОЗ "О предоставлении налоговых льгот организациям потребкооперации округа на 2000 год" устанавливаются льготы по уплате земельного налога (местный налог), что недопустимо.
Ханты-Мансийский автономный округ
В Ханты-Мансийском автономном округе выявлено нарушение федерального законодательства, выразившееся в изменении Законом субъекта Российской Федерации оснований возникновения и исполнения обязанностей, установленных федеральным законом.
Так, Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 09.04.1999 N 23-ОЗ "О стимулировании ускоренного ввода в разработку нефтегазовых месторождений в пределах лицензионных участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа" предусмотрел стимулирующее налогообложение, при котором источником инвестиций выступают средства бюджета округа, учитываемые в доходной и расходной частях.
Инвестиционные средства недропользователей образуются в течение соответствующего отчетного периода за счет части налогов, причитающихся к уплате в бюджет автономного округа, объектом обложения которых является выручка от реализации "новой нефти", стоимость недвижимого имущества, находящегося в пределах вводимого в разработку лицензионного участка, стоимость "новой нефти" в отчетном периоде. Сумма остающихся в распоряжении недропользователя средств определяется как доля начисленного налога в бюджет округа и территориальный дорожный фонд в следующих размерах:
- 100% НДС;
- 50% налога на пользователей автомобильных дорог;
- 100% налога на прибыль;
- 100% налога на имущество, исчисленного по объектам недвижимого имущества согласно перечню;
- 100% платы за добычу нефти и газа.
Средства направляются на финансирование работ на вводимом или введенном в разработку лицензионном участке.
Обнаружено также нарушение установленной законодательством о налогах и сборах компетенции в части установления органом власти элементов налогообложения, а также налоговых льгот по налогам (сборам), взимаемым и направляемым в бюджеты разного уровня.
Положения Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", разрешающие органам государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, утратили силу с 1 января 1999 года в связи с введением в действие части первой НК РФ.
Однако Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 27.12.1999 N 84-ФЗ "О налоговых льготах на 2000 год" устанавливаются льготы по уплате налога на нужды образовательных учреждений (местный налог), налогу с владельцев транспортных средств (федеральный налог).
Сотрудники Министерства и Управлений МНС по субъектам Российской Федерации продолжают анализ законодательства в отношении других областей, районов и городов, однако уже проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что нарушения и несоответствия в законодательных актах федеральному законодательству есть во многих областях, районах, городах и других административно-территориальных единицах Российской Федерации.
Д.О. Александров
"Налоговый вестник", N 11, 12, ноябрь, декабрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1