Мой муж получил травму при работе в шахте. Предприятие не выплачивало ему компенсацию в возмещение вреда в течение 3 лет. За просрочку платежей были начислены пени в размере 1% за каждый день просрочки.
Налоговая инспекция требует включить в доход сумму пеней и уплатить с них подоходный налог. Правомерны ли ее действия?
Согласно п.3 ст.217 НК РФ все виды установленных действующим законодательством РФ, субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах установленных норм), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, не подлежат налогообложению.
В настоящее время размер единовременных и ежемесячных страховых выплат (выплат в возмещение вреда) определяется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". При этом согласно п.8 ст.15 этого Закона в случае задержки страховых выплат субъект страхования обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пени в размере 0,5% за каждый день просрочки.
До 6 января 2000 г. (дата вступления в силу Федерального закона N 125-ФЗ) порядок возмещения вреда, причиненного работникам увечьем или профессиональным заболеванием, определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением ВС РФ от 24 декабря 1992 г. N 4214-1. Правилами было предусмотрено, что при невыплате сумм возмещения вреда в установленный срок работодатель обязан выплатить пени в размере 1% от невыплаченной суммы возмещения вреда за каждый день просрочки (п.51).
Таким образом, пени в размере 1% за 1998, 1999 годы начислены в соответствии с действовавшим в тот период законодательством. За 2000 и 2001 годы пени должны составлять 0,5% за каждый день просрочки выплаты.
Поскольку пени представляют собой суммы, полученные (уплаченные) в нарушение долговых или иных обязательств, их следует рассматривать как компенсацию ущерба, который был причинен лицу в результате несвоевременного исполнения обязательств. Так, например, п.5 постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П определено, что пени, начисляемые в случае несвоевременной уплаты налога, являются компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Следовательно, если пострадавшему не были своевременно выплачены суммы в возмещение вреда, то можно говорить о возможности у него связанных с этим потерь (например, могли возникнуть затруднения с приобретением необходимых лекарств, оплаты лечения и т. п.). В данном случае пени являются не доходом пострадавшего, а дополнительной компенсационной выплатой, предусмотренной законодательством. На наш взгляд, с суммы пеней, выплаченных в рассматриваемом случае, налог на доходы физических лиц удерживаться не должен.
Поскольку из письма не ясно, за какой период начислены пени, то можно предположить, что пени в размере 1% за каждый день просрочки были начислены также и за 2000-2001 годы. В таком случае их размер превысил сумму пеней, установленных законодательством (0,5%). При этом можно говорить о доходе в сумме разницы между начисленной суммой и суммой, которая должна была бы быть начислена в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ. Иного дохода, подлежащего налогообложению, на наш взгляд, в данной ситуации нет.
Е. Воробьева,
эксперт "БП"
1 октября 2001 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 45, октябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.