Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части увеличения
размеров пособий в связи с материнством)
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части увеличения размеров пособий в связи с материнством) подготовлен в соответствии с Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной Правительство Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р).
Законопроектом предусматривается увеличение размеров следующих видов пособий:
пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, со 100 до 300 рублей (статья 8);
единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), со 100 до 300 рублей (статья 10).
единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка с 1500 до 4500 рублей (статья 12);
ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход с 200 до 500 рублей (статья 15).
По данным Минэкономразвития России, в период с 1998 года покупательная способность социальных пособий упала более чем в четыре раза. Например, размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет лишь 12,2 процента от прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако экономический ресурс российских семей сегодня настолько низок, что даже незначительное увеличение размера пособий в связи с материнством способно составить ощутимую часть их денежных доходов и в определенной степени положительно воздействовать на изменение демографической ситуации в стране.
Уровень материального обеспечения семей напрямую связан с количеством детей в них. Практически в каждом втором домохозяйстве с несовершеннолетним ребенком среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума. При двух детях таких домохозяйств уже почти 65% семей, при трех - 80%, при четырех - почти все. Это обстоятельство является одной из причин, по которой супружеские пары не желают иметь детей.
Демографическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации, характеризуется устойчивой депопуляцией (превышением числа умерших над числом родившихся). Одна из причин депопуляции - низкая рождаемость. В 2000 году родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 году. Современные уровни рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину.
Учитывая это, в качестве приоритетов демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года определено, в частности, - "повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи", а также "создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей". В связи с этим Концепцией предусмотрено дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. На достижение этих целей и направлен предлагаемый законопроект.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата указанных видов пособий гражданам, имеющим детей, производится как за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, так и за счет средств федерального бюджета.
При этом за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации выплачиваются: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
За счет средств федерального бюджета выплачиваются: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел; женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, а также в связи с истечением срока их трудового договора (контракта) в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию.
В связи с этим на реализацию закона потребуются дополнительные средства (по сравнению с предусмотренными проектом федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", принятым Государственной Думы в первом чтении) в объеме 6844,5 млн. рублей из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и в объеме 148,5 млн. рублей из федерального бюджета (финансово-экономическое обоснование прилагается).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части
увеличения размеров пособий в связи с материнством)
Расчет финансовых затрат на повышение пособий гражданам, имеющим детей, произведен исходя из двух источников финансирования выплаты этих пособий: из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и из федерального бюджета.
Законопроектом предусматривается повышение размеров следующих видов пособий:
1. Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, со 100 рублей до 300 рублей (статья 8).
Расчеты дополнительных расходов в связи с увеличением втрое указанного вида пособия не произведены в связи с крайне малой численностью его получательниц.
2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), со 100 до 300 рублей (статья 10).
Дополнительные расходы Фонда социального
страхования Российской Федерации + 72,9 руб.
Затраты по проекту бюджета ФСС на 2002 год (100
руб. х 32000 выплат х 1,14*) 36,5 млн.руб.
Затраты по законопроекту (300 руб. х 32000
выплат х 1,14) 109,4 млн.руб.
Дополнительные расходы федерального бюджета + 1,2 млн.руб.
Затраты федерального бюджета на выплату данного
пособия при его размере, равном 100 рублям
составляют 0,6 млн.руб.
Затраты по законопроекту, предусматривающему
увеличение пособия до 300 рублей (х 3,0) 1,8 млн.руб.
составят
3. Единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка с 1500 рублей до 4500 рублей (статья 12).
Дополнительные расходы Фонда социального
страхования Российской Федерации + 3693,6 млн.руб.
Затраты по проекту бюджета ФСС на 2002 год (1500
руб. х 1,08 млн. выплат х 1,14) 1846,8 млн.руб.
Затраты по законопроекту (4500 руб. х 32000
выплат х 1,14) 5540,4 млн.руб.
Дополнительные расходы федерального бюджета + 109,2 млн.руб.
Затраты федерального бюджета на выплату данного
пособия при его размере, равном 1500 рублям
составляют 54,6 млн.руб.
Затраты по законопроекту, предусматривающему
увеличение пособия до 4500 рублей (х 3,0)
составят 163,8 млн.руб.
4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход, с 200 рублей до 500 рублей (статья 15).
Дополнительные расходы Фонда социального
страхования Российской Федерации + 3078,0 млн.руб.
Затраты по проекту бюджета ФСС на 2002 год (200 -
руб. х 9,0 млн. выплат х 1,14) 2052,0 млн.руб.
Затраты по законопроекту (500 руб. х 9,0 выплат -
х 1,14) 5130,0 млн.руб.
Дополнительные расходы федерального бюджета + 38,1 млн.руб.
Затраты федерального бюджета на выплату данного
пособия при его размере, равном 200 рублям
составляют 25,4 млн.руб.
Затраты по законопроекту, предусматривающему
увеличение пособия до 500 рублей (х 2,5) 63,5 млн.руб.
составят
Исходя из указанных расчетов, дополнительные расходы Фонда социального страхования Российской Федерации (по сравнению с предусмотренными проектом федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", принятым Государственной Думы в первом чтении) составят 6844,5 млн. руб., а дополнительные расходы федерального бюджета - 148,5 млн. руб.
По данным Минфина России, в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", принятом Государственной Думы во втором чтении, дополнительные затраты на эти цели учтены в объеме 150,0 млн. рублей, в том числе по разделу "Национальная оборона" - 130,0 млн. рублей и разделу "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" - 20,0 млн. рублей.
В связи с увеличением фонда оплаты труда дополнительные доходы Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год составят 7043,6 млн. рублей, что позволяет покрыть дополнительные расходы в связи с увеличением размеров вышеуказанных пособий.
______________________________
* 1,14 - средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению и дополнению
в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
(в части увеличения размеров пособий в связи с материнством)
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части увеличения размеров пособий в связи с материнством) необходимо внести изменения и дополнения в:
1) статью 11 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст.3348);
2) постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года N 883 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 37, ст.3628) - с последующими изменениями от 27 января, 9 сентября 1996 года, 14 февраля, 28 августа 1997 года, 12 ноября 1999 года, 5 мая, 21 декабря 2000 года);
3) принятые на их основе нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.