Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5
Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов
на рынке ценных бумаг"
Внесение предлагаемого изменения в статью 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - закон) обусловлено принятием Федерального закона от 7 августа 2001 года N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Принятие последнего было в частности направлено на включение в Федеральный закон "Об акционерных обществах" ряда норм, защищающих интересы акционеров общества от "размывания" долей в уставном капитале. Одна из таких норм устанавливает, что решение о размещении путем закрытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, может приниматься только общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия решения не предусмотрена уставом общества (п.30 статьи 1). Указанная норма, с одной стороны, перекрывает соответствующее положение пункта 4 статьи 5 закона, а с другой, содержит более жесткий подход к принятию решения о размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем закрытой подписки. Так, действующая редакция пункта 4 статьи 5 закона устанавливает большинство, необходимое для принятия общим собранием акционеров такого решения, только в две трети голосов. Кроме того, закон также делает исключение из установленного общего правила в случае, когда акционеры при закрытой подписке имеют возможность приобрести размещаемые ценные бумаги пропорционально количеству принадлежащим им акций.
Еще одна норма пункта 4 статьи 5 закона, подлежащая исключению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", - норма абзаца четвертого п.4 статьи 5 закона, предоставляет возможность оплаты ценных бумаг по усмотрению инвесторов денежными средствами в случае, если решение о размещении путем открытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, предусматривает их оплату неденежными средствами. Данная норма закона направлена на защиту интересов акционеров общества от возможного отстранения их от участия в подписке на ценные бумаги путем установления обязанности оплаты таких ценных бумаг только каким-либо особым и недоступным для них имуществом. Однако одновременно закон предоставляет право оплаты денежными средствами и иным лицам, участвующим в подписке. Последнее лишено смысла и препятствует получению акционерным обществом имущества, на которое оно рассчитывает, осуществляя подписку. Очевидно, что третьи лица не должны пользоваться возможностью выбора формы оплаты, в отличие от акционеров, интересы которых в сохранении доли участия в акционерном обществе должны быть защищены. В связи с этим, как это и предусмотрено законом "Об акционерных обществах", с учетом внесенных в него изменений и дополнений (статья 41 п.2), следует распространить право оплачивать ценные бумаги деньгами, только на акционеров общества, осуществляющих преимущественное право приобретения ценных бумаг в процессе открытой или закрытой подписки.
Наряду с изложенным необходимо отметить, что согласно пункту 3 статьи 20 закона пункт 4 статьи 5 носит временный характер и действует до вступления в силу соответствующего изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах" несмотря на то, что изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах" следуют подходу Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Тем не менее они не в полной мере соответствуют положениям последнего. В связи с этим, после 1 января 2002 года на практике могут возникнуть вопросы относительно того, должны ли применяться положения пункта 4 статьи 5 закона, и если должны применяться, то как они будут применяться с учетом положений Федерального закона "Об акционерных обществах".
Принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Таким образом, в целях устранения противоречий в законодательстве, дублирования норм и избежания их двойного толкования необходимо внести предлагаемое изменение в статью 5 закона, исключив ее 4 пункт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.