Проект федерального закона N 50878-3
"О государственном техническом учете объектов градостроительной
деятельности"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для отмены
перечень законодательных актов для принятия
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 9)
Глава II. Порядок ведения государственного технического (ст.ст. 10-20)
учета объектов градостроительной деятельности
Глава III. Заключительные положения (ст. 21)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при учете, сборе, обобщении и предоставлении сведений, полученных при описании и индивидуализации объектов градостроительной деятельности и определяет правовые основы и принципы организации государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности, за исключением земельных участков, участков недр, лесов, водных и других объектов, учет которых осуществляется в соответствии с иными федеральными законами.
Статья 2. Понятие государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности, основные термины и определения
1. Государственный технический учет объектов градостроительной деятельности - установленная настоящим Федеральным законом система сбора, документирования, обработки, обобщения (систематизации) и хранения информации об объектах градостроительной деятельности, полученной в результате проведения их технической инвентаризации для целей удостоверения государством факта их возникновения, существования или прекращения существования.
2. Мониторинг объектов градостроительной деятельности представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, стоимости и оценки состояния объектов градостроительной деятельности и прогноза их изменений под влиянием естественных природных факторов и хозяйственной деятельности.
3. Государственный технический учет объектов градостроительной деятельности осуществляется путем проведения их технической инвентаризации, присвоения инвентарного и реестрового номеров, определения их инвентаризационной стоимости, внесения информации на определенную дату в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности.
4. Информация об объекте градостроительной деятельности, внесенная в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности, является доказательством, подтверждающим факт существования объекта в натуре.
5. Государственный технический учет объектов градостроительной деятельности, независимо от их назначения и принадлежности, осуществляется государственными специализированными организациями технической инвентаризации по единой системе учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Для целей настоящего Федерального закона используются основные термины и определения:
Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности - упорядоченная система записей, содержащих сведения о местоположении, назначении, принадлежности, составе, основных характеристиках объектов градостроительной деятельности, реестровых и инвентарных номерах и других показателях, позволяющих однозначно идентифицировать объект градостроительной деятельности;
инвентарное дело - совокупность учетно-технической документации утвержденного формата, характеризующей историю возникновения и изменения объекта градостроительной деятельности, полученной по данным технической инвентаризации и учета, подлежащая хранению с определенным номером в архиве государственной специализированной организации технической инвентаризации;
объекты градостроительной деятельности - объекты, которые определены в статье 1 и статье 4 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
объекты недвижимости в градостроительстве (далее - объекты недвижимости) - объекты, в отношении которых осуществляется градостроительная деятельность и которые определены в абзаце первом пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации;
объект технического учета (инвентарный объект) - отдельно расположенный объект градостроительной деятельности, его часть или же комплекс объектов, имеющих общее назначение или расположенных в границах одного земельного участка (за исключением земельных участков, участков недр, лесов, обособленных водных объектов и других объектов, учет которых осуществляется в соответствии с иными федеральными законами);
помещение - изолированная функциональная часть здания (строения), отделенная остальной части здания (строения) стенами без проемов либо глухими перегородками, имеющая отдельный вход;
техническая инвентаризация объектов градостроительной деятельности - комплекс работ, осуществляемых с соблюдением установленных технических норм и правил, в целях установления характеристик объектов градостроительной деятельности, позволяющих однозначно выделить их среди других объектов, и описания с указанием местоположения (адреса), наименования, принадлежности, назначения, фактического использования, состава, технического состояния, стоимостных показателей, уровня благоустройства;
первичная инвентаризация объектов градостроительной деятельности - техническая инвентаризация объектов, проводимая впервые, в результате которой на каждый объект составляется технический паспорт унифицированной формы и иная стандартизированная учетно-техническая документация.
Статья 3. Законодательство о государственном техническом учете и мониторинге объектов градостроительной деятельности
Законодательство о государственном техническом учете и мониторинге объектов градостроительной деятельности состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статья 4. Цели государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности
Государственный технический учет и мониторинг объектов градостроительной деятельности осуществляется в целях:
- эффективного государственного управления, регулирования функционирования хозяйственного комплекса, эксплуатации и управления недвижимостью в Российской Федерации;
- информационного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, судов, юридических и физических лиц полной и достоверной информацией о составе, состоянии, принадлежности;
- информационного обеспечения градостроительной деятельности, создания обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности, их территориальном распределении, для совершенствования планирования и развития территорий и поселений;
- сбора и предоставления сведений об объектах градостроительной деятельности для проведения государственного статистического учета;
- подготовки необходимой информации и создания условий для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- определения стоимостных показателей недвижимого имущества для целей налогообложения.
Статья 5. Объекты градостроительной деятельности, подлежащие государственному техническому учету и мониторингу
Объектами градостроительной деятельности, подлежащими государственному техническому учету и мониторингу, являются все расположенные на территории Российской Федерации объекты градостроительной деятельности, независимо от их назначения и принадлежности, в том числе:
- объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию;
- самовольно возведенные завершенные строительством объекты (части объектов);
- объекты, не завершенные строительством, в том числе объекты, разрешение на строительство которых не выдавалось;
- бесхозяйные объекты;
- разрушенные объекты.
Статья 6. Основные принципы государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности
Государственный технический учет и мониторинг объектов градостроительной деятельности основан на принципах достоверности, системности, унификации и централизации информации о них на территории Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности определяются уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Статья 7. Обязательность государственного технического учета объектов градостроительной деятельности
Государственному техническому учету в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат все указанные в статье 5 настоящего Федерального закона объекты градостроительной деятельности, расположенные на территории Российской Федерации, в том числе:
- объекты, учет которых не был осуществлен до введения в действие настоящего Федерального закона;
- объекты, возникшие после введения в действие настоящего Федерального закона;
- ранее учтенные объекты, в отношении которых будут осуществлены реконструкция, перепланировка, капитальный ремонт, изменение состава объекта или назначения.
При производстве перепланировки, переоборудовании, изменении назначения, а также при переходе прав на объекты градостроительной деятельности проведение государственного технического учета является обязательным.
Статья 8. Область применения данных государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности
Данные государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности применяются при:
- ведении государственного градостроительного и земельного кадастров;
- налогообложении недвижимого имущества;
- государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- страховании недвижимого имущества;
- ведении реестра федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности;
- эксплуатации объектов или их частей, оценки их физического износа, функционального и технического состояния;
- ведении государственного статистического учета объектов градостроительной деятельности.
Статья 9. Участники отношений, возникающих при ведении государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности
Участниками отношений, возникающих при ведении государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности, являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и государственные специализированные организации технической инвентаризации, с другой.
Глава II. Порядок ведения государственного технического учета объектов
градостроительной деятельности
Статья 10. Виды технической инвентаризации
1. Техническая инвентаризация подразделяется на следующие виды:
- первичную - для объектов, не завершенных строительством по истечении нормативных сроков строительства, завершенных строительством и вводимых в эксплуатацию, а также для существующих объектов, инвентаризация которых не проводилась;
- плановую - проводимую не реже одного раза в пять лет в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений, и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах;
- внеплановую, производимую при изменении технических или качественных характеристик объектов учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при государственной регистрации перехода прав на объект недвижимого имущества и сделок с ним.
2. Первичная и внеплановая техническая инвентаризация объектов градостроительной деятельности проводится на платной основе за счет средств заказчиков.
Размер платежей на территории Российской Федерации определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Постановка объектов градостроительной деятельности на государственный технический учет
Постановка объектов градостроительной деятельности на государственный технический учет производится в следующем порядке:
- прием документов, необходимых для проведения государственного технического учета объектов градостроительной деятельности;
- проведение технической инвентаризации объекта с изготовлением технического паспорта;
- формирование инвентарного дела;
- внесение сведений об объектах градостроительной деятельности в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности.
Статья 12. Ведение мониторинга объектов градостроительной деятельности
1. Объекты градостроительной деятельности, поставленные на государственный технический учет, подлежат мониторингу путем проведения плановой и внеплановой технической инвентаризации.
2. Изменения в границах, составе, принадлежности, технических характеристиках объектов градостроительной деятельности, выявленные в результате плановой и внеплановой технической инвентаризации, отражаются в техническом паспорте и Едином государственном реестре объектов градостроительной деятельности.
3. В случае внесения собственником изменений в состав объекта градостроительной деятельности (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, частичное разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос части объекта, а также при государственной регистрации перехода прав на объект внеплановая инвентаризация объекта градостроительной деятельности проводится в обязательном порядке.
Статья 13. Органы, осуществляющие государственный технический учет и мониторинг объектов градостроительной деятельности
Государственный технический учет и мониторинг объектов градостроительной деятельности осуществляется государственными специализированными организациями технической инвентаризации.
Статья 14. Полномочия Российской Федерации в области государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности
К полномочиям Российской Федерации в области государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности относятся:
- утверждение общероссийских нормативов и стандартов, а также порядка ведения государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности;
- ведение статистического учета и согласование форм статистического учета объектов градостроительной деятельности;
- утверждение общих правил по содержанию и ведению архивов государственных специализированных организаций технической инвентаризации, порядка формирования и ведения информационных систем на территории Российской Федерации;
- координация работ по организации государственного технического учета объектов градостроительной деятельности на территории Российской Федерации, ведение реестра государственных специализированных организаций технической инвентаризации;
- определение порядка создания государственных специализированных организаций технической инвентаризации и передача им полномочий на право ведения государственного технического учета и технической инвентаризации объектов.
Статья 15. Полномочия федеральной специализированной организации технической инвентаризации
К полномочиям федеральной специализированной организации технической инвентаризации относятся:
- разработка нормативно-правовых, методических и инструктивных документов по вопросам государственного технического учета, ведения и использования архивов государственных специализированных организаций технической инвентаризации;
- проведение государственного технического учета и мониторинга объектов, находящихся в федеральной собственности; объектов, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации; а также объектов особого назначения;
- определение порядка обучения и повышения квалификации работников в системе государственного технического учета;
- организация подготовки и повышения квалификации специалистов в системе государственного технического учета объектов градостроительной деятельности;
- определение порядка обмена информацией с органами, ведущими градостроительный, земельный, лесной и другие государственные кадастры, а также формирующими информационные системы об объектах градостроительной деятельности;
- обеспечение ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности;
- обеспечение ведения Единого государственного реестра архивов и документов государственных специализированных организаций технической инвентаризации на территории Российской Федерации.
Статья 16. Полномочия государственных специализированных организаций технической инвентаризации
К полномочиям государственных специализированных организаций технической инвентаризации относятся:
- организация и проведение государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
- ведение на территории субъекта Российской Федерации сводного реестра архивов и документов организаций технической инвентаризация;
- создание структурных подразделений, дочерних предприятий, филиалов и представительств и осуществление контроля за их деятельностью;
- осуществление обмена информацией с органами, ведущими градостроительный, земельный, лесной и другие государственные кадастры, а также формирующими информационные системы об объектах градостроительной деятельности;
- осуществление иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом.
Статья 17. Права и обязанности государственных специализированных организаций, осуществляющих государственный технический учет и мониторинг объектов градостроительной деятельности
1. Государственные специализированные организации технической инвентаризации имеют право:
- запрашивать и получать у органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, необходимую для ведения государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности на безвозмездной основе;
- выявлять бесхозяйное недвижимое имущество;
- выявлять факты самовольного строительства (возведения), переоборудования, реконструкции, уничтожения, сноса объектов градостроительной деятельности;
- проводить техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности в связи с изменением их состава, технического состояния, а также в связи с передачей прав на них другим лицам.
2. К обязанностям государственных специализированных организаций технической инвентаризации относится:
- предоставление информации об объектах градостроительной деятельности физическим и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- предоставление в установленном порядке информации об объектах градостроительной деятельности, поставленных на государственный технический учет, налоговым органам и органам статистического учета по утвержденным формам;
- выявление бесхозяйного недвижимого имущества;
- выявление фактов самовольного строительства (возведения), переоборудования, реконструкции, уничтожения, сноса объектов градостроительной деятельности;
- предоставление необходимой информации об объектах градостроительной деятельности органам государственной власти, органам местного самоуправления, правоохранительным органам, суду в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Ответственность государственных специализированных организаций технической инвентаризации, осуществляющих государственный технический учет и мониторинг объектов градостроительной деятельности
Государственные специализированные организации технической инвентаризации, осуществляющие государственный технический учет и мониторинг объектов градостроительной деятельности, несут ответственность за достоверность и своевременность предоставляемой информации об этих объектах, а также достоверность и сохранность информационной базы на объекты градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Источники средств для осуществления государственного технического учета и мониторинга объектов градостроительной деятельности
1. Государственный технический учет и мониторинг объектов градостроительной деятельности проводится за счет платы за выполненные работы по технической инвентаризации и предоставление информации об объектах градостроительной деятельности.
2. Техническая инвентаризация объектов градостроительной деятельности проводится за счет средств заказчиков.
Статья 20. Архивы государственных специализированных организаций технической инвентаризации, осуществляющих государственный технический учет и мониторинг объектов градостроительной деятельности
1. Совокупность учетно-технических, оценочных и правоустанавливающих документов по объектам учета, сформированных в инвентарные дела, составляют архив специализированных государственных организаций технической инвентаризации, осуществляющих государственный технический учет и мониторинг объектов градостроительной деятельности и подлежат вечному хранению.
2. Свод материалов государственного технического учета объектов градостроительной деятельности, включающий дела и документы, оконченные производством и отобранные по результатам экспертизы, как имеющие научно-историческую или историко-культурную ценность, подлежит передаче в государственный архив.
3. Архивы организаций технической инвентаризации относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации, являются федеральной собственностью и находятся в пользовании государственных специализированных организаций технической инвентаризации. Купля-продажа архивов организаций технической инвентаризации запрещена.
4. Порядок формирования инвентарных дел в архивы государственной специализированной организации технической инвентаризации, хранения входящих в них документов и выдачи информации определяется законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Глава III. Заключительные положения
Статья 21. О введении в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через три месяца после его официального опубликования.
2. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
3. По правоотношениям, возникшим до введения в действие настоящего Федерального закона, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.
4. Материалы по техническому учету объектов градостроительной деятельности, составленные организациями технической инвентаризации Российской Федерации до введения в действие настоящего Федерального закона, признаются юридически значимыми.
5. Предложить Президенту Российской Федерации в трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.
6. Поручить Правительству Российской Федерации в шестимесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые акты, принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
7. Субъектам Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.