Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 151
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" в компетенцию органов ФСБ входит противодействие незаконному обороту наркотических средств.
К настоящему времени органами федеральной службы безопасности накоплен большой положительный опыт по проведению оперативно-розыскных мероприятий по данному виду правонарушения, создан обширный банк данных, в котором содержатся сведения по конкретным эпизодам противоправной деятельности лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотических веществ. Однако ведение расследования по указанным видам преступлений не отнесено к подследственности органов ФСБ, что значительно усложняет процесс доказывания по уголовным делам.
Практика показывает, что в процессе передачи оперативных наработок и материалов предварительного расследования из одного ведомства в другое (из ФСБ в МВД) происходит неизбежная утрата информационных данных, необходимых для изобличения преступников, сокращается доказательная база. Кроме того, нарушается взаимодействие в цепочке "следствие - оперативная работа", что безусловно снижает эффективность расследования уголовных дел. Именно поэтому полный цикл противодействия данному виду преступности от выявления противоправной деятельности до привлечения виновных лиц к уголовной ответственности в рамках одной ведомственной структуры был бы логически обоснованным. Не вызывает сомнения и то обстоятельство, что уголовные дела по незаконному обороту наркотических средств органами ФСБ, в случае передачи им подследственности части 4 статьи 228, будут вестись более квалифицированно и в более сжатые сроки, так как следователи ФСБ имеют гораздо меньшую загруженность по уголовным делам. Все это может реально сказаться на эффективности противодействия незаконному обороту наркотиков.
В настоящее время актуальность более эффективного решения проблемы незаконного оборота наркотических средств остро назрела и продиктована неуклонным ростом незаконного распространения наркотиков, который достиг уровня, представляющего реальную угрозу жителям Костромской области и государству в целом. Несмотря на меры, предпринимаемые правоохранительными органами, другими учреждениями и организациями, количество выявленных преступлений в области, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ, за последние три года возросло более чем в 2 раза (около 50% от общего числа зарегистрированных преступлений). Показатель количества лиц, зарегистрированных как употребляющие наркотики, за тот же период увеличился более чем в 2,5 раза.
Только за 8 месяцев 2001 года различными правоохранительными органами по статье 228 УК РФ возбуждено 274 уголовных дела, изъято из незаконного оборота более 12 килограммов различных наркотических веществ. По имеющимся данным ежедневный незаконный оборот наркотических веществ по области составляет около 6 млн. рублей. Наркобизнес приобретает широкомасштабный, межрегиональный характер, а, принимая во внимание проблемы социально-экономической сферы, коррупции и оттока из правоохранительных органов квалифицированных кадров, также и элементы организованности, системности и конспиративности.
В данной ситуации борьба с незаконным оборотом наркотиков приобретает приоритетное значение для всех правоохранительных структур области, в том числе и для органов федеральной службы безопасности. Однако эффективность деятельности органов федеральной службы безопасности Российской Федерации на данном участке в значительной мере зависит от других правоохранительных органов из-за отсутствия у них возможности проводить предварительное следствие по уголовным делам, предусмотренным статьей 228 частью 4 УК РФ.
В связи с вышеизложенным предлагается отнести статью 228 часть 4 УК РФ (незаконный оборот наркотических веществ в особо крупном размере) к альтернативной подследственности органов ФСБ и внутренних дел.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 151
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие закона не потребует расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов и иных нормативных актов, подлежащих отмене, изменению
и дополнению в случае принятия Федерального закона "О внесении
дополнения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении дополнения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребуется отмены, изменения или дополнения действующих нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.