Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 206529-3 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - законопроект) разработан в соответствии с Планом подготовки проектов федеральных законов на 2002 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации N 306-р от 14 марта 2002 г.
Законопроект является одним из основных проектов федеральных законов, разработанным в целях правового обеспечения структурной реформы федерального железнодорожного транспорта в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 (далее - Программа).
Законопроектом устанавливаются организационные и правовые особенности приватизации на федеральном железнодорожном транспорте, в ходе которой создается единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество "Российские железные дороги", 100% акций которого будут принадлежать государству. Железные дороги, являющиеся в настоящее время государственными предприятиями, будут лишены статуса юридического лица и станут филиалами ОАО "Российские железные дороги". Железным дорогам, как филиалам будет предоставлено право иметь расчетные и текущие счета в учреждениях банков. Вместе с тем, обязанность по уплате налоговых и иных платежей, а также по исполнению денежных обязательств в соответствии с налоговым и гражданским законодательствами будет возложена на ОАО "Российские железные дороги".
Уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта, оценку которого предполагается осуществить по балансовой стоимости, перечень предприятий, организаций, а также видов имущества федерального железнодорожного транспорта, подлежащего внесению в уставной капитал единого хозяйствующего субъекта определяется Правительством Российской Федерации.
В отношении имущества инфраструктуры железнодорожного транспорта, в виду стратегической значимости железнодорожного транспорта для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства, законопроектом вводиться режим ограничения его оборота, предусматривающий особый порядок распоряжения данным имуществом. Так, имущество инфраструктуры, соответствующие земли железнодорожного транспорта, а также магистральные линии, аварийно-восстановительные и мобилизационные резервы ограничиваются в обороте.
Таким образом законопроектом закрепляется принцип сохранения единства и централизованного управления производственной инфраструктурой железнодорожной транспорта, которая может находиться только в собственности ОАО "Российские железные дороги" или в федеральной собственности.
В целях сохранения полного государственного контроля над инфраструктурой законопроектом закрепляется норма о том, что Российская Федерация осуществляет права собственника акций открытого акционерного общества "Российские железные дороги" посредством выполнения полномочий общего собрания акционеров.
В качестве дополнительной гарантии стабильности работы железнодорожного транспорта устанавливается запрет на продажу и иные способы отчуждения, а также залог акций открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Права и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта. В целях соблюдения прав кредиторов при создании ОАО "Российские железные дороги" законопроектом закрепляется норма о том, что уведомлением всех кредиторов о предстоящем прекращении деятельности предприятий федерального железнодорожного транспорта будет являться опубликование прогнозного плана приватизации этих предприятий. В тоже время шестой пункт статьи 6 регламентирующий порядок рассмотрения требований кредиторов при определении состава имущества, подлежащего внесению в уставной капитал единого хозяйствующего субъекта имеет не достаточно четкую формулировку и может затруднить процесс создания единого хозяйствующего субъекта.
Принятие проекта федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" не повлечет за собой дополнительных расходов для федерального бюджета.
Проект данного федерального закона одобрен на заседании Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.