Учитываются ли в составе налоговой базы по налогу на добавленную стоимость суммы штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств?
Вопрос, по-видимому связан с тем, что Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ, внесшем изменения в часть вторую НК РФ, исключен подпункт 5 пункта 1 статьи 162., которым прямо устанавливалась необходимость включения подобных поступлений в налоговую базу.
Напомним, что до 2001 года это вопрос был урегулирован пунктом 29 Инструкции о порядке исчисления НДС, в соответствии с которым организации (предприятия), получающие средства от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), перечисление в бюджет налога на добавленную стоимость должны были производить по расчетным ставкам 9,09 процента и 16,67 процента от полученных средств. При этом в Федеральном законе от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" соответствующего положения не было, что вызывало обоснованные сомнения в правомерности требований Инструкции о порядке исчисления НДС.
В настоящее время (после вступления в силу главы 21 части второй НК РФ) подобного требования не содержится не только в законе (которым является НК РФ), но и в соответствующем подзаконном акте - Методических рекомендациях по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй НК РФ, утвержденных приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447.
Более того, как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 250 и статьи 317 главы 25 части второй НК РФ суммы, полученные организациями в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба, относятся к внереализационным доходам.
В данном случае то обстоятельство, что глава 25 регулирует порядок исчисления и уплаты другого налога - налога на прибыль организаций, а не НДС - значения не имеет, так как НК РФ представляет один документ и все его статьи должны быть изложены на основании единых методологических подходов. Исключения могут иметь место, но они должны быть прямо определены в других статьях и главах Кодекса. Нетрудно убедиться, что в отношении налоговой базы по НДС такое исключение не оговаривается.
Следовательно, по нашему мнению, нет оснований для включения сумм полученных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров в налоговую базу по НДС.
В заключение приведем более общее соображение в подтверждение высказанной позиции, основанное на экономическом содержании отношений по уплате санкций.
Как правило, право на получение штрафов, пеней и иных санкций, как следует из определения, возникает только тогда, когда договоры по реализации продукции (работ, услуг) тем или иным образом нарушаются - то есть, либо реализация не происходит вообще, либо происходит с существенными отклонениями от установленного порядка перехода права собственности на реализуемые продукцию работы или услуги. Следовательно, расчеты по санкциям, хотя и могут возникать, исходя из договоров поставки, купли-продажи и т.п., они экономически не имеют отношения к самой операции реализации (так как в нормальных условиях реализация осуществляется без санкций).
1 ноября 2001 г.
"Консультант бухгалтера", N 11, ноябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru