Финансовый план акционерного общества
Предпосылки формирования финансового плана
Финансовый план предприятия - основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов и кредиторов. В процессе текущей производственно-хозяйственной деятельности задачей финансового плана является обеспечение денежными средствами всех направлений и функций управления - производственной, маркетинговой, инвестиционной и др.
Управление финансами может быть реактивным или стратегическим. Реактивная система управления состоит в решении задач по мере их возникновения. Эта система, по своему содержанию напоминающая "латание дыр", неэффективна. Однако именно она, к сожалению, является на наших предприятиях преобладающей. Это объясняется сложным финансовым положением, в котором находятся многие предприятия: примерно 40% из них все еще убыточны.
Кроме того, затрудняют финансовое планирование неплатежи, т.е. наличие у предприятий большой просроченной дебиторской задолженности, а также все еще значительный удельный вес неденежных форм расчетов между предприятиями. Доля бартера в расчетах составляет примерно 15%.
С другой стороны, и многие вполне благополучные в финансовом отношении предприятия работают по принципу постоянного, по существу, бессистемного поиска решений "неожиданно" возникающих финансовых проблем.
Иной характер имеет стратегическая система финансового планирования. Она предполагает разработку финансовых планов на сравнительно длительный период (минимум на год), но суть ее не в периодичности, а в главном принципе подхода к финансовому планированию: оно подчинено решению заранее установленных задач. Для решения каждой из них определяются необходимые средства и их источники. Но так как от возникновения непредвиденных обстоятельств, особенно в условиях рыночной экономики, никто не застрахован, то система стратегического планирования предусматривает возможности решения вновь возникающих задач:
в расчете на 2-3 года финансовый план имеет характер прогноза в том смысле, что некоторые его показатели могут устанавливаться в определенном диапазоне ("от" и "до"). Кроме того, могут быть предусмотрены варианты решения отдельных задач. Например, в предстоящем периоде инвестиционная программа предприятия потребует затрат в сумме 100 млн руб. В качестве источников покрытия этой потребности в инвестициях намечена чистая прибыль предприятия и амортизационные отчисления. Однако если амортизационные отчисления могут быть рассчитаны с необходимой точностью, то определить с такой же точностью сумму прибыли, которая будет получена через год или два, далеко не всегда удается. Поэтому для безусловного обеспечения инвестиционной программы финансовыми ресурсами должны быть предусмотрены также иные возможные источники средств, в том числе различные формы заимствования;
каков бы ни был горизонт финансового планирования, основным является годовой финансовый план с разбивкой по кварталам, а на очередной квартал - по месяцам. Так как отклонения от заранее установленных показателей - не аномалия, а нормальное, объективное явление, то месячные планы имеют скользящий характер в том смысле, что по ожидаемым или фактическим итогам каждого месяца уточняется финансовый план на очередной месяц. И является он не вариантным, а однозначным и адресным;
важнейшая задача финансового планирования - обеспечение финансовой устойчивости предприятия - не может быть решена без создания необходимых резервов. Формирование резервов - необходимое условие обеспечения устойчивого состояния предприятия в неустойчивой рыночной среде. Резервный фонд акционерного общества в этом отношении реального значения не имеет, так как жестко установленные Законом "Об акционерных обществах" направления его использования с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия практически не связаны (за исключением одного из них - использования резервного фонда в качестве источника средств на покрытие убытков предприятия).
Реальными резервами, имеющими существенное значение для предприятий и оказывающими влияние на формирование конечных финансовых итогов работы, являются резервы, которые образуются за счет финансовых результатов деятельности предприятий, т.е. за счет прибыли до налогообложения. Это "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" (сч.14). Так как формирование резервов уменьшает облагаемую налогом прибыль, порядок их образования и использования регламентируется нормативными актами, методическими указаниями. Пока методических указаний по созданию и использованию резервов под снижение стоимости материальных ценностей (запасов сырья, материалов и т.п.) еще нет.
За счет финансовых результатов деятельности предприятий (дебет 91 "Прочие доходы и расходы") формируются "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги" (сч.59). Возможность создания этих резервов имеет значение для предприятий, вполне благополучных в финансовом отношении, так как далеко не каждое из них может себе позволить осуществление финансовых вложений в форме приобретения акций других акционерных обществ. Кроме того, указанные резервы создаются только в том случае, когда на балансе общества (на сч.58 "Финансовые вложения") отражена стоимость акций, котирующихся на организованном рынке ценных бумаг - на фондовых биржах, в Российской торговой системе и т.п., и их котировки регулярно публикуются. Но при этом отчисления в "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги", хотя и относятся к внереализационным расходам, не уменьшают облагаемую налогом прибыль.
С 1 января все предприятия вправе создавать "Резервы по сомнительным долгам" (сч.63) для покрытия убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности. До сих пор такую возможность имели только предприятия, которые в условиях налогообложения определяли выручку от реализации "по отгрузке", т.е. методом начислений, в то время как подавляющее большинство предприятий определяло ее (в целях налогообложения) "по оплате", т.е. кассовым методом. С 1 января 2002 г. в соответствии со ст.272 Налогового кодекса Российской Федерации практически все предприятия должны определять выручку от реализации по методу начисления ("по отгрузке"). Исключение сделано лишь для небольших предприятий, у которых квартальная выручка в среднем за 4 квартала не превышала 1 млн руб.: им разрешено и впредь определять выручку по кассовому методу. Но при таком критерии даже многие малые предприятия должны будут определять выручку по методу начисления.
Создание "Резервов по сомнительным долгам" выгодно, так как отчисления в них уменьшают облагаемую налогом прибыль.
Однако формирование указанных резервов не обеспечивает необходимой гибкости и маневренности в процессе предпринимательской деятельности, так как все они представляют собой источники средств, строго регламентированные по назначению, указанному в учетной политике предприятия. А нерегулируемым источником средств является только нераспределенная прибыль, используемая по усмотрению собственников предприятия (в акционерном обществе - по решению общего собрания). Но необходимы не только источники, но и сами средства - денежные средства и высоколиквидные активы, в первую очередь - краткосрочные финансовые вложения. Реальным финансовым резервом могут быть и долгосрочные вложения в высоколиквидные ценные бумаги - акции и облигации. Приобретение таких ценных бумаг определяется стратегическими, а не спекулятивными намерениями и интересами предприятия-инвестора, но в случае необходимости они служат и краткосрочным целям, так как могут быть быстро реализованы. Наличие такого рода резервов - верный признак финансового благополучия предприятия, так как предприятию, переживающему финансовые трудности, не до формирования резервов.
При разработке финансового плана должны быть соблюдены общие принципы планирования, сложившиеся как в нашей, так и в зарубежной хозяйственной практике. Являясь документом, с помощью которого регулируется процесс формирования доходов предприятия, поступления и расходования денежных средств, финансовый план одновременно обеспечивает предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности и в то же время отражает ее результаты. Поэтому непременным принципом финансового планирования должна быть его непрерывность, не должно быть периодов, когда предпринимательская деятельность осуществляется без финансового плана. Другое дело, что формы плана могут различаться по степени сложности - от примитивных схем до многофакторных моделей, но финансовый план сопровождает все этапы предпринимательской деятельности начиная с ее организации и формирования уставного или складочного капитала.
Другим необходимым принципом финансового планирования является его гибкость и маневренность. Несмотря на то, что финансовое планирование должно быть не реактивным, а стратегическим, т.е. финансовый план должен быть подчинен задачам достижения определенных стратегических целей, он в то же время должен обладать определенным запасом финансовой прочности для быстрого и эффективного реагирования на изменяющиеся условия предпринимательской деятельности.
Следующими принципами, которые должны соблюдаться при разработке финансового плана, являются его реальность и обоснованность, соответствие возможностям и потребностям предприятия, сбалансированность которых как раз и достигается при разработке финансового плана. Конечно, потребности всегда превышают возможности, но в финансовом плане предусматривается удовлетворение только тех потребностей, для которых имеются реальные возможности. Финансовый план - обобщающий документ, каждый его показатель - результат специального расчета.
Финансовый план - сбалансированный документ. Конечно, не в том смысле, что расходы должны быть равны доходам, это не только не обязательно, но и не характерно для большинства предприятий. Сбалансированность проявляется в том, что все направления расходования средств должны быть обеспечены источниками финансирования, хотя эти источники могут быть разными: собственными, заемными, привлеченными.
Действенность финансового плана, особенно входящих в его состав бюджетов или смет, во многом зависит от соблюдения принципа участия при разработке плана, т.е. максимально возможного привлечения к разработке документов финансового плана непосредственных исполнителей, персонала соответствующих подразделений. Финансовый план не должен быть прерогативой только финансовой службы, к разработке отдельных его показателей, входящих в его состав документов, целесообразно привлекать специалистов отделов и служб, деятельность которых или ее результаты находят отражение в плане.
Содержание финансового плана
В современных условиях финансовый план составляется в форме бюджетирования, когда отдельные разделы плана формируются как бюджеты - бюджет прибылей и убытков, бюджет денежных средств и т.д. В состав финансового плана входит и плановый баланс. Понятие бюджета особенно существенно при планировании деятельности подразделений, поскольку под бюджетом понимаются предельная сумма затрат, предельный размер инвестиций и т.д., т.е. определенный лимит, в который следует укладываться. Планирование и бюджетирование - однопорядковые понятия, только бюджетирование предполагает более жесткий контроль за соблюдением предусмотренных бюджетами затрат.
Основой финансового плана является бюджет прибылей и убытков. В утвержденном финансовом плане он размещается первым, хотя разрабатывается после того, как сформированы другие бюджеты - бюджет продаж, бюджет затрат, без которых невозможно определить размер ожидаемой прибыли. Форма бюджета прибылей и убытков соответствует форме бухгалтерского отчета о прибылях и убытках, только приводятся в нем, естественно, не отчетные, а плановые показатели (табл.1).
Таблица 1
Бюджет прибылей и убытков на 2002 г.
N п/п |
Показатели | На год |
В том числе по кварталам | |||||
I | II | III | IV | |||||
январь | фев- раль |
март | ||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (нет- то, т.е. без НДС, налога с продаж, акцизов, иных обяза- тельных платежей) Себестоимость реализации това- ров, продукции, работ, услуг (производственная, т.е. без коммерческих и управленческих расходов) Валовая прибыль (1 - 2) Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль (убыток) от продаж (стр.3 - стр.4 - стр.5) Проценты к получению Проценты к уплате Прочие операционные доходы Прочие операционные расходы Прибыль (убыток) от финансово- хозяйственной деятельности (стр.6 + стр.7 - стр.8 + стр.9 - стр.10) Прочие внереализационные дохо- ды Прочие внереализационные рас- ходы Прибыль (убыток) планируемого периода (стр.11 + стр.12 - стр.13) Налог на прибыль Налоги и платежи в бюджет, ис- точником которых является при- быль, остающаяся в распоряже- нии предприятия (налог на опе- рации с ценными бумагами и др.) Нераспределенная (чистая) при- быль (убыток) планируемого пе- риода (стр.14 - стр.15 - стр.16) |
Для планирования прибыли основное значение имеет определение ожидаемой выручки от реализации продукции и планируемой себестоимости реализуемой продукции. Так как выручка от реализации продукции определяется по моменту ее отгрузки покупателю (заказчику), а сроки отгрузки предусмотрены договорами, то соответственно ожидаемая выручка может быть распределена по кварталам и месяцам планируемого года. Определенные сложности представляет расчет планируемой выручки от продажи экспортной продукции. Ожидаемую валютную выручку надо пересчитать в рублевый эквивалент. Проще всего это сделать по курсу Банка России на день утверждения финансового плана, однако при этом ожидаемая выручка, а следовательно, и прибыль (в рублях) заведомо занижаются на индекс роста курса доллара.
Хотя финансовый план разрабатывается на год, достаточно надежен только квартальный план. Исходя из этого можно принять за основу пересчета валютной выручки фактически сложившиеся темпы роста курса доллара. Если в момент утверждения финансового плана курс доллара составлял, например, 29,9 руб., а темпы роста его курса - 1,01%, то в расчете на следующий месяц его можно принять равным 30,2 руб., через 2 месяца - 30,5 руб., через 3 - 30,8 руб. (29,9 х 1,01 = 30,2 и т.д.).
Себестоимость реализуемой продукции определяется в соответствии с бюджетом затрат на производство и реализацию продукции, который входит в состав бюджета производственной деятельности (операционного бюджета) (рис.1).
"Рис. 1 "Бюджет производственной деятельности""
Так как выручка от продаж и затраты на производство рассчитываются прямым счетом без условностей и допущений, то и ожидаемая прибыль от продаж определяется с достаточной для практических целей точностью. Сложнее планировать операционные доходы и расходы, отражающие в основном результаты операций, связанных с движением (реализацией и выбытием) имущества предприятия.
При определении ожидаемой выручки от реализации основных средств и материалов, ранее приобретенных для производственных целей, но оказавшихся ненужными, учитываются реальные суммы поступления средств, предусмотренные договорами или проектами договоров с покупателями. При этом выручка, учитываемая в финансовом плане, превышает выручку, определяемую для целей налогообложения прибыли, так как в последнем случае учитывается индекс-дефлятор (индекс инфляции). Он отличается от индекса цен на потребительские товары, так как отражает динамику цен товаров производственно-технического назначения.
Индекс-дефлятор регулярно публикуется Госкомстатом России по итогам каждого квартала (табл.2).
Таблица 2
Индекс-дефлятор, %
Год | I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | За год |
1999 | 108,3 | 108,6 | 112,7 | 110,1 | 1,46 |
2000 | 109,3 | 106,5 | 107,8 | 108,1 | 1,36 |
2001 | 104,4 | 102,3 | 102,4 |
Пример. Предприятие приобрело в декабре 1998 г. прибор за 60 000 руб., срок его службы Т=10 лет, годовая норма амортизации - 10%. В июле 2001 г. предприятие продало его за 80 000 руб. В финансовом плане эта операция будет отражена в составе операционных доходов в сумме 40 000 руб.:
1. Остаточная стоимость прибора на 1.10.01 г.
а) сумма износа за 1999 - 2000 гг.
(60 000 х 10%) + (60 000 х 10%) = 12 000 руб.;
б) сумма износа за январь - сентябрь 2001 г.
60 000 х 7,5% = 4500 руб.
в) итого сумма износа прибора
12 000 + 4500 = 16 500 руб.;
г) остаточная стоимость прибора
60 000 - 16 500 = 43 500 руб.
2. Прибыль от реализации прибора
80 000 - 43 500 = 36 500 руб.
Для целей налогообложения прибыль от реализации прибора составила:
1. Индекс-дефлятор с 1.01.99 г. по 30.09.01 г.
1,46 х 1,36 х 1,044 х 1,023 = 2,12.
2. Пересчет прибыли от реализации на индекс-дефлятор
36 500 х 2,12 = 77 380 руб.
3. Прибыль от реализации прибора для целей налогообложения
80 000 - 77 380 = 2620 руб.
В составе внереализационных расходов с необходимой точностью можно рассчитать сумму налоговых платежей, относимых на финансовые результаты деятельности (налог на имущество, налог на рекламу и др.), а также сумму подлежащих уплате процентов по заемным средствам. Другие статьи операционных расходов рассчитываются приближенно или принимаются на уровне фактически сложившихся в предыдущем периоде.
Бюджет прибылей и убытков по своему содержанию является планом формирования прибыли акционерного общества, но не менее важен и план ее распределения и использования. Однако утвердить такой план ни генеральный директор, ни правление общества не могут: это прерогатива общего собрания акционеров. Поэтому при формировании финансового плана, а он должен быть утвержден до начала планируемого периода, бюджет распределения прибыли в его состав не включается. Он разрабатывается в виде предварительного проекта, который рассматривается и при необходимости корректируется советом директоров и выносится на рассмотрение общего собрания акционеров.
Предварительный бюджет распределения прибыли (проект)
1. Нераспределенная прибыль (по данным ф.N 2 годового отчета).
2. Отчисления в резервный фонд (если он составляет менее 5% уставного капитала).
3. Отчисления в фонд акционирования работников общества (если его образование предусмотрено уставом).
4. Дивиденды (в размере, не превышающем суммы, предложенной советом директоров).
5. Отчисления в фонд накопления (в соответствии с инвестиционной программой акционерного общества). Создание фонда накопления должно быть предусмотрено учетной политикой акционерного общества.
6. Отчисления в фонд социальной сферы (если его образование предусмотрено учетной политикой акционерного общества).
7. Отчисления в фонд потребления (если его образование предусмотрено учетной политикой).
8. Остаток нераспределенной прибыли.
То обстоятельство, что формирование того или иного фонда предусмотрено учетной политикой акционерного общества, не означает обязательности его создания, для этого необходимо решение общего собрания акционеров.
Каждый из приведенных на рис.1 бюджетов, как правило, детализируется в бюджетах следующего (четвертого, пятого) порядка. Так, бюджет затрат на производство обычно разрабатывается по всем подразделениям предприятия (рис.2).
Рис. 2 " Система бюджетов затрат на производство и реализацию продукции"
Система бюджетов затрат на производство
и реализацию продукции, тыс. руб.
/-------------\ /------------\ /---------\ /------------\ /-------------\
| Сводный | | Бюджет | | Бюджет | | Бюджет | | Бюджет |
| бюджет | |материальных| | оплаты | | амортизации| | прочих |
| затрат | | затрат |+| труда |+| 850 |+| расходов |
| 6800 | | 3900 | | 1600 | | | | 450 |
\-------------/ \------------/ \---------/ \------------/ \-------------/
/-------------\ /------------\ /---------\ /------------\ /-------------\
|Заводоуправ- | | Бюджет | | Бюджет | | Бюджет | | Бюджет |
|ление | |материальных|+| оплаты |+| амортизации|+| прочих |
| 1300 | | затрат | | труда | | 150 | | расходов |
| | | 100 | | 800 | | | | 250 |
\-------------/ \------------/ \---------/ \------------/ \-------------/
+ + + + +
/-------------\ /------------\ /---------\ /------------\ /-------------\
| Цех 1 | | Бюджет | | Бюджет | | Бюджет | | Бюджет |
| 2000 | |материальных|+| оплаты |+| амортизации|+| прочих |
| | | затрат | | труда | | 400 | | расходов |
| | | 1200 | | 300 | | | | 100 |
\-------------/ \------------/ \---------/ \------------/ \-------------/
+ + + + +
/-------------\ /------------\ /---------\ /------------\ /-------------\
| Цех 2 | | Бюджет | | Бюджет | | Бюджет | | Бюджет |
| 3500 | |материальных|+| оплаты |+| амортизации|+| прочих |
| | | затрат | | труда | | 300 | | расходов |
| | | 2600 | | 500 | | | | 100 |
\-------------/ \------------/ \---------/ \------------/ \-------------/
Рис.2
В некоторых методических рекомендациях утверждается, что бюджеты затрат разрабатываются по принципу "сверху-вниз", т.е. бюджет более высокого уровня (например, сводный бюджет затрат по фирме в целом) дезагрегируется в форме бюджетов низшего уровня (например, бюджетов подразделений). Однако при таком подходе нарушается один из основных принципов планирования - принцип участия, вследствие чего коллектив каждого подразделения вместо активного участия в разработке своего бюджета становится лишь исполнителем заданного "сверху" бюджета. Правильнее, а главное - эффективнее при разработке бюджетов руководствоваться двусторонней схемой: "сверху-вниз" и "снизу-вверх": "сверху" задаются основные параметры, которых обязаны придерживаться разработчики бюджетов в подразделениях (номенклатура и объем продукции, нормативы затрат и др.), а "снизу", т.е. в подразделениях, разрабатываются проекты бюджетов и представляются на утверждение руководству предприятия в порядке, предусмотренном положением о бюджетировании. При таком подходе бюджеты могут разрабатываться в следующей последовательности:
1) конкретизация руководством акционерного общества (правлением, дирекцией) задач его развития в планируемом году;
2) подготовка, сбор и систематизация информации, необходимой для разработки бюджетов как отделами, службами заводоуправления, так и подразделениями;
3) определение роли каждого подразделения в реализации задач развития предприятия;
4) доведение до каждого подразделения исходных параметров, которыми оно должно руководствоваться при проектировании своего бюджета - задания по объемам производства по всей номенклатуре, нормативы, лимиты, цены и т.д.;
5) проектирование своих бюджетов подразделениями, подготовка проектов бюджетов к рассмотрению руководством акционерного общества. При проектировании бюджетов затрат намечаемые суммы по каждому элементу затрат должны быть согласованы с лицом, ответственным за проверку обоснованности данного вида затрат, и завизированы им, например, контроль за обоснованностью материальных затрат возлагается на экономическую службу, затрат на оплату труда - на отдел труда и заработной платы, прочих расходов - на финансовую службу и т.д.;
6) защита каждым подразделением своего бюджета (бюджетов) на бюджетной комиссии или правлении (дирекции) в зависимости от порядка, установленного положением о бюджетировании;
7) утверждение бюджетов;
8) корректировка бюджетов (при необходимости);
9) контроль соблюдения бюджетов;
10) анализ реализации бюджетов и выработка предложений по улучшению результатов деятельности фирмы и совершенствованию системы бюджетирования.
Бюджет затрат на производство по приведенной на рис.2 структуре бюджетов позволяет планировать производственную себестоимость продукции, соответствующую показателю себестоимости продаж в Отчете о прибылях и убытках (ф. N 2). Разность между выручкой от продаж, определяемой по бюджету продаж, и производственной себестоимостью позволяет определить сумму планируемой валовой прибыли. После вычета из валовой прибыли управленческих и коммерческих расходов формируется ожидаемая прибыль от продаж (без учета сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов).
Степень детализации бюджетов зависит от реальных потребностей с учетом размеров тех или иных затрат. Так, из состава бюджета материальных затрат чаще всего выделяется бюджетирование затрат на топливо и энергию. Может формироваться отдельный бюджет затрат на приобретение сырья и материалов, бюджет услуг сторонних организаций, бюджет запасных частей на ремонт машин и оборудования и др.
Бюджет управленческих расходов может разрабатываться следующим образом (табл.3).
Таблица 3
Бюджет управленческих расходов на 2002 г.
тыс. руб.
N п/п |
Статья затрат | На год | По кварталам | |||||
I | II | III | IV | |||||
январь | февраль | март | ||||||
1 | Содержание зданий, со- оружений и инвентаря общехозяйственного наз- начения |
270 | ||||||
2 | Оплата труда управлен- ческого и общефирмен- ного персонала |
36000 | ||||||
3 | Социальный налог | 1282 | ||||||
4 | Арендная плата за по- мещения управленческого и общехозяйственного назначения |
- | ||||||
5 | Канцелярские расходы | 30 | ||||||
6 | Информационные, ауди- торские, консультацион- ные услуги |
375 | ||||||
7 | Командировочные расходы | 240 | ||||||
8 | Амортизация основных средств управленческого и общехозяйственного назначения |
480 | ||||||
9 | Прочие управленческие расходы |
1310 | ||||||
10 | Итого | 7587 | ||||||
11 | Управленческие расходы без амортизации (с.10 - с.8) |
7107 |
Справочно: планируемый объем продаж - 85 284 тыс. руб.; управленческие расходы (без амортизации) на 1 руб. продаж - 8,3 коп.
Амортизация основных средств включается в себестоимость продаж, но денежных расходов не требует.
Параллельно с разработкой бюджетов затрат подразделениями предприятия его финансовые и экономические службы разрабатывают генеральный бюджет затрат в целом по фирме по элементам затрат (рис.3).
/-----------\ /------------\ /--------\ /-----------\ /--------\
|Генеральный| | Бюджет | | Бюджет | | Бюджет | | Бюджет |
| бюджет |---|материальных| + | оплаты | + |амортизации| + | прочих |
| 5700 | | затрат | | труда | | 850 | |расходов|
| | | 2800 | | 1600 | | | | 450 |
\-----------/ \------------/ \--------/ \-----------/ \--------/
Рис. 3
Нетрудно увидеть, что генеральный бюджет, разрабатываемый прямым счетом в целом по фирме, отличается от сводного бюджета фирмы, который формируется путем суммирования бюджетов подразделений: сводный бюджет составляет 6800 тыс. руб., а генеральный - 5700 тыс. руб. Речь идет, конечно, об одних и тех же затратах, а расхождение итоговых показателей имеет объективный характер и отражает повторный счет материальных затрат внутри предприятия. Дело в том, что материальные затраты цеха являются одновременно в том же размере материальными затратами предприятия только в том случае, когда речь идет о потреблении материальных ресурсов, поступающих со стороны. Если же цех потребляет, использует в своем производстве полуфабрикаты, узлы, детали и т.д., поступающие по внутрипроизводственной кооперации от смежных подразделений, то для предприятия они являются материальными затратами только частично, в той мере, в какой в них воплощена стоимость материальных ресурсов, поступивших со стороны. Если, например, текстильная фабрика закупила хлопок на сумму 100 тыс. руб., то при его использовании материальные затраты и фабрики, и прядильного цеха составят 100 тыс. руб. Произведенная прядильным цехом пряжа стоимостью, например, 180 тыс. руб. явится материальными затратами ткацкого цеха в полной сумме, а для фабрики материальные затраты не возрастают, они остаются теми же - 100 тыс. руб. Поэтому сводный бюджет, формируемый путем суммирования бюджетов подразделений (в отличие от генерального бюджета, рассчитанного прямым счетом в целом по предприятию), содержит повторный, двойной или тройной, счет материальных затрат.
Повторный счет несложно устранить, если в плановых расчетах пользоваться методом, принятым в бухгалтерском учете: при определении затрат в целом по предприятию не учитывается внутрихозяйственный оборот, т.е. затраты, связанные с передачей изделий, полуфабрикатов, работ или услуг внутри предприятия для нужд собственного производства. Для этого достаточно из материальных затрат каждого подразделения выделять "в том числе внутрихозяйственный оборот". Применительно к данным рис. 2 в сумме материальных затрат цеха 2 внутрихозяйственный оборот составляет 1100 тыс. руб. Если его вычесть из сводных данных по предприятию, то никаких расхождений между генеральным и сводным бюджетами не будет.
Следует иметь в виду, что бюджеты затрат, приведенные на рис. 2, формируются по элементам затрат, в то время как ряд других бюджетов - бюджет управленческих расходов, бюджет коммерческих расходов, бюджет затрат на ремонт основных средств и др. - разрабатываются по функциональному признаку, т.е. по признаку назначения тех или иных затрат. Поэтому в бюджетах затрат (см. рис. 3) единый социальный налог включен в состав "Прочих расходов", в то время как в других бюджетах, в том числе в бюджете управленческих расходов, он выделяется отдельной статьей (в "паре" с затратами на оплату труда, поскольку он является производным от них - 35,6% от суммы оплаты труда).
Бюджет денежных средств целесообразно формировать по направлениям деятельности предприятия - производственная, инвестиционная, финансовая. Примерная форма бюджета денежных средств может быть следующей (табл. 4).
Таблица 4
Бюджет денежных средств
тыс. руб.
N п/п |
Доходы и поступления средств | Тыс. руб. |
N п/п |
Расходы и затраты | Тыс. руб. |
1 | Остаток денежных средств | Производственная дея- тельность |
|||
Производственная деятель- ность |
1 | Затраты на приобре- тение материальных ре- сурсов |
|||
2 | Выручка от продаж | 2 | Оплата транспортных и иных услуг |
||
3 | Авансы полученные (предоп- лата) |
3 | Оплата труда | ||
Инвестиционная деятельность | Инвестиционная дея- тельность |
||||
4 | Дивиденды по акциям | 4 | Капитальные вложения | ||
5 | Проценты по облигациям и де- позитам |
5 | НИОКР | ||
Финансовая деятельность | 6 | Предоставление займов | |||
6 | Кредиты банков | 7 | Приобретение ценных бумаг, депозиты |
||
7 | Займы | Финансовая деятель- ность |
|||
Прочие доходы | 8 | Погашение кредитов и займов |
|||
8 9 |
Внереализационные доходы Операционные доходы |
9 | Погашение кредиторской задолженности |
||
10 | Выплата дивидендов | ||||
11 | Выплата процентов по кредитам и займам |
||||
12 | Налоги и сборы | ||||
Прочие расходы | |||||
13 | Операционные расходы | ||||
14 | Внереализационные рас- ходы |
||||
Итого | Итого |
Бюджет денежных средств дополняется оперативным документом, который необходим при любой форме финансового планирования - платежным календарем.
При составлении платежного календаря следует определить установленные законодательством (налоговые платежи), условиями договоров с поставщиками и другими документами календарные даты осуществления каждого платежа в предстоящем месяце. Приведенная ниже форма (табл. 5) платежного календаря отражает его содержание, т.е. перечень некоторых возможных платежей, реальный календарь должен предусматривать конкретную дату каждого платежа. Сроки налоговых платежей целесообразно предусматривать с опережением на несколько дней, чтобы иметь некоторый резерв времени на случай несвоевременного поступления средств на расчетный счет, задержки получения заемных средств и т.п.
Таблица 5
Платежный календарь на I квартал 2002 г.
тыс. руб.
Показатели | Январь | Февраль | Март | |
I | Наличие денежных средств на начало периода (на сч.50, 51, 52 и др.) |
|||
II | Поступление средств | |||
1 | Выручка от продаж | |||
2 | Авансы (предоплата) | |||
3 | Поступление дебиторской задолжен- ности |
|||
4 | Операционные доходы | |||
5 | Внереализационные доходы | |||
6 | Возврат ссуд | |||
7 | Размещение акций | |||
8 | Размещение облигаций | |||
9 | Банковские кредиты и займы | |||
10 | Прочие денежные поступления | |||
11 |
Поступление средств - всего |
|||
III | Расходование средств | |||
1 | Оплата счетов поставщиков | |||
2 | Погашение кредиторской задолженнос- ти |
|||
3 | Погашение займов и кредитов | |||
4 | Оплата труда персонала | |||
5 | Общехозяйственные и коммерческие расходы |
|||
6 | Налоги и пошлина | |||
7 | Авансы (предоплата) | |||
8 | Дивиденды | |||
9 | Инвестиции | |||
10 | Прочие денежные расходы | |||
11 | Всего расходование средств | |||
IV | Сальдо (стр.II.11 - стр.III.11) |
Отдельные статьи поступления средств, как и их расходования, могут в том или ином месяце (квартале) отсутствовать. Например, выплата дивидендов в I квартале возможна лишь в том случае, если у акционерного общества осталась за прошлый год задолженность по начисленным акционерам, но не выплаченным им дивидендам, так как промежуточных дивидендов теперь нет. При конкретизации платежного календаря сроки поступления средств не указываются, так как предприятие не оказывает на них определяющего влияния. А расходование средств, насколько это возможно, расписывается по конкретным датам. В приведенной схеме предусмотрено определение показателей по месяцам квартала, в реальных условиях календарь целесообразно формировать по доходам, а показатели очередной декады - по дням.
Организация выполнения финансового плана
Бюджетирование не сводится к разработке бюджетов. Важнейший этап бюджетирования - контроль за соблюдением бюджетов. Его действенность во многом определяется соблюдением существенного требования - оперативности. Все показатели бюджетов в зависимости от экономических и технических возможностей их мониторинга группируются по срокам осуществления контроля - ежедневного, недельного или декадного и месячного. Чем выше степень оперативности контроля, тем он действеннее. Учет и контроль затрат должны быть максимально приближены к месту и времени их возникновения. А если затраты ноября становятся известны во второй половине декабря, то такой учет во многом утрачивает свойство действенности, он становится в значительной мере учетом упущенных возможностей.
Другая проблема бюджетирования - корректировка утвержденных бюджетов. Тщательная разработка и обоснование бюджетов не гарантируют от необходимости корректировки отдельных показателей, а иногда и в целом отдельных бюджетов. Если по каким-то причинам, как правило, не зависящим от предприятия, меняются условия производства, снабжения, реализации продукции, оплаты труда и др., то целесообразно вслед за происшедшими изменениями скорректировать показатели соответствующих бюджетов. Если бюджеты не скорректировать, то они приобретают формальный характер и полностью утрачивают мобилизующее значение.
Формирование и утверждение финансового плана должны дополняться разработкой мероприятий по его выполнению. В первую очередь это касается реализации главной функции финансового планирования - обеспечения всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия денежными средствами: финансирование закупок материальных ресурсов, своевременных расчетов с кредиторами, оплаты труда персонала, осуществления инвестиционных проектов и др. Это достигается в первую очередь за счет установления партнерских отношений с постоянными покупателями, заказчиками, при которых правилом является строгое соблюдение обеими сторонами условий хозяйственных договоров: предприятие-поставщик неукоснительно соблюдает сроки поставок, предприятие-заказчик строго соблюдает сроки оплаты счетов поставщика.
Но от срывов и заминок в системе платежей никто не застрахован, поэтому помимо наличия резервов целесообразно поддерживать партнерские отношения с обслуживающим коммерческим банком. Наиболее эффективна система овердрафта, при которой в соответствии с условиями кредитного договора банк оплачивает счета предприятия даже при отсутствии средств на его расчетном счете. Таким образом, на основе договора с банком, заключенным на полгода, год или даже более длительный срок, последний осуществляет краткосрочное кредитование предприятия каждый раз, когда в этом возникает необходимость, погашая выданные ссуды за счет очередных поступлений средств на расчетный счет предприятия. Удобство для предприятия такой формы взаимоотношений с банком не вызывает сомнений, но для этого оно должно зарекомендовать себя надежным заемщиком. Сейчас удобное время для заключения подобных соглашений с банками, так как они не менее заинтересованы в надежных заемщиках, чем предприятия - в кредитах.
Предусмотренное финансовым планом расходование денежных средств является производным от обеспечения полноты и сроков поступления средств. Поэтому приходным статьям плана всегда уделяется повышенное внимание.
Постоянного внимания требуют взыскание, рационализация дебиторской задолженности, в определенных условиях продажа дебиторской задолженности - уступки прав требования (цессия). Последняя связана с неизбежными финансовыми потерями, но если предприятие испытывает острый недостаток денежных средств для осуществления объективно необходимых расчетов, то приходится смириться с потерями, особенно если их размер (в процентном отношении) не превышает ставок коммерческих банков по кредитам. Наиболее цивилизованной формой уступки прав требования является факторинг, т.е. операция покупки банком или специализированной факторинговой организацией денежных требований предприятия-поставщика к предприятию или предприятиям-покупателям. Банк приобретает у поставщика платежные требования к покупателям, оплачивая сразу 75-80% стоимости отфактурованных поставок, а остальную часть - в сроки, установленные договором, или после получения средств от покупателя. Но эту услугу банк оказывает, естественно, небезвозмездно, он получает проценты за фактически предоставленный кредит и, кроме того, комиссионное вознаграждение. Схематично система факторинга представлена на рис.4.
поставка
товара
/-----------------------------\ /-----------------------------\
| Предприятие-поставщик |---------| Предприятие-покупатель |
\-----------------------------/ \-----------------------------/
|
| |
| | |
| оплата товара погашение долга |
\------------------------------\ -- -- -- -- -- -/ |
приобретение долга ---| Банк |----------------------/
\----------/ требование оплы товара
Рис.4
На выполнение финансового плана решающее влияние оказывают достижение предусмотренных планом объемов продаж и соблюдение предельных размеров затрат на производство и реализацию продукции, а по возможности и снижение последних без ущерба для качественных характеристик товаров и соблюдения условий договоров. Поэтому система бюджетирования должна быть увязана с системой материального стимулирования, в соответствии с которой достижение определенных объемных, количественных показателей может служить основанием для премирования только при условии, что не допущено превышения установленных бюджетами размеров затрат.
Г. Киперман,
профессор Института микроэкономики
при Минэкономразвития России и Минпромнауки России
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 1, 2, 3, 5, январь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71