Освобождаются ли от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог ЖЭКи, частично финансируемые из городского бюджета?
В настоящее время ЖЭКи, частично финансируемые из городского бюджета и принимающие плату от граждан, проживающих в жилом фонде, направляют собранные средства на покрытие затрат по содержанию жилого фонда, а не на получение прибыли. Поскольку ЖЭКи не уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог, это вызывает явное недовольство налоговых органов, позиция которых состоит в том, что указанные платежи являются выручкой от реализации услуг и поэтому ЖЭКи должны быть плательщиками налога. Такой подход противоречит сущности налога на пользователей автодорог, являющегося фактически некумулятивным налогом с оборота.
Согласно Закону Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", а также п.25 Инструкции МНС России от 4 апреля 2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", объектом налогообложения в производстве продукции является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), а при продаже товаров в торговой сети - разница между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Это означает, что лицо, не производящее товар (работу, услугу), а лишь перепродающее его, платит налог только со своей наценки. Таким способом законодатель предотвращает кумуляцию налога: взимание его с той части стоимости, которая уже подверглась налогообложению на стадии производства (или обращения), не производится.
В рассматриваемой ситуации выручка как таковая вообще не возникает. Это подтверждается прежде всего ст.39 НК РФ, согласно которой выручка от реализации услуг (в том числе и коммунальных) возникает лишь у лица, реально оказывающего эти услуги. У ЖЭКа, который не является ни поставщиком, ни потребителем таких услуг, выручка от реализации не образуется.
ЖЭК, собирая плату от граждан, проживающих в жилом фонде, выступает лишь в качестве посредника, не берущего вознаграждения, или торговца, не имеющего прибыли, поскольку средства предназначаются для покрытия стоимости услуг, получаемых от третьих лиц - предприятий тепло-, водоснабжения и др. Следовательно, не возникает и объекта налогообложения.
Эту позицию подтверждает и Минфин России, определяя в своем письме от 29 октября 1993 г. N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве", что суммы платы от пользователей коммунальных и других услуг (целевые сборы), получаемой жилищными и другими предприятиями и организациями, имеющими на своем балансе объекты жилищного фонда, направляются на покрытие затрат целевого назначения согласно утвержденным сметам. Сметы расходов целевого назначения по каждому виду коммунальных услуг должны предусматривать предстоящие платежи, а распределение расходов между пользователями этих услуг производится по фактической стоимости.
Суммы превышения целевых сборов над расходами (переборы) и суммы превышения расходов над сборами (недоборы) засчитываются или добираются в последующие отчетные периоды. Указанные суммы не относятся на финансовые результаты от эксплуатационной деятельности или иной деятельности предприятий и на счете 80 "Прибыли и убытки" (старый План счетов) не учитываются.
Ранее бухгалтерский учет сборов и расходов целевого назначения велся обособленно от учета доходов и расходов эксплуатационной деятельности жилищного хозяйства (или иной деятельности предприятия, на балансе которого находился жилищный фонд) на отдельных субсчетах к счету 96 "Целевые финансирование и поступления" (по старому Плану счетов) по видам услуг: отоплению, водоснабжению, канализации, электро-, газоснабжению и т.д.
С введением в действие нового Плана счетов учет таких операций должен отражаться на счете 86 "Целевое финансирование", что не меняет сути операций. Этот вывод подтверждается Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, которая устанавливает, что счет 86 используется для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, или поступивших от других организаций и лиц, или бюджетных средств и др.
В связи с этим платежи от граждан, которые получают ЖЭКи, имеющие на балансе объекты жилого фонда, направляются на покрытие затрат (целевых расходов) по содержанию и эксплуатации жилых площадей и их получение не подлежит обложению налогом на пользователей автомобильных дорог.
А.С.Крыгина,
сотрудник департамента
налогов и права фирмы "ФБК"
1 июля 2001 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 7, июль 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru