Об акцизах на алкогольную продукцию
Федеральным законом от 7.08.01 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 118-ФЗ) внесены изменения и дополнения в действующее законодательство по акцизам, в том числе в нормы, касающиеся порядка применения акцизов на алкогольную продукцию. Так, данным Законом снижен размер ставки авансового платежа при приобретении региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции. Согласно Закону N 118-ФЗ размер ставки авансового платежа по подакцизным товарам, подлежащим маркировке, утверждается Правительством Российской Федерации и не может превышать 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%. В настоящее время ставка акциза на такую продукцию установлена в размере 88 руб. 20 коп., с 1 января 2002 г. - 98 руб. 78 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
Ставка авансового платежа снижается почти в 3 раза. В настоящее время проект постановления по данному вопросу направлен в Правительство Российской Федерации. Предполагается снизить размер авансового платежа по акцизам при покупке таких марок на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25% включительно с 1 до 0,3 руб., а на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% - с 3 до 0,8 руб., что в свою очередь позволит сократить денежные средства, отвлекаемые из оборота организаций-налогоплательщиков для приобретения региональных специальных марок.
Вместе с тем Законом N 118-ФЗ нормы, касающиеся маркировки алкогольной продукции, из Налогового кодекса Российской Федерации исключены. Данные нормы предполагалось включить в Федеральный закон от 7.01.94 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции". Однако этот Федеральный закон, принятый Государственной Думой 6 июля 2001 г., в котором предполагалось предусмотреть маркировку алкогольной продукции специальными региональными марками, в том числе и норму, согласно которой алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа, Совет Федерации не одобрил. После преодоления разногласий по данному законопроекту согласительной комиссией соответствующие изменения и дополнения, касающиеся маркировки алкогольной продукции, предполагается внести в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В настоящее время и впредь до принятия указанного закона маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками производится с учетом положений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. N 1023 "Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию". Данное постановление было принято во исполнение норм, содержащихся в п.2 ст.193 НК РФ, касающихся маркировки алкогольной продукции региональными специальными марками.
Законом N 118-ФЗ положения о маркировке алкогольной продукции региональными специальными марками из НК РФ исключены (кроме положения, согласно которому ставки авансового платежа по акцизам при приобретении региональных специальных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.3 ст.193 НК РФ).
В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% подлежит обязательной маркировке специальными марками. При этом образцы марок, порядок и размеры их оплаты, правила маркировки устанавливаются Правительством Российской Федерации. Учитывая данную норму Закона и принимая во внимание, что региональные специальные марки являются разновидностью специальных марок, в указанное постановление Правительства Российской Федерации внесены соответствующие изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 7.12.01 г. N 863 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1023".
Согласно п.2 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. N 1023, маркировке региональными специальными марками подлежит вся алкогольная продукция, реализуемая с акцизных складов. Однако в соответствии с изменениями, внесенными в п.2 ст.193 НК РФ Законом N 118-ФЗ, при реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% включительно вся сумма акциза, т.е. в размере 100%, уплачивается организациями-производителями. В связи с этим указанная алкогольная продукция, реализуемая с акцизных складов оптовых организаций, не может маркироваться региональными специальными марками, при покупке которых уплачивается авансовый платеж по акцизам, поскольку по такой продукции акцизы должны быть уплачены в полном объеме организацией-изготовителем. Поэтому в п.2 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции внесено изменение, согласно которому слабоалкогольная продукция освобождена от маркировки региональными специальными марками.
Кроме того, согласно п.2 Правил на алкогольную продукцию должна быть нанесена региональная специальная марка того субъекта Российской Федерации, в котором эта продукция будет реализована через розничную сеть или общественное питание. Однако, как показала практика, в отдельных субъектах Российской Федерации (с небольшой численностью населения) емкость рынка алкогольной продукции не позволяет организовать эффективную работу оптовых организаций торговли алкогольной продукцией и ее маркировку региональными специальными марками. Это объясняется тем, что в таких субъектах Российской Федерации рынок алкогольной продукции сформирован в основном за счет организаций розничной торговли и общественного питания. В связи с этим п.2 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции органам исполнительной власти Республики Тыва, Агинского Бурятского, Ненецкого, Корякского, Коми-Пермяцкого, Чукотского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Эвенкийского, Усть-Ордынского Бурятского, Ямало-Ненецкого автономных округов, Магаданской, Сахалинской и Камчатской областей предоставлено право принимать решение о возможности реализации алкогольной продукции на территориях перечисленных субъектов Российской Федерации с маркировкой региональными специальными марками других субъектов Российской Федерации.
Главой 22 "Акцизы" НК РФ с 1 июня 2001 г. для алкогольной продукции введен режим налогового склада, согласно которому алкогольная продукция хранится на акцизном складе под контролем налоговых органов до момента отгрузки покупателям, за исключением отгрузки на другие акцизные склады. Одновременно с введением акцизных складов данной главой изменен и порядок исчисления и уплаты акцизов. Так, в целях снижения налогового бремени на организации - производители алкогольной продукции расширен перечень плательщиков акцизов по алкогольной продукции за счет включения в него организаций оптовой торговли алкогольной продукцией, учредивших акцизные склады и осуществляющих свою деятельность в режиме налогового склада. При этом согласно ст.193 НК РФ 50% акцизов на алкогольную продукцию уплачивается организацией - производителем алкогольной продукции и 50% - организациями, учредившими акцизные склады.
В целях контроля за поступлением акцизов в бюджеты субъектов Российской Федерации алкогольная продукция, реализуемая налогоплательщиками с акцизных складов, за исключением реализации такой продукции на другие акцизные склады, подлежит маркировке региональными специальными марками. При этом, как уже указывалось, согласно п.2 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% должна быть нанесена марка того субъекта Российской Федерации, в котором эта продукция будет реализована через розничную сеть или общественное питание. Таким образом, организация, учредившая акцизный склад, может реализовать алкогольную продукцию без ее маркировки другому акцизному складу независимо от его месторасположения либо реализовать маркированную алкогольную продукцию организациям розничной торговли, общественного питания или иным потребителям, не учредившим акцизный склад, также независимо от их местонахождения. Если алкогольная продукция с акцизного склада, находящегося на территории одного субъекта Российской Федерации, реализуется через организации розничной торговли и (или) общественного питания, находящиеся на территории другого субъекта Российской Федерации, специальные региональные марки для маркировки алкогольной продукции могут быть приобретены налогоплательщиками в управлении МНС России того субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены эти организации (НК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации N 1023 не запрещен такой вариант приобретения марок).
Организации оптовой торговли алкогольной продукцией, не учредившие акцизные склады и соответственно не осуществляющие свою деятельность в режиме налогового склада, не являются плательщиками акцизов. Организации, не являющиеся плательщиками акцизов, должны приобретать уже маркированную алкогольную продукцию, по которой полностью уплачены акцизы, и реализовывать ее на территории субъекта Российской Федерации по месту своего нахождения.
Что касается импортной алкогольной продукции, то согласно п.2 ст.193 НК РФ налогообложение алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, осуществляется по соответствующим налоговым ставкам, установленным в п.1 этой статьи, т.е. по алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, 100% акцизов уплачивается таможенным органам Российской Федерации, и в случае дальнейшей реализации предприятиям розничной торговли или общественного питания через акцизные склады оптовых организаций обложению акцизами такая продукция второй раз не подлежит, следовательно, не подлежит и маркировке региональными специальными марками.
Т. Софрина,
заместитель начальника отдела
Департамента налоговой политики Минфина России
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 2, январь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71