Налоговое обозрение
Израиль
С середины октября 2001 г. все пассажиры местных и международных рейсов, выполняемых израильскими авиакомпаниями El Al, Arkia, Israir, уплачивают дополнительный "налог на безопасность" в размере 8 долл США за вылет в одном направлении. Кроме того, вводится дополнительный сбор в размере 10 центов на каждый килограмм грузов, перевозимых по воздуху на международных рейсах из Израиля и в Израиль.
По мнению некоторых обозревателей, израильские авиакомпании с поддержки правительства пытаются в своих интересах "использовать" ситуацию, сложившуюся после террористических актов 11 сентября 2001 г. в США. Они полагают, что в результате авиакомпании еще больше обогатятся, а система обеспечения безопасности при этом не улучшится.
Дополнительный сбор начали взимать и другие авиакомпании. Голландская KLM взимает по 5 долл США с пассажира, немецкая Lufthansa - по 8 долл.
Индия
Правительство Индии планирует установить в апреле 2002 г. национальный налог на добавленную стоимость. НДС должен заменить налоги с продаж, установленные в штатах страны в отношении большинства товаров и небольшого количества услуг. В разных штатах страны действуют различные ставки налога с продаж. Сложившаяся в настоящее время система налогов с продаж из-за своей сложности и противоречивости непрерывно порождает налоговые споры.
Одновременно правительство Индии предлагает в законодательном порядке ужесточить наказания лиц, уклоняющихся от уплаты налога. Лицо, признанное виновным в ведении торговли товарами без постановки на учет в качестве плательщика НДС, а также лицо, предоставившее налоговую декларацию с заведомо искаженными данными, согласно законопроекту может быть подвергнуто наказанию вплоть до трех лет тюремного заключения.
* * *
Индия планирует до марта 2002 г. в 3 раза увеличить численность физических лиц - плательщиков подоходного налога. По оценкам экспертов, сегодня подоходный налог платят всего 2% от общей численности населения, которая составляет примерно 1 млрд человек.
Согласно данным налогового ведомства, количество налогоплательщиков по всей Индии, доход которых за год превышает 500 тыс. рупий, составляет не более 150 тыс. человек, что для налогового ведомства совершенно неприемлемо.
Как сообщило руководство центральной налоговой службы Индии, для выявления лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, индийские налоговики намерены использовать критерии, получившие наименование системы "один в шести". Подозрение будет падать на лицо, которое является владельцем дома, имеет телефон и кредитную карточку, выезжало за границу, является членом какого-то клуба, владеет автомобилем. От всех таких лиц налоговое ведомство потребует подачи декларации по подоходному налогу.
Ирландия
Очередной финансовый год Ирландии, завершившийся в сентябре 2001 г., оказался не удачным для государственной казны. Налоговые поступления за год выросли всего на 2,2% вместо ожидавшихся 12%. Согласно прогнозу, прирост налогов должен был составить 2,5 млрд английских фунтов стерлингов, или 3,2% ВВП, а на самом деле он составит всего 1 млрд фунтов стерлингов, или 1,3% ВВП.
Наиболее сильно, по мнению аналитиков, на динамику налоговых поступлений в Ирландии повлияло торможение экономического роста в государствах - основных торговых партнерах Ирландии. Эта причина проявилась еще до террористического акта в Соединенных Штатах Америки и стала определяющей для страны со столь открытой экономикой, какой является Ирландия.
Исландия
Правительство Исландии объявило о планах значительно сократить с 2002 г. размер ставки налога на доходы корпораций (с 30 до 18%). Предлагается также более чем вдвое (с 1,45 до 0,6%) снизить размер ставки налога на капитал, взимаемого с суммы чистых активов физических и юридических лиц, а также на 15% повысить доход, облагаемый специальным налогом на физических лиц со сверхвысокими доходами.
По оценкам министерства финансов Исландии, потери бюджета из-за налоговых сокращений могут составить до 7,2 млрд исландских крон в год, из них на налоги компаний приходится 4,2 млрд крон, а на налоги физических лиц - 3 млрд крон. В целях компенсации потерь предлагается на 0,77% увеличить размер ставки взноса в фонды социального страхования, начисляемого на фонд заработной платы. Благодаря этой мере доходы бюджета вырастут на 2,5 млрд крон.
Канада
Правительство Канады отменяет налоговые льготы кинокомпаниям. Как отмечают в министерстве финансов Канады, действие таких льгот привело к тому, что многие американские кино- и телекомпании переместили свой бизнес из Лос-Анджелеса в Торонто, Ванкувер и Монреаль. В результате этого продюсеры могут экономить на налогах до 6% издержек на производство кино- и видеопродукции.
Канадские эксперты отмечают, что многие работники Голливуда после террористических актов в США стараются воздерживаться от поездок в Канаду, а после принятия соответствующего закона американские кинопромышленники и артисты вообще перестанут снимать фильмы в Канаде, поскольку существует немало мест, где съемка фильмов обходится дешевле, чем в США: Новая Зеландия, Австралия, Южная Африка, Мексика.
Вместе с тем в официальных кинематографических кругах Канады полагают, что говорить о потерях канадской кинопромышленности от отмены налоговых льгот пока преждевременно. Они полагают, что Канада будет оставаться привлекательной для американского кинобизнеса и после отмены льгот.
Китай
Институт директоров Гонконга - частная организация, представляющая интересы деловых кругов этого специального административного района Китая, - призывает правительство продолжать политику, направленную на расширение налогооблагаемой базы. Несмотря на снижение экономического роста, бизнесмены выступают за введение налога на товары и услуги. Они убеждены в том, что, если государство не предпримет усилий по расширению налогооблагаемой базы, оно рискует получить бюджетный дефицит.
Эксперты института, который объединяет около 700 руководителей компаний Гонконга, полагают, что бюджетный дефицит специального административного района носит структурный характер, а не циклический. По их мнению, правительство Гонконга ошибочно делало упор на получение доходов от продажи земли, поэтому в случае ухудшения ситуации в секторе недвижимости без принятия кардинальных мер проблему дефицита бюджета решить не удастся.
Литва
Литовский парламент проголосовал за увеличение с 2002 г. размера необлагаемого минимума с 214 до 250 литов при начислении налога на доходы физических лиц. Размер необлагаемого минимума будет еще более увеличен для определенных категорий налогоплательщиков (например, семейных пар с детьми).
С 1 ноября 2001 г. частным компаниям разрешено по их выбору создавать собственный бухгалтерский отдел либо передавать функцию бухгалтерского учета специализированным внешним компаниям, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Государственная налоговая инспекция Литвы приступила к кампании по выявлению иностранных компаний, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Литвы без открытия постоянного представительства.
Польша
В парламенте Польши обсуждается подготовленный правительством проект бюджета на 2002 г. Бюджет предусматривает введение новой ввозной пошлины в размере 5%, а также выездной пошлины в размере 20 злотых, которую будут уплачивать все граждане, покидающие страну. Предлагаемая отмена режима совместного обложения подоходным налогом семейных пар может дать для бюджета дополнительно еще 2,5 млрд злотых. Проект не предусматривает увеличения ставки НДС, как это было предложено министерством финансов ранее. Таким образом, размеры ставок НДС в Польше предлагается оставить на прежнем уровне - 22 и 7%.
Сингапур
Налоговое ведомство Сингапура опубликовало две инструкции о порядке налогообложения компаний, предоставляющих услуги веб-хостинга. (Хостингом называется услуга по размещению, хранению и обслуживанию файлов одного или нескольких веб-сайтов клиента на своем веб-сервере или веб-сервере клиента на своей "площадке", т.е. предоставление подключения к Интернету и обслуживание.)
Любые платежи за эти услуги, осуществляемые в порядке компенсации за техническую помощь и услуги по передаче ноу-хау, в целях налогообложения рассматриваются в качестве платежей за технические услуги. Если услуги предоставляются в Сингапуре нерезидентом, то получатель услуг в этой стране обязан удержать налог у источника выплаты по максимальной ставке (24,5% начиная с 2002 г.), установленной для корпораций.
В свою очередь платежи за аренду оборудования, например за аренду сервера, в целях налогообложения прибыли рассматриваются в качестве платы за аренду движимого имущества, поэтому плательщик арендной платы компании - нерезиденту Сингапура, на территории которой установлено оборудование, обязан удерживать налог по ставке 15%. Естественно, порядок налогообложения в случае применения положений соответствующих налоговых соглашений может быть иным.
Если компания, предоставляющая услуги веб-хостинга, является резидентом Сингапура, то в случае получения оплаты за ее услуги клиентам в другом государстве она обязана уплачивать налог на получаемые суммы, установленный другим государством. При наличии налогового соглашения с другим государством сингапурская компания может иметь право на зачет этого налога.
Другая инструкция предписывает, что в случае предоставления услуг зарубежным клиентам лицом, зарегистрированным в качестве плательщика налога на товары и услуги в Сингапуре, компьютерный центр которого расположен на территории Сингапура, налог на товары и услуги для "международных услуг" уплачивается "по нулевой ставке".
Танзания
По мнению независимых экспертов, с уклонением от уплаты налогов и коррупцией среди работников налоговых органов в Танзании можно бороться только путем усиления мер наказания правонарушителей, вплоть до тюремного заключения.
В настоящее время налоговым работникам, обвиненным во взяточничестве, грозит лишь увольнение с работы. Эксперты предлагают усилить наказание, например, путем конфискации имущества налоговиков, добытого незаконными путями, а уклонение от уплаты налогов должно стать уголовно наказуемым преступлением. Кроме того, предлагается публиковать фамилии наиболее злостных неплательщиков налогов, суммы не уплаченных ими налогов и примененные к ним санкции. То же самое предлагается делать и по отношению к коррумпированным налоговым работникам и лицам, которые дают взятки.
Уругвай
Правительство Уругвая направило в парламент законопроект, предусматривающий меры по повышению эффективности работы уругвайского налогового ведомства и сокращению масштабов уклонения от уплаты налогов. Предлагается провести реорганизацию налогового ведомства, усовершенствовать процедуры внутреннего аудита, предоставить налоговому ведомству более широкие полномочия, позволяющие усилить борьбу с уклонениями от уплаты налогов. Сокращение масштабов уклонения от уплаты налогов даст возможность снизить сверхвысокую нагрузку на законопослушных налогоплательщиков в условиях экономического спада в стране.
В законопроекте уточняются, с одной стороны, понятие "уклонение от уплаты налогов", с другой - условия, при которых следует начинать уголовное расследование в случае возникновения подозрений на уклонение от уплаты налогов.
Реорганизация налогового ведомства обойдется казне в 8 - 9 млн долл. США. Для ее финансирования предлагается использовать налоговые источники. По данным экспертов, необходимые средства могут быть получены за счет повышения так называемого контрольного налога, который взимается с компаний в момент их создания. Согласно законопроекту неуплата контрольного налога будет означать, что соответствующая компания является бездействующей, а это в свою очередь должно привести к запрету на проведение ею определенных операций, в том числе операций с кредитно-финансовыми организациями.
Франция
С 1 октября 2001 г. изменен порядок начисления НДС на услуги предприятий общественного питания во Франции, что позволило привести законодательство Франции в соответствие с требованиями Европейского союза. До этого времени 15%-ная надбавка за обслуживание в ресторанах НДС не облагалась. В марте прошлого года Европейский арбитражный суд вынес решение, согласно которому освобождение надбавки от налога на добавленную стоимость противоречит положениям Директивы 6 Европейского союза по НДС.
Чехия
За первые 9 месяцев 2001 г. сбор налогов в Чехии вырос на 11,4% по сравнению с тем же периодом 2000 г. и составил 333,6 млрд крон. Тем не менее собранная сумма составляет только 72,7% от прогноза.
Сумма поступлений в бюджет от всех источников за первые 9 месяцев достигла 454,6 млрд крон, величина расходов - 477,2 млрд крон. Дефицит бюджета на 2001 г. был запланирован на уровне 49 млрд крон, однако, по оценкам министерства финансов страны, он может составить 95 млрд крон.
Е. Воловик,
государственный советник налоговой службы III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 2, январь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71