Обжалование - по регламенту
Приказом МНС РФ от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290 разъясняется регламент рассмотрения налоговых споров во внесудебном порядке. Следует заметить, что это единственный в своем роде документ, который подробно и в полной мере устанавливает порядок подачи и рассмотрения жалобы налогоплательщиков налоговыми органами. Рассмотрим его подробнее.
Обжалование актов налоговых органов, действия или бездействия их должностных лиц является неотъемлемым правом налогоплательщика и налогового агента, предусмотренных НК РФ. Обжалования могут быть поданы в вышестоящий налоговый орган или в суд по выбору налогоплательщика. Причем подача жалобы в вышестоящий орган не исключает одновременную или последующую ее подачу в суд.
Но в отличие от судебного порядка обжалования, предусмотренного процессуальным законодательством, административная процедура обжалования отчетливо не регламентирована. В связи с этим налоговики периодически дают разъяснения на данную тему*(1). Поэтому появление четкого регламента действий налоговых работников при рассмотрении ими заявлений жалоб налогоплательщиков представляется особенно важным.
Предмет обжалования
В досудебном порядке налогоплательщик или налоговый агент вправе обжаловать (см. схему).
/----------------------------------------------------------------\
| Акты налоговых органов ненормативного характера |
\----------------------------------------------------------------/
|
/-----------------------------------------------------------------\
|Действие или бездействие их должностных лиц (за исключением воз-|
|ражений, представленных в п.5 ст.100 НК РФ) |
\-----------------------------------------------------------------/
|
/-----------------------------------------------------------------\
|Несогласие юридических и физических лиц с привлечением их к адми-|
|нистративной ответственности в связи с нарушениями требований за-|
|конодательства о применении ККМ и работы с денежной наличностью |
\-----------------------------------------------------------------/
|
/-----------------------------------------------------------------\
|Акты налоговых органов ненормативного характера, действие или|
|бездействие их должностных лиц в связи с применением законода-|
|тельства в сфере производства и оборота этилового спирта, спирто-|
|содержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и та-|
|бачной продукции |
\-----------------------------------------------------------------/
|
/-----------------------------------------------------------------\
|Привлечение к административной ответственности физических лиц,|
|являющихся должностными лицами организации, в результате привле-|
|чения организации к ответственности за совершение налогового пра-|
|вонарушения |
\-----------------------------------------------------------------/
Внимание! Протокол разногласий на акт налоговой проверки не признается жалобой.
Сроки подачи и рассмотрения жалобы
Налогоплательщики подают жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение 3 (трех) месяцев со дня когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. На постановление об административном правонарушении жалоба подается в течение 10 дней со дня вынесения постановления.
К жалобе могут прилагаться: акт налоговой проверки; постановление о привлечении к административной ответственности, которое, по мнению заявителя, нарушает его права; первичные документы, подтверждающие позицию заявителя; документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.
В случае пропуска срока подачи жалобы регламентом предусмотрена возможность восстановить его при наличии уважительных причин. Хотя налоговики не дают расшифровку уважительных причин, но, анализируя нормы ГК и НК, можно предположить, что к ним относятся: болезнь, беспомощное состояние, невозможность доставки жалобы в срок вследствие удаленности и пр.
Налоговый орган рассматривает жалобу в течение 1 месяца со дня ее получения. Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в 10-дневный срок со дня ее поступления в налоговый орган. Данные сроки установлены Налоговым и административным кодексами.
Когда может быть отказ
Налоговый орган вправе отказать налогоплательщику в рассмотрении его жалобы (см. схему).
Заявителю сообщается о невозможности рассмотрения его жалобы в 10-дневный срок со дня ее получения.
Налогоплательщик вправе устранить перечисленные выше ситуации, например, внесением необходимых исправлений и повторно подать жалобу в пределах установленных сроков.
/--------------------------------------------------\
| Пропуск срока подачи жалобы |
\--------------------------------------------------/
|
/--------------------------------------------------\
|Отсутствие предмета обжалования и обоснование за-|
|явленных требований |
\--------------------------------------------------/
|
/--------------------------------------------------\
|Подача жалобы лицом, не имеющим полномочий высту-|
|пать от имени налогоплательщика |
\--------------------------------------------------/
|
/--------------------------------------------------\
|Наличие документально подтвержденной информации|
|о принятии жалобы к рассмотрению |
\--------------------------------------------------/
|
/--------------------------------------------------\
|Наличие решения суда, вступившего в законную силу,|
|по вопросам, изложенным в жалобе |
\--------------------------------------------------/
Процесс рассмотрения
Обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений возложена на юридические подразделения налогового органа. Тем не менее обязательным условием по регламенту является направление жалобы на заключение в нижестоящую налоговую инспекцию, чьи действия и оспариваются заявителем. Срок дачи заключения ограничивается рабочими днями с даты его получения. Но вышестоящий налоговый орган вправе установить и более короткий срок для дачи заключения.
Для чего введена такая стадия, не совсем ясно. То ли это сделано для ознакомления с жалобой инспекций "нарушительницей", то ли с целью запутать процесс ее рассмотрения. Так или иначе, но такая процедура предусмотрена.
Одним из положительных для налогоплательщиков новшеств документа является рассмотрение жалоб с учетом судебно-арбитражной практики (решений и постановлений арбитражных судов по аналогичным вопросам).
Процесс рассмотрения жалобы заявителя протекает на заседании специальной комиссии. Во главе ее стоит руководитель налогового органа или его заместитель и принимают участие руководство юридического отдела и другие специалисты правовых подразделений. Также комиссия вправе приглашать представителей или должностных лиц заявителя для рассмотрения жалобы. Правда, обязательного присутствия налогоплательщика на комиссии не предусмотрено. Эта норма, по мнению автора, затрудняет защиту его интересов.
Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе по тому же предмету и основанию НК РФ новым документом не предусмотрено.
Е. Мельникова,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 48, ноябрь 2001 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письма МНС РФ от 5 апреля 2001 г. N ВП-6-18/274 и от 24 августа 2000 г. N ВП-6-18/691.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.