Является ли правомерным отказ в предоставлении организации льготы по налогу на пользователей автодорог в размере 50% ставки федерального налога? Ранее такая льгота предоставлялась.
Отказ в предоставлении льготы по налогу на пользователей автодорог правомерен.
Налог на пользователей автодорог является федеральным налогом. Это следует из ст.19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которой предусмотрено, что к числу федеральных налогов относятся налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Налог на пользователей автодорог взимается в соответствии с Законом РФ "О дорожных фондах" и служит источником образования дорожных фондов.
В части первой НК РФ вопрос об установлении субъектами Российской Федерации льгот по федеральным налогам не рассматривается, при решении этого вопроса следует руководствоваться законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов.
Согласно п.5 ст.3 НК РФ федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом. При этом до введения в действие части второй Кодекса (ее соответствующих глав) ссылки на положения Кодекса в п.5 ст.3 приравниваются к ссылкам на Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок их уплаты (ст.5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Таким образом, вопрос о том, вправе ли законодательные органы субъектов Российской Федерации предоставлять льготы по налогу на пользователей автодорог (в том числе путем снижения ставки до нуля), должен в настоящее время решаться на основе Закона РФ "О дорожных фондах".
В соответствии со ст.5 Закона о дорожных фондах ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере:
1% выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
1% суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
В Законе предусмотрено, что сумма налога полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого использования на финансирование затрат, связанных с содержанием дорожного комплекса.
Таким образом, в Законе о дорожных фондах отсутствуют основания для установления региональными органами власти льгот по налогу на пользователей автодорог.
Положения о полномочиях региональных органов власти по установлению таких льгот ранее присутствовали в Законе о дорожных фондах: до 1 января 2001 г. в нем содержалась норма, согласно которой законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% ставки федерального налога.
Изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ, эта норма с 1 января 2001 г. была из Закона о дорожных фондах исключена.
Другие нормы Закона о дорожных фондах также не дают оснований для установления субъектом Российской Федерации налоговых льгот по налогу на пользователей автодорог. В п.2 ст.2 Закона предусмотрено, что порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации. Однако, по нашему мнению, эта норма не может служить основанием для предоставления субъектами Российской Федерации льгот по налогу на пользователей автодорог. Порядок образования дорожных фондов предполагает определение того, на каких счетах и в каких банковских организациях будет находиться территориальный дорожный фонд, а также решение других организационно-правовых вопросов образования фонда, и не подразумевает правового регулирования налоговых источников образования дорожного фонда, так как этот вопрос прямо разрешен в ст.3 Закона о дорожных фондах. Этой статьей установлено, что источником образования дорожного фонда является налог на пользователей автодорог. Таким образом, п.2 ст.2 Закона не может служить основанием для предоставления налоговых льгот региональными органами власти по налогу на пользователей автодорог.
Органы государственной власти, в том числе представительные органы субъектов Российской Федерации, действуют в соответствии с разрешительным принципом правового регулирования - они имеют право только на те действия, которые прямо разрешены им законом (отнесены к их компетенции).
Эта позиция находит поддержку и в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 (п.14) где указано, что при рассмотрении споров судам следует учитывать, что по смыслу положений п.2 ст.17 НК РФ и п.5 ст.19 Закона РФ об основах налоговой системы (и п.2-4 ст.12 НК РФ - после введения их в действие) дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам могут быть установлены региональным или местным законодательством лишь в отношении сумм, подлежащих зачислению в региональный или местный бюджет, и только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.
Так как к компетенции законодательных органов власти субъектов Российской Федерации не отнесено право регулировать ставку по налогу на пользователей автодорог или предоставлять налоговые льготы, то в 2001 г. отсутствуют правовые основания для предоставления региональными органами власти налоговых льгот по налогу на пользователей автодорог.
Таким образом, отказ в предоставлении организации льготы является правомерным.
Что касается начисления пени с 1 января 2001 г., т.е. с момента, когда администрация утратила право предоставлять льготу по налогу на пользователей автодорог, то необходимо отметить следующее.
В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Из анализа действующего законодательства видно, что пени не являются налоговой или финансовой санкцией. При этом судебно-арбитражная практика определяет, что пени применяются с целью компенсировать затраты бюджета, возникшие в связи с несвоевременным поступлением налогов в бюджет.
Указанное выше свидетельствует о том, что организация обязана уплатить в бюджет пени, начисленные налоговыми органами в сложившейся ситуации.
Р.И. Ахметшин,
П.И. Самсонов,
А.С. Крыгина,
специалисты фирмы "ФБК"
1 ноября 2001 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 11, ноябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru