О введении в действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
I. Со дня введения в действие Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ (далее - Закон N 110-ФЗ) утрачивает силу Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 2116-1), что подтверждается перечислением всех без исключения соответствующих законов, их пунктов и абзацев в ст.2 Закона N 110-ФЗ.
Отдельные положения Закона N 2116-1 продолжают действовать со следующими временными ограничениями.
1. Абзац 1 п.5 ст.1 предусматривал, что "не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с настоящим Законом предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации".
Данный порядок освобождения от уплаты налога на прибыль действует до вступления в силу главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ст.2 Закона N 110-ФЗ).
2. Порядок определения налоговой базы по облигациям, полученным при новации государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОВГВЗ), применяется первичными владельцами (то есть не всеми, а только первичными владельцами) указанных облигаций до полного выбытия этих облигаций с баланса организации (ст.2 Закона N 110-ФЗ).
Таким образом, согласно п.4 ст.2 Закона N 2116-1 применяется следующий порядок налогообложения.
Предприятия - первичные владельцы полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации определяют прибыль (убыток) при их реализации как разницу между ценой реализации и оплаченной стоимостью с учетом затрат, связанных с указанной реализацией. Оплаченная стоимость государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, определяется исходя из суммы фактических затрат на приобретение всех обмениваемых при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации, уменьшенной на сумму выплачиваемых в соответствии с условиями новации денежных средств, учитываемых в качестве частичного возмещения государством предприятию его затрат на приобретение подпадающих под новацию ГКО и ОФЗ, либо исходя из суммы фактически погашенных Банку России централизованных кредитов, выданных им на реализацию государственной программы переселения, и начисленных по таким кредитам текущих процентов.
Оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги Российской Федерации соответствующего вида определяется как оплаченная совокупная стоимость полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации этого вида, исчисленная пропорционально их стоимости в общей совокупной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, деленная на их количество по видам.
Первичные владельцы данной категории государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, вправе направлять на погашение убытков от их реализации (выбытия) доходы от реализации (выбытия) всех ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.
При погашении государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ГКО и ОФЗ, в том числе при направлении средств, поступивших от досрочного погашения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), на уплату просроченной задолженности по налогам, штрафам и пеням в федеральный бюджет, их первичные владельцы имеют право дополнительно исключать из цены их погашения в пределах полученной прибыли, определяемой в виде разницы между ценой погашения и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг, с учетом затрат, связанных с их погашением, часть процентного дохода, подлежавшего выплате по ОФЗ, и разницу между ценой погашения и ценой приобретения по ГКО, которые включены в стоимость государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, в доле, приходящейся на одну ценную бумагу соответствующего вида.
Предприятия - первичные владельцы государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ГКО, ОФЗ и ОВГВЗ серии III, вправе произвести корректировку полученной прибыли (убытка), определяемой при их реализации (выбытии) в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью указанных ценных бумаг с учетом затрат, связанных с указанной реализацией (выбытием), в следующем порядке:
- предприятия, которые переоценивали стоимость обмениваемых при новации ГКО и ОФЗ в соответствии с изменением рыночной цены и включали сумму положительного сальдо от их переоценки в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, при реализации (выбытии) государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ГКО и ОФЗ, вправе уменьшить (увеличить) прибыль (убыток), определяемую в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг с учетом затрат, связанных с их реализацией, на сумму положительного сальдо от переоценки обмениваемых при новации ГКО и ОФЗ в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида, полученные при новации, пропорционально стоимости указанных ценных бумаг в общей совокупной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации;
- предприятия, которые учитывали стоимость обмениваемых при новации ОВГВЗ серии III по цене их приобретения, при реализации (выбытии) полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации вправе уменьшить сумму прибыли, определяемую в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг с учетом затрат, связанных с указанной реализацией, на сумму положительного сальдо курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Банком России иностранным валютам, возникших за периоды, когда эти курсовые разницы в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежали исключению из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль, в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида, полученные при новации, пропорционально стоимости указанных ценных бумаг в совокупной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ОВГВЗ серии III. При этом рублевый эквивалент стоимости полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации с номиналом, выраженным в иностранной валюте, определяется по курсу Банка России, установленному на 14 ноября 1999 года;
- предприятия, которые переоценивали рублевый эквивалент стоимости обмениваемых при новации ОВГВЗ серии III в соответствии с изменением курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Банком России иностранным валютам на отчетную дату (но не позднее 14 ноября 1999 года) и на дату их приобретения (принятия к бухгалтерскому учету), и отражали результаты переоценки при определении суммы валовой прибыли за соответствующий налоговый период, при реализации (выбытии) полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации вправе уменьшить сумму прибыли, определяемую в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью указанных ценных бумаг с учетом затрат, связанных с указанной реализацией, на сумму, равную положительному сальдо курсовых разниц по ОВГВЗ серии III, образовавшуюся за указанный период, в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида, полученные при новации, пропорционально их стоимости в совокупной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ОВГВЗ серии III, исчисленной по курсу Банка России, установленному на 14 ноября 1999 года. При реализации государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ОВГВЗ серии III, с убытком, определяемым в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью указанных ценных бумаг с учетом затрат, связанных с указанной реализацией, предприятия, ранее учитывавшие изменение курсовых разниц при исчислении суммы налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, вправе уменьшить сумму налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль на сумму убытка (части убытка), равную сумме положительного сальдо курсовых разниц, образовавшихся за период с даты приобретения (принятия к бухгалтерскому учету) ОВГВЗ серии III до 14 ноября 1999 года, когда стоимость указанных ценных бумаг переоценивалась в соответствии с изменением курсовой разницы, в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида, полученные при новации, пропорционально стоимости указанных ценных бумаг в совокупной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ОВГВЗ серии III, исчисленной по курсу Банка России, установленному на 14 ноября 1999 года.
Предприятия - первичные владельцы обмениваемых при новации ОВГВЗ серии III при реализации (выбытии) полученных ими при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации вправе дополнительно уменьшить сумму валовой прибыли на сумму положительного сальдо курсовых разниц, возникших в период с даты поступления иностранной валюты на счет предприятия или организации и до даты принятия ОВГВЗ серии III к бухгалтерскому учету, в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида, полученные при новации, пропорционально их стоимости в совокупной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ОВГВЗ серии III, исчисленной по курсу Банка России, установленному на 14 ноября 1999 года.
3. Порядок исчисления облагаемой прибыли при исполнении соглашений о разделе продукции применяется до вступления в силу главы НК РФ, определяющей специальный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции (ст.2 Закона N 110-ФЗ).
Данный порядок согласно положениям, содержащимся в абзаце первом п.6 и абзаце девятом п.8 ст.2 Закона N 2116-1, предусматривает, что:
- прибыль, полученная инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции, включается в состав доходов (расходов) от внереализационных операций;
- в целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы прибыли, полученной инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции.
Исчисление налога на указанную прибыль производится в соответствии со ст.10.1 Закона N 2116-1.
Согласно Закону N 110-ФЗ предусмотренные в ст.10.1 положения, касающиеся особенностей налогообложения прибыли и доходов при исполнении соглашений о разделе продукции, применяются до вступления в силу главы НК РФ, определяющей специальный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции.
При этом необходимо иметь в виду следующие положения:
- юридические лица, являющиеся инвесторами соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон N 225-ФЗ), или участниками не имеющих статуса юридического лица объединений, выступающих в качестве инвесторов указанных соглашений, при исполнении соглашений о разделе продукции определяют облагаемую прибыль, исчисляют и уплачивают налог на прибыль по указанным соглашениям обособленно от исчисления и уплаты налога на прибыль по другим видам деятельности, не предусмотренным указанными соглашениями. При этом в течение всего срока действия соглашений о разделе продукции налог на прибыль взимается по ставкам налога, действовавшим на дату подписания указанных соглашений;
- облагаемая прибыль по соглашениям о разделе продукции исчисляется как стоимость принадлежащей инвесторам в соответствии с условиями указанных соглашений доли прибыльной продукции по рыночным ценам. При этом такая стоимость уменьшается на сумму платежей инвесторов за пользование заемными средствами, разовых платежей за пользование недрами и других не возмещаемых инвесторам по условиям соглашения о разделе продукции затрат, состав и порядок учета которых при определении облагаемой прибыли по соглашениям о разделе продукции устанавливаются законодательством Российской Федерации. Облагаемая прибыль увеличивается на сумму начисленных по условиям соглашений о разделе продукции расчетных процентов, включенных в состав возмещаемых инвестору затрат. В случае если сумма таких затрат инвестора за вычетом расчетных процентов превышает стоимость принадлежащей инвестору доли прибыльной продукции, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму соответствующей возникающей разницы в последующие периоды до полного ее возмещения.
При исчислении налогооблагаемой прибыли не учитывается увеличение принадлежащей инвестору доли прибыльной продукции за счет соответствующего уменьшения доли прибыльной продукции государства (в части, подлежащей передаче субъекту Российской Федерации), осуществляемого в соответствии с Законом N 225-ФЗ в случае, если законодательством субъектов Российской Федерации и (или) правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от взимания соответствующих налогов, сборов и других обязательных платежей;
- льготы по налогу на прибыль, предусмотренные ст.6 Закона N 2116-1, при взимании налога на прибыль в соответствии с соглашениями о разделе продукции не применяются;
- налог на прибыль, взимаемый по ставке зачисления такого налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с соглашением о разделе продукции вносится в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставленный в пользование участок недр и (или) ведутся работы по соглашению о разделе продукции, независимо от места регистрации плательщика. В случае если работы по соглашению о разделе продукции ведутся на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, налог на прибыль вносится в бюджеты каждого субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.1 Закона N 2116-1;
- по согласованию сторон соглашения о разделе продукции налог на прибыль уплачивается в натуральной или стоимостной форме.
В случае если по условиям соглашения о разделе продукции учет и отчетность при выполнении работ по указанному соглашению ведутся в иностранной валюте, сумма налога исчисляется в такой валюте и уплачивается в иностранной валюте или в рублях с пересчетом суммы налога по курсу Банка России на день составления отчетности;
- при исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами до вступления в силу Закона N 225-ФЗ, применяются условия исчисления и уплаты налога на прибыль, в том числе ставка налога, установленные указанными соглашениями.
Следует отметить, что Закон N 110-ФЗ содержит противоречия в ст.2, так как вышеперечисленные положения по налогообложению прибыли согласно соглашениям о разделе продукции были включены в Закон N 2116-1 статьей 10 Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", а ст.10 отменяется.
Следует также отметить, что согласно ст.5 Закона N 110-ФЗ Положение о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашения о разделе продукции, утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.07.1999 N 740, применяется до вступления в силу главы НК РФ, определяющей специальный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции.
4. Пунктом 4 ст.6 Закона N 2116-1 предусмотрено, что в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
В третий и четвертый годы работы указанные в абзаце первом настоящего пункта ст.6 Закона N 2116-1 малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
Перечисленные льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу Закона N 110-ФЗ (1 января 2002 года) применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены (ст.2 Закона N 110-ФЗ).
5. Согласно абзацу десятому п.6 ст.6 Закона N 2116-1 освобождается от уплаты налога прибыль "предприятий, находящихся (передислоцированных) в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, полученная от выполнения проектно-конструкторских, строительно-монтажных, автотранспортных и ремонтных работ, изготовления строительных конструкций и деталей с объемами работ по ликвидации последствий радиационных катастроф не менее 50 процентов от общего объема, а для предприятий и организаций, выполняющих указанные работы в объеме менее 50 процентов от общего объема, часть прибыли, полученной в результате выполнения этих работ. Перечень регионов определяется Правительством Российской Федерации".
Предусмотренные льготы по налогу действуют до завершения реализации начатых и реализуемых на день введения в действие Закона N 110-ФЗ (1 января 2002 года) программ по ликвидации последствий радиационных катастроф (ст.2 Закона N 110-ФЗ).
6. Абзацем четырнадцатым п.6 ст.6 Закона N 2116-1 предусмотрено освобождение от налога прибыли "иностранных и российских юридических лиц, полученной за выполненные строительно-монтажные работы и оказанные консультационные услуги, на весь период осуществления целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предо-ставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления". Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, утвержден постановлением Правительства РФ от 05.11.1995 N 1114.
Предусмотренные льготы по налогу действуют до окончания осуществления целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами (ст.2 Закона N 110-ФЗ).
7. Абзацем двадцать седьмым п.6 ст.6 Закона N 2116-1 с 1 апреля 1999 года предусмотрено, что освобождается от налогообложения прибыль, "полученная от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше трех лет. Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн. рублей, при наличии технико-экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не признается вновь созданным производством производство, организованное на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс".
Предусмотренная налоговая льгота в отношении прибыли, полученной от вновь созданного до вступления в силу главы 25 НК РФ (1 января 2002 года) производства, действует до окончания периода (срока) окупаемости такого производства. Суммарный срок использования налогоплательщиком указанной льготы не может превышать трех лет (ст.2 Закона N 110-ФЗ). Еще раз следует подчеркнуть, что данный порядок исчисления срока использования налоговой льготы применяется к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 1999 года.
8. Пунктом 9 ст.6 Закона N 2116-1 предусмотрено, что "законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных в этом Законе, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты".
Предусмотренные дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены. Если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предо-ставления (ст.2 Закона N 110-ФЗ). Таким образом, продолжают действовать не все, а только инвестиционные налоговые льготы, для которых установлены соответствующие временные ограничения.
9. Пунктом 2 ст.9 и абзацем третьим п.1 ст.10 Закона N 2116-1 предусмотрено, что не взимается налог по ставке 15% с доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия, выплачиваемых инвестором в соответствии с соглашением о разделе продукции за счет прибыли, полученной им при исполнении указанного соглашения. Налог по ставке 15% не взимается с доходов иностранных юридических лиц в виде дивидендов и доходов от долевого участия, выплачиваемых инвестором в соответствии с соглашением о разделе продукции за счет прибыли, полученной им при исполнении указанного соглашения, а также при перечислении данной прибыли за границу филиалом инвестора, созданным на территории Российской Федерации в качестве оператора указанного соглашения.
Предусмотренные положения, касающиеся порядка налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия, выплачиваемых в соответствии с соглашением о разделе продукции, применяются до вступления в силу главы НК РФ, определяющей специальный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции (ст.2 Закона N 110-ФЗ).
II. Кроме Закона N 2116-1 согласно положениям ст.2 Закона N 110-ФЗ отменяются и другие положения законодательных актов, касающиеся вопросов налогообложения прибыли, в частности:
1. Часть первая, абзац второй части второй и часть третья ст.43 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которым было предусмотрено следующее.
"Предприятиям, учреждениям и организациям, занятым обслуживанием населения в зонах отселения и проживания с правом на отселение, предоставляются в части целевых поставок льготы при уплате всех видов налогов, пошлин и других платежей в соответствующий бюджет в максимальном размере, определяемом Правительством Российской Федерации.
Предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным в зонах отселения и проживания с правом на отселение, предоставляется право на освобождение от налогообложения средств, выплачиваемых на оздоровление работников и расходуемых на приобретение путевок для оздоровления работников и членов их семей.
Любым предприятиям, учреждениям, организациям, объединениям и физическим лицам ограничение на размер средств, не облагаемых налогом и направленных в виде добровольных пожертвований в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды, устанавливается на уровне 5 процентов облагаемой налогом прибыли (добавленной стоимости), при этом размер налога, исчисляемого при фактически произведенных расходах, уменьшается на сумму указанных пожертвований".
2. Первое предложение ст.5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", которое предусматривало, что "предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения".
С 1 января 2002 года в соответствии с указанным Законом (второе предложение ст.5) остается только льгота для предприятий и организаций независимо от форм собственности, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, производящих и реализующих в указанных районах и местностях сельскохозяйственную продукцию и продукты животноводства, а также другие продукты питания. И они освобождаются от уплаты налогов в соответствии с налоговым законодательством.
3. Статья 29 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно данной статье было предусмотрено, что "органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, освобождаются от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды, за исключением уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования, установленных по отношению к начисленной оплате труда работников Государственной противопожарной службы".
Следует отметить, что Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" действие части первой ст.29 указанного Федерального закона было приостановлено уже на 2001 год в части освобождения от уплаты таможенных платежей и сборов.
С 1 января 2001 года утратили также силу налоговые льготы в области пожарной безопасности по НДС и подоходному налогу.
Таким образом, с 1 января 2002 года утрачивают силу положения указанного Федерального закона, что "не подлежат налогообложению прибыль и доходы предприятий, объединений пожарной охраны от производства пожарно-технической продукции, выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности. Прибыль предприятий, объединений пожарной охраны, подлежащая налогообложению, уменьшается на суммы: направляемые на организацию производства и (или) закупку пожарно-технической продукции; затрат на содержание пожарной охраны; взносов и пожертвований в фонды пожарной безопасности". Отмена данных льгот подтверждается также отменой п.3 ст.1 Федерального закона от 27.12.1995 N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности"".
Закон N 110-ФЗ, отменяя ст.29 указанного Федерального закона, отменяет тем самым льготы не только по налогу на прибыль, но и льготы по другим налогам; в частности, те положения, что не подлежат налогообложению:
- земли, используемые пожарной охраной;
- средства и имущество граждан и юридических лиц, передаваемые пожарной охране на безвозмездной основе в собственность (пользование);
- доходы предприятий Государственной противопожарной службы и объединений пожарной охраны, направляемые на противопожарные цели;
- отчисления страховых организаций, направляемые в фонды пожарной безопасности в соответствии с указанным Федеральным законом.
Отменяются также положения о том, что "Всероссийское добровольное пожарное общество освобождается от лицензионных сборов по видам деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности" и что "органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные льготы, стимулирующие обеспечение пожарной безопасности".
4. Согласно ст.4 Закона N 110-ФЗ вносятся также изменения в Федеральный закон от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Е.С. Вылкова,
доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского Государственного
Университета Экономики и Финансов, к.э.н.
"Налоговый вестник", N 12, декабрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1