Расследование дорожно-транспортных происшествий
Обстановка автотранспортных происшествий сложна по свой структуре. В качестве одной из ее частей можно выделить условия внешней материальной среды, в которой осуществлялось дорожное движение: постоянные и временные.
Так, к постоянным условиям можно отнести следующие:
конструктивные особенности устройства дороги на участке, где произошло происшествие;
наличие технических средств регулирования и организации движения, ограждений, разметки дорожного полотна, газонов, посадочных площадок для пассажиров;
внешнее окружение дороги - здания и сооружения;
элементы окружающей среды - зеленые насаждения, лес, обрывы и т.д.
К временным, в свою очередь, относится состояние поверхности дорожного полотна в зависимости от погоды, ремонтных работ или других факторов, наличие которых в данном месте временно.
В обстановке автотранспортных происшествий имеется большое число динамических элементов, находившихся до события и во время его развития в движении. Они взаимно перемещаются, возникают и исчезают:
интенсивность движения транспорта и пешеходов, перемещение иных предметов, оказавшихся на дорожном полотне;
взаимное положение объектов по время движения;
изменение режимов и маневров движения транспорта;
варьирование сигналов движения, регулирования и т.д.
Важное значение для расследования имеет исследование условий, влияющих на восприятие участниками дорожной ситуации. При этом объективные возможности восприятия определяются следующим:
условиями освещенности в зависимости от времени суток, года, климатических и погодных явлений, побочных результатов технических процессов (загазованности, задымленности), наличия и расположения искусственных источников света, его силы, цветовой гаммы;
интенсивности звуков и шума на месте происшествия и т.д.
Субъективные условия включают прежде всего индивидуальные свойства личности, влияющие на возможности восприятия и оценки события.
Первым на место ДТП обычно прибывает сотрудник ДПС ГИБДД. В соответствии со своими обязанностями он оказывает доврачебную помощь пострадавшим, вызывает скорую помощь и обеспечивает сохранность обстановки до прибытия СОГ, а также устанавливает личность участников ДТП, составляет административные протоколы и накладывает административные взыскания в соответствии со своей компетенцией. Его права и обязанности регламентированы в Наставлении по ДПС ГАИ, утвержденном приказом МВД России N 6 от 10 января 1994 г. В ст.237 КОАП отражены административные нарушения ПДД, при которых сотрудник ГИБДД вправе не составлять протокол и налагать взыскания на месте, если они не оспариваются нарушителями. В остальных случаях составление такого протокола (об административном нарушении) обязательно и в зависимости от конкретных обстоятельств его можно составить и на месте ДТП, и в отделении ГИБДД, это делается в присутствии нарушителей. Участник ДТП вправе не подписывать протокол, но должен указать причину этого.
Если причинен ущерб участникам ДТП, то к протоколу по специальной форме делаются дополнения, в которых указываются сведения о водителях, их объяснения, схема и описание повреждений ТС. Водителям выдаются соответствующие справки, в которых сотрудник ГИБДД обязан указывать только явные повреждения ТС, обнаруживаемые при визуальном осмотре.
Если же ДТП повлекло причинение телесных повреждений, требующих обращения в медучреждение, то оформляются следующие материалы: справка о ДТП, протокол осмотра места ДТП со схемой к нему и протокол осмотра транспортного средства. Эти документы оформляют работники оперативной бригады ГИБДД с участием, как правило, дознавателя или СОГ, вызываемых на место ДТП с более значительными последствиями.
В справке по ДТП в основном указываются данные о состоянии дороги, дорожных условиях, участниках ДТП, скорости движения их ТС; в протоколе осмотра места ДТП - данные о его материальной обстановке, следах, положении участников и их ТС, иных объектов после ДТП, о повреждениях ТС. Должны быть указаны все повреждения, возможные при наличии имеющихся у сотрудника ГИБДД средств. Схема составляется на миллиметровой бумаге в определенном масштабе, а фиксация объектов должна производиться по методу базовой линии.
В протоколе осмотра ТС фиксируют данные о техническом состоянии основных систем автомобиля, влияющих на безопасность движения на месте ДТП.
Для правильной квалификации преступления либо определения состава административного правонарушения из медучреждения (или СМЭ) запрашиваются сведения о характере телесных повреждений и связанной с ними продолжительностью лечения.
Сотрудник ГИБДД, получив заключение (сведения) о тяжких или средней тяжести телесных повреждениях либо о совокупной продолжительности лечения пострадавшего по листку о нетрудоспособности свыше 21 дня (в связи с полученными повреждениями), готовит от имени начальника ГИБДД материалы для передачи по подследственности и решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Кроме того, основанием к возбуждению дела по ст.264-268 УК РФ является и смерть потерпевшего.
В других случаях административное производство по факту ДТП осуществляет уполномоченное должностное лицо ГИБДД. В ходе этого производства могут быть допрошены свидетели, участники ДТП, проведены экспертизы, приглашены для участия специалисты и адвокаты. Лицо, осуществляющее это производство, дает интегральную юридическую оценку всех материалов по делу и по его окончании выносит постановление о наложении административного взыскания, если доказана вина нарушителя и нет обстоятельств, исключающих его ответственность. Дело может быть и прекращено производством в связи с отсутствием состава административного правонарушения; также может быть объявлено замечание либо материалы переданы на рассмотрение общественности.
Срок административного производства установлен ст.257 КОАП в размере 15 дней. В течение 10 дней постановление о наложении административного взыскания (после его предъявления нарушителю) может быть обжаловано: по постановлению, выносимому на месте ДТП, - только в вышестоящую инстанцию ГИБДД, по другим постановлениям - в вышестоящую организацию или суд по территориальности.
Постановление о наложении административного взыскания предусматривает виновность нарушителя в невыполнении конкретных, указанных в нем требований ПДД, и является наряду с вышеназванными первичными документами по ДТП основанием для предъявления, принятия и последующего рассмотрения судом гражданского иска со стороны потерпевшего о возмещении вреда, причиненного деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих (статьи гл.59 ГК РФ).
Исследование обстановки дорожно-транспортного происшествия: осмотр места ДТП
По прибытии на место происшествия следователь знакомится с обстановкой; проверяет эффективность организации охраны и заградительных мероприятий; определяет границы и способ осмотра; приступает к опросу очевидцев и лиц, обнаруживших следы.
У очевидцев выясняется, например, взаимное положение транспортных средств и препятствий на дороге; каким образом участники происшествия реагировали на возникшую опасность (подавались ли звуковые сигналы, производились ли торможение, снижение или увеличение скорости, изменение направления движения); о месте и положении транспорта при окончании процессов перемещения транспорта после дорожного происшествия; в каком месте пешеход (если он участвовал в ДТП) вышел на дорогу и в каком направлении двигался, на каком участке дороги произошел контакт транспорта и потерпевшего, где он оказался после этого.
Очевидцы могут не только рассказать, но и показать, что и где происходило.
Непосредственный осмотр начинается с общего обзора. С учетом объяснений свидетелей определяются границы и начальная точка осмотра, определяется наличие и взаимное расположение причастных к происшествию транспортных средств, хорошо видимых следов. На этой стадии специалистом-криминалистом осуществляется ориентирующая и обзорная фотосъемка.
Рекомендуется начать осмотр с участка дороги, на котором находился автомобиль во время, предшествовавшее появлению в обстановке движения факторов, отрицательно влияющих на безопасность. Если выявить эту точку не представляется возможным (нет очевидцев), то начинать осмотр надо от места обнаружения следов происшествия.
Следующий этап осмотра - детальный осмотр. Он преследует цель прежде всего выявить следы аварии, указывающие на механизм происшествия и позволяющие определить точку наезда, место столкновения транспортных средств, падения пассажира и т.п.
Определенным видам дорожно-транспортных происшествий (наезд, столкновение, опрокидывание) присущи и определенные типичные следы:
1. При наездах на неподвижные препятствия на них и возле них могут остаться частицы краски, стекла, смазки и топлива, части груза или отделившиеся узлы автотранспорта.
2. При наезде на потерпевшего на дорожном покрытии, кроме вышеназванных, можно обнаружить следы крови, частицы иных тканей тела человека и одежды, трассы от волочения пострадавшего.
3. Признаками столкновения могут быть потеки и пятна воды, антифриза, масла. От вращения автомобилей после столкновения на поверхности дороги остаются дугообразные следы от блокирования и бокового перемещения колес.
4. Опрокидывание, кроме всего прочего, сопровождается образованием следов заноса, скольжения транспорта, отпечатков удара бампера, от которого произошло продольное опрокидывание.
Для всех видов дорожно-транспортных происшествий характерно наличие следов колес. Они подлежат обязательной фиксации в протоколе путем фотографирования, изготовления слепков, копирования на дактопленку, сырую резину и т.д. При участии в происшествии нескольких транспортных средств уже в ходе осмотра необходимо дифференцировать их следы. Особое же внимание должно уделяться следам торможения: их длине, характеру, положению по отношению к транспортному средству или тротуару. Эта информация имеет важное значение для установления в последующем механизма происшествия, скорости движения, правильности действий водителя перед происшествием и в аварийной ситуации и для определения технического состояния транспортного средства в момент происшествия.
Осмотр трупа
При осмотре трупа определяется и фиксируется его поза, состояние одежды, расположение относительно транспорта, следов и других элементов обстановки происшествия.
На одежде и кожных покровах трупа следует искать частицы краски, стекла, горюче-смазочных материалов, отпечатки бампера и протектора.
Исследование транспорта
Цель исследования транспорта заключается в получении не только данных, необходимых для установления механизма происшествия и технического состояния транспортного средства, но и сведений, позволяющих определить размер материального ущерба, причиненного владельцу индивидуального транспорта, государству или иной организации. Последнее необходимо для решения вопроса о возбуждении уголовного дела об автотранспортных преступлениях.
При осмотре транспорта важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения, вызванные как первичным контактом автомобиля с препятствием, так и вторичным ударом. Следует внимательно осматривать дно контактных поверхностей для выявления следов отслоения и наслоения в виде частиц лакокрасочного покрытия (ЛКП), металла, стекла, дерева, текстильных волокон, крови и мышечной (костной) тканей человека, его волос. Обнаруженные микрообъекты после фиксации фотографированием и в протоколе изымаются.
В ситуации, когда водитель, совершивший аварию, с места происшествия скрылся, осмотр преследует также задачу получения необходимых данных для раскрытия преступления. В этих целях выявляются и фиксируются следы автомобиля. По ширине колеи передних и задних колес, ширине беговой дорожки шины, рисунку протектора, наружному диаметру шины уже на месте происшествия с помощью справочных пособий определяется тип, марка и модель отсутствующего автомототранспортного средства.
Следы, отражающие индивидуальные признаки шины, позволяют впоследствии идентифицировать найденный автомобиль. Для этой цели могут быть использованы также следы обуви водителя, оставленные на месте происшествия возле транспортного средства.
Тщательный поиск должен производиться для обнаружения на месте ДТП всех осколков оптических элементов фар, рассеивателей, подфарников, по которым впоследствии можно будет провести экспертизу для установления целого по частям и определить групповую принадлежность этих веществ (по признаку общего источника происхождения).
В целях розыска проверяются автохозяйства и автобазы предприятий, организаций, гаражи фирм и иных учреждений района (города); изучаются путевые документы; проводится обследование автомобилей, находящихся в личных гаражах и на платных стоянках. В качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия составляются масштабные планы и схемы осматриваемого участка.
Допрос
В зависимости от того, какое отношение к конкретному ДТП имели допрашиваемые лица, как воспринимали его обстоятельства, их можно объединить в следующие группы лиц:
а) непосредственно находившихся в аварийном транспорте (водитель, пассажир);
б) случайно оказавшихся на месте происшествия и непосредственно его наблюдавших (пешеходы, на которых совершен наезд, и очевидцы);
в) связанных с выпуском транспортных средств в эксплуатацию, ответственных за их техническое состояние или эксплуатацию (зав. гаражом, механик, диспетчер и др.);
г) непосредственно не наблюдавших происшествие, но получивших информацию о нем из других источников (работники мед. учреждений, транспортных предприятий, родственники, знакомые участников ДТП и др.).
Примерные вопросы водителю касаются следующих обстоятельств:
скорость движения и как именно двигалось транспортное средство;
исправным ли было до происшествия транспортное средство;
находился ли в транспортном средстве кто-либо кроме водителя, чем и как был загружен автомобиль;
видел ли водитель пешехода или препятствие;
принимал ли водитель меры, и какие, для предотвращения наезда;
каковы были погода, видимость, состояние проезжей части;
как произошло само ДТП;
какими были действия водителя и других лиц перед происшествием, во время и после него.
Показания водителей должны оцениваться критически. Под влиянием случившегося, тяжестью последствий они могут неверно воспринимать и оценивать происшествие, добросовестно заблуждаться либо умышленно давать ложные показания. Поэтому необходимо тщательно готовиться к допросу, использовать тактические приемы, организационно-технические средства.
Примерные вопросы потерпевшему:
где находился он в момент происшествия, в каком направлении и откуда двигался;
в каком месте произошел наезд;
каковы были действия водителя;
помнит ли транспортное средство (тип, модель, цвет, номер и т.п.);
какова была скорость транспортного средства, кто сидел за рулем, имелись ли пассажиры и др. (в зависимости от ситуации).
Следственный эксперимент
Чаще всего он проводится с целью определения границ видимости с места водителя или установления возможности слышать звуковые сигналы, шум движущегося транспорта с определенного места либо конкретным субъектом; определения возможностей заноса транспорта, повреждения и разрушения тормозной и рулевой систем в определенных ситуациях; ослепления водителя светом фар встречного транспорта; возможности образования следов при называемом очевидцами положении транспорта и скорости его движения.
Вопросы, решаемые при назначении экспертиз:
Судебно-медицинская экспертиза трупа
1. Какова причина и время наступления смерти.
2. Каковы характер и локализация телесных повреждений.
3. Какова давность происхождения телесных повреждений (прижизненные или посмертные).
4. Какова последовательность повреждений.
5. Имел ли место наезд или полный переезд тела колесами.
6. Не являются ли повреждения, обнаруженные на трупе, транспортной травмой, если да, то каким видом транспортного средства и какими его частями они причинены.
Автотехническая экспертиза
1. Какова непосредственная причина происшествия.
2. Каково техническое состояние транспортного средства.
3. Какова была скорость перед началом торможения.
4. Можно ли было предотвратить происшествие при данных обстоятельствах, и если да, то каким образом.
Трассологическая экспертиза
1. Установление механизма образования следов на транспортном средстве, одежде потерпевшего.
2. Идентификация или установление групповой принадлежности транспортного средства.
3. Установление целого по частям.
Материаловедческие экспертизы
- лакокрасочных материалов,
- объектов волокнистой породы,
- нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов,
- стекла и изделий из него,
- металлов, сплавов и изделий из них,
- пластмасс, резины и изделий из них.
К числу основных задач экспертизы лакокрасочных материалов и покрытий относятся следующие:
1. Обнаружение частиц лакокрасочного материала или покрытия.
2. Диагностика лакокрасочного материала или покрытия, то есть определение его природы, состава, вида, назначения (например, каковы марка лакокрасочного материала или вид лакокрасочного покрытия).
3. Отождествление окрашенных предметов по следам, содержащим лакокрасочные материалы, установление целого по частям, определение родовой или групповой принадлежности, установление источника происхождения, например:
- имеют ли сравниваемые покрытия или материалы общую родовую (групповую) принадлежность и какую именно;
- относятся ли вещества к стандартному лакокрасочному покрытию автомобилей марки ВАЗ, ЗАЗ;
- относятся ли образцы к одной группе кустарно изготовленных лакокрасочных покрытий или материалов;
- не являются ли исследуемые лакокрасочные покрытия или материалы частью данного окрашенного предмета или объема краски.
4. Установление факта контактного взаимодействия различных предметов по взаимопереходящим веществам, в состав которых входят лакокрасочные материалы.
Как правило, такие задачи ставятся перед экспертами преимущественно при расследовании дел, связанных с автодорожными происшествиями, кражами, убийствами.
Экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений.
Перечень изделий, на которые проставляется номер, весьма широк, но к числу наиболее часто встречающихся в следственной и экспертной практике относятся: огнестрельное оружие, автомобили, музыкальные инструменты, часы, телевизоры, ювелирные изделия.
Вопросы, которые могут быть поставлены эксперту:
- имелись ли на представленном на экспертизу изделии маркировочные обозначения;
- изменились ли полностью или частично маркировочные обозначения на представленном на экспертизу изделии;
- какие номер, год выпуска, товарные знаки и другие маркировочные обозначения имелись на представленном на экспертизу изделии.
Для установления материального ущерба автотранспортного средства, поврежденного в результате ДТП, может проводиться товароведческая экспертиза; для установления причин возгорания автотранспорта в процессе ДТП - пожарно-техническая экспертиза; для идентификации личности виновного водителя, скрывшегося с места происшествия, по следам пальцев рук, оставленным им на частях управления автомобилем, - дактилоскопическая экспертиза; для определения групповой принадлежности частиц почвы (растений), изъятых с протекторов автотранспортного средства и образцов почвы, - почвоведческая или ботаническая экспертиза.
Особенности расследования в сложных ситуациях
К сложным следственным ситуациям прежде всего относятся следующие:
1. Виновный водитель скрылся с места ДТП (часто на транспортном средстве, на котором и совершил преступление).
2. В результате ДТП на месте происшествия погиб потерпевший, очевидцев происшедшего нет.
3. Произошла крупная транспортная авария с большим количеством участвующих в ней транспортных средств.
4. В результате ДТП на месте происшествия произошел сильный пожар, уничтоживший основную часть следов, транспортные средства, участвующие в ДТП.
Подозреваемые нередко заявляют, что причиной происшествия были неправильные действия погибшего участника события, и дают о его поведении ложные показания. При этом нужно попытаться максимально точно восстановить обстоятельства исследуемого события посредством допроса свидетелей, проведения автотехнической, криминалистической и судебно-медицинской экспертиз, повторного осмотра месте происшествия и вещественных доказательств, следственного эксперимента. Полученные в результате этих действий данные используются при очередных допросах подозреваемого (обвиняемого).
Иногда, чтобы доказать необъективность слов подозреваемого, его привлекают к участию в проверке показаний на месте происшествия или к производству следственного эксперимента.
В следственной практике встречаются случаи, когда после совершенного преступления водитель скрывается, бросив транспортное средство на котором совершено преступление.
Подобным образом поступают лица, совершившие угон автотранспорта, или водители, хотя и правомерно владеющие машиной, но пытающиеся выиграть время для оказания противодействия.
Здесь первоочередной становится задача установления лица, находившегося за рулем в момент ДТП.
К разрешению этой задачи следует приступить уже в ходе осмотра места происшествия. С учетом повреждений кабины, положения водительского кресла после аварии можно представить, каким образом водитель вышел из поврежденной машины, где могли остаться следы рук, крови, если у него было кровотечение.
Следует установить лиц, которые видели водителя до, в момент и после происшествия.
Если водитель скрылся на автомобиле, участвовавшем в аварии, то необходимо сделать следующее:
- у очевидцев и пострадавших выяснить групповые и индивидуальные признаки автотранспорта, приметы водителя, находившегося за рулем;
- по следам колес на месте происшествия, отделившимся от транспорта деталям, повреждениям окружающей обстановки можно определить тип и марку автомобиля, участвовавшего в аварии.
С учетом полученной информации организуется преследование автомобиля и проведение заградительных мероприятий по пути возможного его следования.
Информация о разыскиваемом транспорте может быть получена и при производстве экспертиз частей стекла, краски, горюче-смазочных материалов, отдельных узлов и деталей автомобиля, грузов, выпавших из него и обнаруженных на месте происшествия.
В процессе осмотра транспорта и последующих экспертиз могут быть выявлены следы контакта с препятствиями, потерпевшими. Даже после проведения ремонтных работ (к которым часто прибегают виновные водители), под крышкой капота, на днище и в ходовой части автомобиля могут быть обнаружены следы крови, волокна от одежды потерпевшего, частицы грунта и растений, краски от столкнувшегося автомобиля, вещества, из которого состояли иные препятствия. Идентификационные экспертизы по исследованию этих объектов позволят доказать причастность данного транспортного средства к ДТП.
При выдвижении версии о том, что причиной происшествия была неисправность транспорта, которую водитель своевременно обнаружить не мог, прежде всего устанавливается наличие или отсутствие повреждений в указанных детали или узле автомобиля. Они осматриваются, а затем подвергаются криминалистической и автотехнической либо комплексной экспертизе для установления причин и времени разрушения той либо иной детали и возможности своевременного обнаружения повреждения.
Наиболее распространенными ДТП, как свидетельствует практика, являются наезды на пешеходов, а самыми тяжкими по последствиям -"лобовые" столкновения на встречной полосе.
Т.Н. Шамонова |
"Гражданин и право", N 12, декабрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Расследование дорожно-транспортных происшествий
Автор
Т.Н. Шамонова
"Гражданин и право", 2001, N 12