О практике присвоения звания "Ветеран труда"
В соответствии со ст.7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсий по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Решение о применении Федерального закона "О ветеранах" в отношении каждого конкретного гражданина принимается органами исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. N 1270.
Поскольку законодательством не было определено понятие "ведомственный знак отличия в труде", в федеральные органы государственной власти по поводу присвоения звания "Ветеран труда" поступало значительное количество обращений граждан и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем Правительством Российской Федерации 23 сентября 1995 г. было дано соответствующее поручение заинтересованным министерствам и ведомствам о подготовке необходимого разъяснения.
Во исполнение указанного поручения Минтруд России, Минсоцзащиты России, Минюст России и Минфин России представили в Правительство Российской Федерации согласованные предложения по данному вопросу с проектом письма в органы исполнительной власти субъектов Федерации.
В дальнейшем упомянутое письмо в соответствии с поручением Правительства РФ от 4 ноября 1995 г. направлено Минтрудом России и Минсоцзащиты России 10 ноября 1995 г. в органы исполнительной власти субъектов Федерации для использования в работе.
Минтруд России неоднократно обращался в Минюст России для государственной регистрации указанного письма, однако положительного решения не было принято, поскольку по мнению Минюста России в Федеральном законе "О ветеранах" отсутствует положение, предоставляющее право Минтруду России давать разъяснения по данной проблеме.
По требованию Минюста России органам исполнительной власти субъектов Федерации Минтрудом России направлено 8 августа 2001 г. письмо о том, что использовать в дальнейшем в работе органов исполнительной власти субъектов Федерации совместное письмо Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. не представляется возможным.
Одновременно при этом следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г. N 1270 решение вопросов, связанных с присвоением гражданам звания "Ветеран труда", отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации (см. Приложение N 1).
Минтруд России при поступлении писем высказывает свое мнение по вопросам, связанным с ведомственными знаками отличия в труде. Тем более, что поток запросов по данной проблеме возрастает. Только за девять месяцев 2001 г. в Департамент доходов населения и уровня жизни Минтруда России поступило более 400 обращений по данной проблеме от органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, федеральных министерств и ведомств, предприятий и организаций.
Минтрудом России совместно с Минэкономразвития России и Минфином России подготовлен проект федерального закона "О внесении дополнения в ст.7 Федерального закона "О ветеранах", который направлен 8 августа т.г. на юридическую экспертизу в Минюст России.
Этим законопроектом предусмотрено установить, что к ведомственным знакам отличия в труде относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды (почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, почетные заслуженные звания), если награждение конкретного лица произведено:
Президентом РФ;
Палатами Федерального Собрания РФ;
Правительством РФ;
Руководителями федеральных органов государственной власти;
Руководителем Администрации Президента РФ;
Руководителями аппаратов палат Федерального Собрания и Аппарата Правительства РФ;
Руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием России;
Президентом СССР;
Руководителями союзных и республиканских органов государственной власти СССР.
Предлагаемый законопроект закрепляет фактически сложившуюся в регионах практику по данному вопросу.
Одновременно Минтрудом России продолжается работа по обобщению складывающейся в регионах практики по отнесению тех или иных поощрений к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда".
В ходе этой работы удалось отсеять награды различного рода самозваных организаций. Например, самопровозглашенный так называемый Президиум Съезда народных депутатов СССР и его председатель С. Умалатова производят вручение юбилейных медалей "Маршал Советского Союза Жуков", "50 лет Победы над фашистской Германией", "80 лет Великой Октябрьской революции" и удостоверений к ним ветеранам войны и труда, ветеранам Вооруженных Сил и правоохранительных органов, гражданам, перенесшим блокаду Ленинграда и другим гражданам. Отдельные газетные публикации свидетельствуют также о присвоении этим Президиумом звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот", награждении другими наградами. Эти награды и удостоверения имеют внешнее сходство с государственными наградами СССР и Российской Федерации, хотя таковыми не являются и не могут быть учтены при присвоении звания "Ветеран труда". Письмо об этом направлено всем органам исполнительной власти РФ.
Нередко поступают запросы, ответы на которые содержат действующие документы.
Так, 3 июля 2001 г. поступил запрос из города Лыткарино - может ли учитываться при присвоении звания "Ветеран труда" Почетная грамота Российского агентства по обычным вооружениям. Известно, что в соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" это агентство отнесено к федеральным органам исполнительной власти. Следовательно, грамоты, выданные этим агентством, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда".
Администрация Ульяновской области 13 июля т.г. направила в Минтруд России запрос, учитывается ли при присвоении звания "Ветеран труда" благодарственное письмо, оформленное в надлежащем порядке и подписанное руководителем Госкомстата России Ю.А. Юрковым. Ответ на этот вопрос аналогичен приведенному выше примеру.
Комитет по социальной защите населения Администрации Алтайского края 29 мая 2001 г. направил в Минтруд России запрос, может ли быть учтена при присвоении звания "Ветеран труда" Почетная грамота, выданная студентке медицинского института за отлично выполненную учебную письменную работу.
Управление социальной защиты населения Волгоградской области интересуется, дает ли основание для присвоения звания "Ветеран труда" Диплом лауреата фестиваля самодеятельного художественного творчества.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что возникающие вопросы могли бы быть разрешены органами исполнительной власти субъектов Федерации самостоятельно.
Как показывает практика, звание "Ветеран труда" присваивается за продолжительный труд, отмеченный соответствующими наградами. Таким образом обеспечивается принятие объективного решения при присвоении звания "Ветеран труда".
Отметим, что 8 августа 2001 г. за N 124-ФЗ был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах", которым уточняются условия присвоения льгот ветеранам (см. приложение N 2).
20 декабря 2000 г. Московская областная Дума приняла решение N 17/118 "О законодательной инициативе Московской областной Думы о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах".
Этот законопроект был подготовлен с целью повышения социальной защиты лиц, имеющих продолжительный трудовой стаж, но не имеющих государственных наград и, как следствие, не имеющих звания "Ветеран труда". Он предусматривает отнесение к ветеранам труда также лиц, имеющих общий трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, независимо от наличия у них государственных наград и без учета начала трудовой деятельности в период Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте.
С аналогичными, по своей сути, законодательными инициативами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обращались - Дума Приморского края, Законодательное Собрание Оренбургской области, а также Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
В Комитет Государственной Думы по делам ветеранов поступили заключения из 23 субъектов Федерации, в которых выражена единодушная поддержка законодательной инициативы Московской областной Думы.
11 октября 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят в третьем чтении соответствующий Федеральный закон.
С.А. Поздняков,
начальник отдела общих проблем социальных выплат,
льгот и компенсаций Департамента доходов населения и уровня жизни
И.И. Дуда,
старший инспектор отдела общих проблем социальных выплат, льгот
и компенсаций Департамента доходов населения и уровня жизни
"Гражданин и право", N 12, декабрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О практике присвоения звания "Ветеран труда"
Авторы
С.А. Поздняков - начальник отдела общих проблем социальных выплат, льгот и компенсаций Департамента доходов населения и уровня жизни
И.И. Дуда - старший инспектор отдела общих проблем социальных выплат, льгот и компенсаций Департамента доходов населения и уровня жизни
"Гражданин и право", 2001, N 12