Единый сельскохозяйственный налог:
специальный режим налогообложения
Статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусматривается введение специальных налоговых режимов, т.е. особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемого в случаях и в порядке, установленных Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Этой же статьей определен перечень специальных налоговых режимов. Однако, как предусмотрено ст.321 Федерального закона от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.03.01 г. N 33-ФЗ), ст.18 НК РФ вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Вместе с тем Федеральным законом от 29.12.01 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" ст.18 (определяющая виды налогов, взимаемых на территории Российской Федерации) Закона N 2118-1 была дополнена пунктом, предусматривающим, что актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена предусмотренной ст.19-21 Закона N 2118-1 совокупности налогов и сборов одним налогом. Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов, случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В связи с этим следует обратить внимание на Закон N 187-ФЗ, которым часть вторая НК РФ дополнена разделом VIII-1. Специальные налоговые режимы. Указанный раздел содержит главу 26-1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)". При этом следует иметь в виду, что Закон вступает в силу с 1 января 2002 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (см.: Российская газета от 30 декабря 2001 г.).
Рассмотрим особенности исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога (далее - налог).
Как предусмотрено ст.346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками налога признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. В целях налогообложения товаропроизводителями признаются налогоплательщики, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70%. Не признаются сельскохозяйственными производителями сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.), определяемые по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.346.3 НК РФ объектом налогообложения признаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании. Как предусмотрено ст.77 и 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья, к которым относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), входят в состав земель сельскохозяйственного назначения, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Налоговой базой по данному налогу признается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения (ст.346.4 НК РФ). Методика определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий устанавливается и утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 346.5 НК РФ определено, что налоговым периодом по налогу признается квартал. В связи с этим следует обратить внимание на срок введения акта о налогах, поскольку в соответствии с п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно ст.346.1 НК РФ единый сельскохозяйственный налог вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге, в связи с чем ст.346.6 предусмотрено, что налоговая ставка устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях. Этой же статьей определяется размер налоговой ставки, а также предусматривается, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе повышать (понижать) налоговую ставку, но не более чем на 25% для отдельных категорий налогоплательщиков.
Как предусмотрено ст.346.1 НК РФ, перевод организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату налога производится независимо от численности работников, но при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (см. Общероссийский классификатор продукции, утвержденный Госстандартом России), произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%.
Следует также иметь в виду, что уплата налога предусматривает замену для его налогоплательщиков совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате, за исключением:
НДС;
акцизов;
платы за загрязнение окружающей природной среды;
налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, государственной и таможенной пошлин;
налога на имущество физических лиц (в части жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей);
налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, а также лицензионных сборов.
Кроме того, плательщики рассматриваемого налога не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ, а также уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении.
В соответствии со ст.346.10 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Перевод на уплату единого сельскохозяйственного налога не освобождает организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей от обязанностей, установленных действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, по представлению в налоговые органы бухгалтерской и иной отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком как произведение налоговой ставки, установленной в соответствии со ст.346.6 НК РФ, и налоговой базы, определяемой в соответствии со ст.346.4 Кодекса. Налог уплачивается налогоплательщиком по месту нахождения сельскохозяйственных угодий в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения сельскохозяйственных угодий не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Зачисление сумм налога производится в зависимости от категории налогоплательщиков. Как предусмотрено ст.346.9 НК РФ, суммы налога, уплачиваемые организациями, зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения по следующим нормативам от общей суммы налога:
федеральный бюджет - 30% общей суммы налога;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2%;
территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4%;
Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4%;
бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 60%.
Суммы налога, уплачиваемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения по следующим нормативам:
федеральный бюджет - 10% общей суммы налога;
бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 80%;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2%;
территориальные фонды обязательного медицинского страхования -3,4%;
Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4%.
Распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Г. Титова,
Минфин России
"Финансовая газета", N 5, январь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71