Изменение законодательства
по налогу с продаж
В соответствии с п.1 резолютивной части постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.01.01 г. N 2-П по делу о проверке конституционности положений п.п."д" п.1 и п.3 ст.20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. от 31.07.98 г.) включение в перечень региональных налогов налога с продаж признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.
При оценке оспариваемых положений Закона N 2118-1 Конституционный суд Российской Федерации учел, что налог с продаж, введенный на основании федерального закона законами субъектов Российской Федерации, является источником доходной части бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Суд отметил, что немедленное признание оспариваемых положений утратившими силу может повлечь неисполнение указанных бюджетов и привести к нарушению прав и свобод граждан, что обусловливает необходимость установления порядка, сроков и особенностей исполнения указанного выше постановления Конституционного суда Российской Федерации. В частности, в соответствии с п.2 резолютивной части постановления N 2-П оспариваемые положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и во всяком случае утрачивают силу не позднее 1 января 2002 г.
С целью приведения положений п.3 ст.20 Закона N 2118-1 в соответствие с Конституцией Российской Федерации был разработан и принят Федеральный закон от 27.11.01 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Согласно этому Закону с 1 января 2002 г. вступила в силу глава 27 "Налог с продаж" раздела IX "Региональные налоги и сборы" (далее - глава 27) Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Статьей 4 Закона N 148-ФЗ предусмотрено, что глава 27 утрачивает силу с 1 января 2004 г.
Согласно ст.347 главы 27 налог с продаж устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 349 предусмотрено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
Статьей 350 НК РФ определен перечень операций, не подлежащих обложению (освобожденных от обложения) налогом с продаж. Следует иметь в виду, что этот перечень является исчерпывающим и обязателен для применения на территории всех субъектов Российской Федерации.
Одним из спорных вопросов, который в том числе рассматривал Конституционный суд Российской Федерации, был вопрос об уплате налога с продаж при оплате товаров (работ, услуг) путем перечисления индивидуальными предпринимателями денежных средств со счетов в банках.
По правоотношениям, имевшим место до 1 января 2002 г., в соответствии с Законом N 2118-1 (с последующими изменениями и дополнениями) объектом обложения налогом с продаж признавалась стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. При этом к продаже за наличный расчет приравнивалась продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
Согласно ст.11 НК РФ под понятием "счет" понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. В этой же статье дано определение индивидуального предпринимателя, под которым понимается физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Указанные законодательные нормы являлись правовой основой для признания перечисления денежных средств со счетов в банках за приобретенные товары (работы, услуги) индивидуальными предпринимателями (как физическими лицами) продажей за наличный расчет.
До внесения изменений в законодательство, необходимость и обязательность которых была установлена постановлением N 2-П, следовало руководствоваться действующим Законом N 2118-1. После внесения Законом N 148-ФЗ изменений в Закон N 2118-1 и вступления в силу главы 27 ситуация изменилась. Учитывая нормы ст.349 НК РФ по правоотношениям, имеющим место после 1 января 2002 г., перечисление индивидуальными предпринимателями денежных средств со счетов в банках за приобретенные товары (работы, услуги) не является объектом обложения налогом с продаж.
Однако следует иметь в виду, что реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателям за наличный расчет признается объектом обложения налогом с продаж, так как индивидуальный предприниматель в соответствии со ст.11 НК РФ является физическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Важно, что в условиях массовости расчетов наличными деньгами между организациями и предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями за поставляемые товары (работы, услуги) обложение налогом с продаж оптовых поставок продукции (работ, услуг) способствует сокращению наличных расчетов между хозяйствующими субъектами.
Н. Лозина,
советник налоговой службы I ранга
"Финансовая газета", N 5, январь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71