Налоговое обозрение
Саудовская Аравия
В Саудовской Аравии приняты меры по усилению борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Финансовым организациям предписано усилить контроль за операциями клиентов и информировать власти об операциях с крупными суммами денег и нестандартных операциях. Министерство торговли страны выпустило распоряжение финансовым организациям хранить информацию о проведенных операциях на протяжении 10 лет, а также в обязательном порядке проверять документы, удостоверяющие личность физического лица или данные юридического лица, осуществляющего финансовую операцию.
Сингапур
Министерство финансов Сингапура внесло в парламент пакет законодательных предложений по стимулированию экономического роста страны. Предусматриваются предоставление налоговых скидок для налогоплательщиков - физических и юридических лиц, оказание финансовой поддержки предприятиям, создание препятствий для спекуляций на рынке собственности, оказание помощи населению с невысокими доходами и безработным гражданам. Как отмечают обозреватели, это второй за последние три месяца пакет законопроектов по стимулированию экономического роста в Сингапуре.
Таиланд
Руководство налогового ведомства Таиланда сообщило об увеличении по меньшей мере на полмиллиона количества налогоплательщиков - физических лиц. Именно столько граждан Таиланда было поставлено на учет в государственном реестре налогоплательщиков в 2001 налоговом году. Число вновь поставленных на учет налогоплательщиков в 2001 г. оказалось выше, чем в 2000 г. (тогда было поставлено на учет 440 тыс. налогоплательщиков - физических лиц). Соответствующие цифры для налогоплательщиков - юридических лиц составили 280 тыс. в 2001 г. и 236 тыс. в 2000 г. В 2001 г. на учет в качестве плательщиков НДС встали 300 тыс. компаний против 270 тыс. в предшествующем.
Сумма налоговых поступлений в 2001 г. составила 499,7 млрд бат, что на 38,5% выше показателя 2000 налогового года.
Руководство таиландского налогового ведомства считает задачу расширения налогооблагаемой базы одной из главных и в 2002 налоговом году. Федеральная налоговая служба примет на работу дополнительно 4 тыс. человек персонала, что, как ожидается, позволит увеличить собираемость налогов с новых налогоплательщиков.
Филиппины
Руководство финансового ведомства Филиппин сообщило об обнаружении признаков отмывания доходов, полученных преступным путем, группами, которые могут быть причастны к террористическим актам 11 сентября в Соединенных Штатах Америки. Вместе с тем оно настаивает на том, что Филиппины не являются крупным центром по отмыванию таких денег.
Законодательство Филиппин по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, было принято в сентябре 2001 г., и в настоящее время правительство ведет работу по реализации нового закона. Предполагается принять дополнительные меры как в части совершенствования обмена информацией между Филиппинами и США, так и в части получения помощи от США и других государств в передаче опыта борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем.
Франция
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала статистические данные о динамике налоговых поступлений в государствах - членах ОЭСР. Согласно этим данным в 1999 - 2000 гг. объемы налоговых поступлений увеличивались, что соответствовало показателям общего экономического роста этих стран. Несмотря на снижение ставок налогообложения, средняя величина отношения суммы поступивших налогов к ВВП в государствах - членах ОЭСР выросла с 36,9% в 1998 г. до 37,3% в 1999 г. В определенной степени это отражает ускорение темпов экономического роста за тот же период: с 2,7% в 1998 г. до 3,2% в 1999 г. Усредненные цифры показывают, что рост налоговых поступлений на фоне ускорения экономического роста (4,1%) продолжался и в 2000 г.
Зависимость между показателями экономического роста и ростом налоговых поступлений носит сложный характер. В 1999 г. усредненная величина отношения суммы налогов на доходы физических лиц и доходы корпораций к величине ВВП оставалась постоянной. Однако в том же году аналогичное соотношение по косвенным налогам, включая НДС и акцизы, выросло. Напротив, в 2000 г. основная доля в увеличении соотношения "сумма налогов/размер ВВП" в четырех из семи государств ОЭСР, где рост величины этого соотношения был наиболее значительным, пришлась именно на прямые налоги.
Практически во всех государствах - членах ОЭСР более 80% налоговых поступлений приходится всего на три налога: подоходный налог с физических лиц, взносы в систему социального страхования и налоги на потребление товаров и услуг. Однако доля перечисленных видов налогов в общей сумме налоговых поступлений в разных странах различна. Так, в Австралии и Новой Зеландии средства в социальные фонды вообще не перечисляются. В Дании суммы поступлений из этого источника финансирования значительно меньше, чем в других странах, при этом в Дании система социального обеспечения - одна из наиболее развитых в мире, она финансируется в основном из налоговых поступлений, не связанных с перечислениями в социальные фонды.
В целом можно отметить, что в государствах Европейского союза ведущую роль играют косвенные налоги (налоги на потребление) и социальные взносы. В Соединенных Штатах Америки, напротив, наибольшее значение имеют налоги на доходы физических лиц и налоги на имущество. В Японии структура налоговых поступлений в принципе примерно такая же, как и в США, однако в Японии в сумме налоговых поступлений меньшая доля приходится на подоходный налог и большая - на взносы в систему социального страхования.
* * *
Во Франции объявлено о повышении сбора на авиабилеты. Дополнительные средства в объеме 280 млн долл. США будут направлены на финансирование проведения неотложных мероприятий по поддержке авиакомпаний, финансовое положение которых резко ухудшилось из-за совершения террористических актов 11 сентября.
Предполагается повысить безопасность авиации и оказать помощь операторам французской индустрии авиаперевозок. План мероприятий будет представлен на утверждение руководящим органам Европейского союза.
* * *
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала информацию о результатах проведенных исследований, согласно которым Соединенные Штаты Америки, будучи наиболее экономически развитой державой, одновременно являются одним из лидеров в загрязнении окружающей среды.
В то же время доля налоговых поступлений, идущая на защиту окружающей среды и исчисляемая в виде процента от ВВП, в США оказалась наиболее низкой по сравнению с другими промышленно развитыми странами мира. Если в 1998 г. размер экологических налогов в государствах - членах ОЭСР в среднем составлял 2,7% ВВП, то в США он находился на уровне всего 1%.
Большинство государств - членов ОЭСР в период между 1994 и 1998 гг. значительно повысили "зеленые" налоги. В частности, в Дании налоги были повышены на 5%, в Турции - на 3%. Напротив, в США, Германии и Франции "зеленые" налоги были снижены.
Чехия
Между Чехией и Европейским союзом продолжаются переговоры относительно срока приведения законодательства Чешской Республики о налоге на добавленную стоимость в соответствие с требованиями ЕС. Правительство Чехии хотело бы отложить момент гармонизации налогообложения до 2007 г.
Европейская комиссия не согласна с предоставлением Чехии временных послаблений по косвенным налогам, мотивируя это сложностью их отмены в будущем из-за привыкания налогоплательщиков к льготам. Чешская сторона, напротив, хотела бы избежать масштабного повышения цен, которым чревата быстрая гармонизация НДС. В настоящее время размер максимальной ставки НДС в Чехии составляет 22%, что укладывается в значения, установленные ЕС (25%). Проблема заключается в том, что в Чехии налогом на добавленную стоимость по этой ставке облагается малая номенклатура товаров и услуг. Основная масса товаров и услуг облагается по ставке 5%. Европейский союз хотел бы повысить размер ставки НДС практически на все товары и услуги, за исключением продуктов питания.
Помимо гармонизации налога на добавленную стоимость в Чехии стоит задача гармонизации акцизов на табачные изделия и алкогольные напитки.
* * *
Согласно опубликованной 1 октября 2001 г. министерством финансов Чехии информации налоговые поступления за первые три квартала 2001 г. по сравнению с тем же периодом 2000 г. выросли на 11,4%. Увеличение налоговых поступлений объясняют ростом потребления на внутреннем рынке. По оценкам экспертов, в 2001 г. реальная заработная плата чехов выросла на 9,3%.
Кроме того, эксперты отмечают, что имеет место приток в страну краткосрочного спекулятивного капитала. В Чехии этому способствует наличие высокой процентной ставки, особенно в настоящее время, когда процентные ставки в США и странах ЕС значительно снизились после осуществления террористических актов 11 сентября 2001 г. в США. Вместе с тем прогноз на пополнение бюджета за счет роста заработной платы и процентной ставки может привести в перспективе к некоторым проблемам. Например, в случае если спекулянты внезапно выведут свои средства из Чехии, чешская валюта потеряет стабильность, заработная плата и занятость сократятся и налоговые поступления уменьшатся.
Несмотря на то что размеры налоговых поступлений за первые три квартала 2001 г. составили 454,55 млрд чешских крон, они уступают государственным расходам (477,2 млрд крон). По прогнозам экономистов, бюджетный дефицит к началу 2002 г. может достичь 9,5% ВВП. Это может стать препятствием в отношении присоединения Чехии к зоне валюты "евро", так как в соответствии с требованиями Евросоюза бюджетный дефицит государств-участников не должен превышать 3% ВВП.
Чили
Правительство Чили намерено принять меры для того, чтобы увеличить на 1% размеры доходной части бюджета. Этому будут способствовать увеличение налоговых поступлений и усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов.
Как ожидается, размеры налоговых поступлений вырастут на 7,2% и достигнут в 2002 г. 12 млрд долл. США. При этом в чилийском правительстве исходят из предположения о повышении цен на медь.
Южная Корея
Правительство Южной Кореи планирует выпустить на рынок новый инструмент долгосрочных инвестиций. Речь идет о новом фонде, вкладчики которого получат налоговые льготы и частичную компенсацию при условии, если внесут в фонд средства на срок более одного года. Компенсация будет заключаться в предоставлении вычетов из суммы подоходного налога в случае, если вкладчик понесет убытки от взаимодействия с фондом.
Налоговые льготы будут носить временный характер и преследовать цель оживления фондового рынка страны. Минимальный размер взноса в фонд для одного инвестора должен составлять 30 млн вон.
* * *
Правительство Южной Кореи приняло решение предоставить двум национальным авиакомпаниям налоговые льготы на сумму 7,6 млрд вон, до конца этого года освободить компании от уплаты сборов на импорт топлива (общая сумма 7 млрд вон) и снизить размер ввозной пошлины с 7 до 5%.
Это направлено на оказание помощи авиакомпаниям, финансовое положение которых значительно ухудшилось после совершения террористических актов в США 11 сентября 2001 г. Одновременно было решено предоставить компаниям заем в размере 250 млрд вон для компенсации убытков, понесенных сразу после совершения террористических актов из-за приостановки полетов в США и роста размеров страховых взносов.
Япония
Министерство финансов Японии сообщило о росте налоговых поступлений. В августе 2001 г. японские налоговики собрали 5,152 трлн иен, что на 11% больше суммы, собранной в августе 2000 г. Рост поступлений обусловлен прежде всего введением налога на доходы от осуществления операций с почтовыми сберегательными облигациями, взимаемого по ставке 20%.
* * *
Правительственная комиссия, созданная с целью исследования национальной налоговой системы, представила доклад, посвященный сокращению масштабов предоставленных налоговых льгот. Как говорится в докладе, налоговые льготы, предоставленные по причинам, которые не соответствуют сложившимся к настоящему времени экономическим и социальным условиям, должны быть сокращены или вовсе отменены. В докладе отмечается, что налоговые льготы, предоставленные с целью стимулирования импорта и поощрения сбережений частных лиц, во многом утратили свой смысл и в настоящее время могут создавать препятствия для динамичных изменений в социально-экономической структуре Японии.
При решении вопроса об эффективности предоставления тех или иных льгот эксперты комиссии предлагают принимать во внимание ряд факторов. Например, при оценке инвестиционных налоговых кредитов необходимо установить объем дополнительных инвестиций, которые могут быть привлечены в случае предоставления налоговых льгот, а также определить влияние льгот на перераспределение рабочей силы вследствие перетекания средств из производственной сферы в капитал. Необходимо также оценить, приведет ли сохранение льгот к чрезмерному увеличению инвестиций, что будет тормозить экономическое развитие страны в перспективе. Отдельно необходимо исследовать проблему оценки оптимальности применения налоговых льгот в качестве инструмента экономической политики с учетом того, что предоставление налоговых льгот не оказывает никакого влияния на компании, которые понесли убытки.
В докладе содержится рекомендация оценить возможность замены налоговых льгот субсидиями и другими видами экономической поддержки. В некоторых отраслях экономики или регионах налоговые льготы по своей сути являются субсидиями, из-за чего они перестают быть налоговыми стимулами.
Е. Воловик,
государственный советник
налоговой службы III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 5, январь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71