С 2002 года льготы отменяются. Но не для всех
Несмотря на введение в действие гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ, которой льготы по налогу на прибыль вообще не предусмотрены, ряд налогоплательщиков и после 1 января 2002 г. вправе будет пользоваться в течение ограниченного периода времени отдельными льготами на основании ст.2 Федерального закона от 06.08.01 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ).
* * *
Итак, Законом N 110-ФЗ сохранены следующие льготы по налогу на прибыль:
- для малых предприятий, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), - до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены;
- для предприятий, находящихся (передислоцированных) в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, - до завершения реализации начатых и реализуемых на день введения в действие Закона N 110-ФЗ программ по ликвидации последствий радиационных катастроф;
- не будет облагаться налогом прибыль иностранных и российских юридических лиц, полученная за выполненные строительно-монтажные работы и оказанные консультационные услуги в рамках целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, - до окончания осуществления указанных программ;
- не будет облагаться налогом прибыль, полученная от вновь созданного производства, - до окончания периода (срока) окупаемости вновь созданного производства, но не свыше трех лет;
- сохраняются дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления, - до окончания срока, на который они были предоставлены, а если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предоставления.
Никакие иные льготы по налогу на прибыль с 1 января 2002 г. более действовать не будут.
* * *
Среди перечисленных льгот наибольший интерес представляет льгота, имеющая отношение к малым предприятиям. Остановимся на ней более подробно*.
Критерии отнесения предприятий к малым установлены ст.3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ). В соответствии с ней субъектами малого предпринимательства могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Соответственно статус малого предприятия не могут иметь такие некоммерческие организации, как учреждения, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды и др. При этом коммерческие организации должны отвечать двум требованиям.
Во-первых, это требование к размеру участия в уставном капитале малого предприятия некоторых субъектов.
Так, малым предприятием может быть только такая коммерческая организация, в уставном капитале которой не превышает 25% доля следующих субъектов:
- Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом Закон не устанавливает размера участия в уставном капитале малого предприятия муниципальных образований;
- общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов;
- одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.
Во-вторых, для того чтобы предприятие имело статус малого, необходимо, чтобы средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
При отнесении предприятия к той или иной отрасли необходимо руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ).
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Это означает, что в случае когда наибольшей долей в годовом объеме оборота обладает один вид деятельности (по ОКОНХ), а наибольшей долей в годовом объеме прибыли обладает другой вид деятельности, предприятие считается малым, если хотя бы по одному из этих видов оно удовлетворяет требованиям к предельной численности работников. То есть предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота или объем прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников определяется с учетом работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени. Порядок расчета средней численности работников представлен в Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 07.12.98 N 121, и Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 29.02.2000 N 17.
Льгота, предусмотренная п.4 ст.6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1), предоставляется только вновь созданным малым предприятиям. При этом предприятие, которое по своим характеристикам отвечает понятию "малое", в какой-либо дополнительной государственной регистрации не нуждается. Такой статус у предприятия появляется автоматически (при условии, что соблюдаются все вышеперечисленные условия) в момент его государственной регистрации в органах юстиции (п.1 ст.51 ГК РФ). Отметим, что малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, указанные льготы предоставляться не будут (п.4 ст.6 Закона N 2116-1).
Следует также обратить особое внимание на то, что не все малые предприятия, зарегистрированные в 2001 г., смогут пользоваться льготами по налогу на прибыль. Такое право сохранится лишь за теми предприятиями, которые зарегистрируются в органах юстиции Российской Федерации до 1 декабря 2001 г. Это объясняется следующим.
Согласно п.2 ст.55 НК РФ при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. Отметим, что данное правило применяется в отношении только тех налогов, по которым налоговый период составляет один календарный год (п.4 ст.55 НК РФ). К числу этих налогов относится и налог на прибыль (ст.8 Закона N 2116-1, п.1 ст.285 НК РФ).
Таким образом, у малого предприятия, зарегистрированного после 1 декабря 2001 г., расчет по налогу на прибыль за декабрь 2001 г. будет включаться в расчет этого налога по результатам работы за I квартал 2002 г. Использование льготы по налогу на прибыль происходит путем применения налогоплательщиком указанной льготы при представлении в налоговый орган декларации по налогу на прибыль. С этого момента льгота считается предоставленной налогоплательщику. Следовательно, в данном случае предоставление льготы могло бы произойти только в 2002 г. Но начиная с 2002 г. указанная льгота не предоставляется. В Законе N 110-ФЗ сказано, что льготы сохраняются за малыми предприятиями. То есть льготы могут применяться только теми малыми предприятиями, у которых они имелись в 2001 г. У предприятия, зарегистрированного в период с 1 по 31 декабря 2001 г., льгот по налогу на прибыль в 2001 г. нет, поэтому сохраниться в 2002 г. они не могут.
* * *
Напомним, в чем заключается суть налоговой льготы, предусмотренной п.4 ст.6 Закона N 2116-1.
В первые два года работы (днем начала работы считается день государственной регистрации) малые предприятия, осуществляющие перечисленные в п.4 ст.6 Закона N 2116-1 виды деятельности, налог на прибыль не уплачивают. Полное освобождение от налогообложения прибыли предоставляется при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В третий год работы налог уплачивается в размере 25%, а в четвертый год работы - в размере 50% от установленной ставки налога на прибыль. При этом выручка от указанных видов деятельности в третий и четвертый годы деятельности должна быть уже свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Таким образом, после 1 января 2002 г. организация вправе пользоваться указанной налоговой льготой, если:
- количество ее работников не более определенного в Законе N 88-ФЗ для данной отрасли уровня;
- субъекты, указанные в Законе N 88-ФЗ, имеют долю в уставном капитале организации не более 25%;
- организация осуществляет предусмотренные в Законе N 2116-1 виды деятельности: производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство (включая ремонтно-строительные работы) объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения;
- доля выручки от этих видов деятельности в общей сумме выручки не менее установленного Законом N 2116-1 объема.
Малому предприятию, применяющему льготу, предусмотренную п.4 ст.6 Закона N 2116-1, следует также помнить, что помимо прочего сохраняет свое действие положение данного пункта Закона, которое гласит, что при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
Это означает, что применение налоговой льготы можно считать целесообразным только при условии осуществления малым предприятием деятельности (в связи с которой и была предоставлена льгота) в течение пяти лет.
В. Мешалкин,
АКДИ "Экономика и жизнь"
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 18, декабрь 2001 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О порядке налогообложения, учета и отчетности малых предприятий см. статью М. Масленникова "Правовое регулирование малого бизнеса в России" в журнале "АКДИ "Экономика и жизнь" (с адресными консультациями), 2001 г., N 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".