Судебная система России в начале ХХ века
Вступление России в ХХ век не внесло существенных изменений в систему ее судоустройства и судопроизводства, однако необходимо отметить, что она чутко реагировала на политические процессы, происходившие в обществе, и тем самым адекватно отражала конкретно-историческую обстановку.
За пореформенные годы на политической арене появились новые социальные силы: собственная промышленная и финансовая буржуазия, которая заняла ведущие позиции в экономике, либеральная часть дворянства. Укрепил силы и качественно изменился рабочий класс, требовавший защиты своих интересов.
Таким образом, к началу ХХ века в России четко проявились следующие проблемы, ждавшие своего разрешения: аграрная реформа, взаимоотношения труда и капитала, узаконенное правовое неравенство и, наконец, конституционная - судьба самодержавия. Неспособность царского правительства решить эти проблемы цивилизованным путем, согласованием интересов разных социальных групп и попытка задушить всякую оппозицию силовыми методами и вызвали, в конечном счете, революции (История государства и права России. М., 2001. С. 247-248).
Нельзя сказать, что правительство ничего не предпринимало для хотя бы частичного разрешения и сглаживания этих проблем. Уже с конца XIX века начались крупные кодификационные работы с целью обновления устаревшего законодательства. В частности, разрабатывался проект Гражданского уложения. Проект нового Уголовного уложения был подготовлен, и в 1903 году утвержден Императором (правда, в действие введены были только главы о преступлениях государственных и против православной веры).
Закон вместо императорского повеления
Особенностью рассматриваемого периода являлось и наличие коллизии между законодательством и существующими отношениями в обществе. С принятием основных законов Российской империи 1906 года изменилось само понятие закона. Если прежде высшим нормативным актом считалось повеление Императора, оформленное в надлежащем порядке Сенатом, то с 1906 года законом признавался законодательный акт, принятый Государственной думой, одобренный Государственным советом и подписанный Императором.
Произошли изменения и в уголовном праве. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года (в редакции 1885 года) базировалось на сословном подходе феодального общества к понятиям преступления и наказания и не отвечало принципам буржуазного общества. Эти новые задачи должно было выполнить Уголовное уложение 1903 года.
Впервые мысль о необходимости изменить Уложение 1845 года была высказана еще в 1860 году, т.е. накануне реформ 60-70-х гг., управляющим II отделением Собственной ее Императорского величества канцелярии графом Д.Н. Блудовым. Предполагался пересмотр более 500 статей. О необходимости пересмотра уголовного законодательства говорили в правительственных кругах и позднее. Однако на практике все изменения в системе российского уголовного законодательства в 60-70-е гг. свелись, во-первых, к разработке и утверждению 20 ноября 1864 г. Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, во-вторых, к последовавшему в 1865-1866 гг. частичному, поверхностному пересмотру статей Уложения 1845 года, который, по оценке Н.Д. Сергеевского, свелся "к изменению текста отдельных статей, без всякого приведения их в соответствие с другими статьями родственного содержания"; в-третьих, к изданию отдельных сепаратных актов (Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1994. Т. 9. С. 243).
В 1876-1879 гг. была проведена работа по установлению единообразных начал в науке и практике пенитенциарного дела. И, как результат, в составе Министерства внутренних дел 11 декабря 1879 г. создано Главное тюремное управление. Но главная задача по пересмотру Уложения ложилась на плечи II отделения Собственной канцелярии его Императорского величества и Министерство юстиции России.
Разработка нового Уголовного уложения
22 апреля 1881 г. главноуправляющий II отделением с.к.е.и.в. князь С.Н. Урусов и Министр юстиции Д.Н. Набоков представили Александру III доклад, содержавший план производства работ по пересмотру Уложения, а также персональный состав комитета из лиц, "близко знакомых с теорией уголовного права и судебной практикой". 30 апреля 1881 г. Александр III утвердил персональный состав комитета. 2 мая того же года была сформирована редакционная комиссия во главе с товарищем Министра юстиции Э.В. Фришем. В ее состав, в частности, вошли известные специалисты в области уголовного права, профессора Н.С. Таганцев, И.Я. Фойницкий, Н.А. Неклюдов, В.К. Случевский.
В середине 90-х гг. комиссия завершила разработку нового Уложения. Подготовленный ею окончательный проект состоял из 35 глав и 589 статей (для сравнения - в Уложении 1845 года содержалось 2224 статьи). Но в таком варианте новое Уголовное уложение тоже не было принято. Работа продолжалась и при новом Императоре - Николае II. 19 апреля 1895 г. Николай II во изменение установленного порядка прохождения проекта, предполагавшего обсуждение подготовленного редакционной комиссией текста на заседании всего комитета, распорядился передать проект с объяснительной запиской и другими материалами Министру юстиции, которому поручил передать проект на заключение ведомствам, установив для этого 4-месячный срок. Однако установленный царем срок не был соблюден, получение замечаний от ведомств растянулось более чем на два года.
Значительно более основательной доработке проект Уложения подвергся в следующей инстанции - специально учрежденном для его предварительного рассмотрения Особом совещании при Государственном Совете, заседавшем с 7 октября 1898 г. по 26 мая 1901 г. За это время прошло 59 заседаний, в ходе которых не прекращалась острая борьба мнений и проект вновь подвергся генеральной ревизии.
Еще одной инстанцией, обсуждавшей проект, было учрежденное Николаем II 6 ноября 1901 г. Особое присутствие соединенных департаментов Государственного Совета. Редакционную комиссию представлял Н.С. Таганцев, являвшийся в то время первоприсутствующим уголовного кассационного департамента Сената. Особое присутствие с 19 декабря 1901 г. по 17 мая 1902 г. провело 15 заседаний по обсуждению проекта с учетом пожеланий и суждений, высказанных Особым совещанием.
Уголовное уложение 1903 года
10 февраля 1903 г. проект Уложения рассмотрен и одобрен Государственным Советом. 22 марта 1903 г. Николай II его утвердил. В окончательном варианте Уложение содержало 37 глав и 687 статей. Практически оно просуществовало до октября 1917 года, хотя отдельные главы и статьи были несколько трансформированы в ходе двух буржуазно-демократических революций. Многие видные юристы того времени высоко оценивали Уголовное уложение 1903 года. Так, Н.Д. Сергеевский видел его достоинство в "предоставлении широчайшего простора судейскому усмотрению при назначении наказания". Как он отмечал, новый кодекс отличается тем, что в нем отсутствуют казуистичность и даже чрезмерная обобщенность понятий (Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. С. 262).
Революция 1905 года ознаменовала новый шаг в развитии Российской империи, переход самодержавной монархии в буржуазную. Изменилась и расстановка политических сил. Окрепли экономические позиции буржуазии, расширилось освободительное движение, что и привело к революции. В ответ правительство усилило карательные меры. В этот период особенно возросла зависимость Сената от Министра юстиции - генерал-прокурора Сената, на посту которого находился И.Г. Щегловитов (1906-1915 гг.).
Иван Григорьевич Щегловитов, известный юрист-криминалист, родился в 1861 году, получил образование в училище правоведения. Был прокурором Санкт-Петербургского окружного суда, затем вице-директором I департамента Министерства юстиции, обер-прокурором уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената, позднее генерал-прокурором Сената. С 1903 года читал в училище правоведения лекции по теории и практике уголовного судопроизводства. Автор многочисленных трудов по юриспруденции (Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Т. 79. 1993. С. 48).
В указанный период произведены некоторые изменения в структуре Министерства юстиции. По представлению Щегловитова 3 июля 1908 г. издан закон об усилении штата центрального управления Министерства, что свидетельствовало о том, что правительство не жалело средств для укрепления карательного аппарата (Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи 1802-1917 гг. М., 1983. С. 129).
В целом деятельность Министерства юстиции была направлена на подавление революции. Так, в 1905 году им подготовлен законопроект о сокращении сроков проведения следствия и судебного разбирательства дел о государственных преступлениях. Министр юстиции предлагал сократить сроки рассмотрения дел в судах до трех дней. Предусматривался особый порядок рассмотрения уголовных дел, которые подлежали ранее решению окружных судов (без участия присяжных), мировых судей и земских начальников. Эта категория дел передавалась на рассмотрение окружных судов с сословными представителями.
Военно-полевые суды
Для борьбы с революционным движением правительство практиковало объявление различных местностей на военном положении, что давало возможность предавать военно-окружному суду также и гражданское население этих местностей. 19 августа 1906 г. Николаем II было утверждено Положение о военно-полевых судах, которое предусматривало фактическое изъятие дел революционеров из ведения обычных судебных инстанций и передачу их полевым судам, состоящим из офицеров и рассматривавшим дело не более чем за 48 часов.
Рассмотрим подробнее деятельность этих экстраординарных судебных органов. Все пять лиц, входившие в состав военно-полевого суда, должны были быть из числа строевых офицеров, причем закон не требовал ни от председателя, ни от членов суда юридических знаний. В самом положении не были четко обозначены рамки подсудности военно-полевого суда, было лишь указано, что они учреждаются для "обеспечения достаточной быстроты репрессий за преступления, выходящие из ряда обыкновенных".
Условие предания военно-полевому суду. Именно условие, а не условия предания суду, подчеркивает один из исследователей этой проблемы Н.Н. Полянский, так как передача дела на рассмотрение полевого суда ограничена только одним условием: "Когда учинение преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании". Но, поскольку понятие "очевидности" связано с сугубо субъективным восприятием действительности, то здесь речь идет уже о психоэмоциональном факторе каждого индивидуума. То, что кажется очевидным одному, вовсе не кажется очевидным другому.
Срок для передачи военно-полевому суду - 24 часа после совершения преступления. Суть этой меры заключалась в быстроте суровой репрессии.
Предварительная подготовка дела, требующая - при нормальном порядке его производства - предварительного следствия и составления обвинительного акта, при передаче дела на рассмотрение военно-полевого суда исключалась. Дело передавалось военно-полевому суду, когда признавалось, что "нет надобности в его расследовании".
Порядок рассмотрения дел. Разбирательство дела в военно-полевых судах производилось по правилам, установленным для разбирательства дел в полковых судах в военное время, но с дополнением двумя существенными требованиями: рассмотрение обязательно происходило при закрытых дверях и должно было закончиться не позднее 48-часового срока. Не было ни защитника, ни обвинителя.
Приговор излагался в упрощенной форме. Согласно инструкции по Петербургскому военному округу, приговор должен был заключать в себе: год, месяц и число когда составлен приговор; состав суда; звание, имя, фамилию или прозвище подсудимого; сущность приговора о вине или невиновности подсудимого; наказание и последствия ссылки на законы, в силу которых приговор постановлен.
Приговор должен был быть приведен в исполнение "безотлагательно и во всяком случае не позже суток по распоряжению военных начальников, на коих возложено учреждение военно-полевых судов". Уже 24-часовой срок, в течение которого по вынесению приговора он должен был быть исполнен, значительно затруднял применение в делах военно-полевых судов помилования, поскольку правом помилования обладал только государь. В одном из циркуляров, касающихся деятельности военно-полевых судов, отмечалось: "Командующие войсками должны озаботиться, чтобы по этим делам не представлять государю телеграмм о помиловании" (Полянский Н.Н. Царские военные суды в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1958. С. 198-211).
Дело Мазурина
Одним из первых дел, рассмотренных военно-полевым судом, было дело некоего Мазурина, которое рассматривалось Московским военно-полевым судом 30 августа 1906 г. Хотя в литературе имеется и другое упоминание, что уже за два дня до этого процесса в Риге были повешены два человека по приговору военно-полевого суда (Полянский Н.Н. Эпопея военно-полевых судов. 1906-1907 гг. М., 1934. С. 80).
Суть обвинения заключалась в следующем. Мазурин В.В., имевший тесную связь с эсерами-максималистами, обвинялся в вооруженном сопротивлении и покушении на убийство чинов полиции, т.е. совершил преступление, предусмотренное ст. 18 Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, что влекло за собой наказание по ст. 279 XXII книги Свода военных постановлений 1869 года (издание 3) - лишение всех прав состояния и смертную казнь. Поэтому суд вынес приговор: подсудимого Мазурина лишить всех прав состояния и подвергнуть смертной казни через повешение. Приговор приведен в исполнение.
В советский период деятельность военно-полевой юстиции рассматривалась как ответ государственной власти на революционные выступления трудящихся масс. Но с позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что главная цель военно-полевых судов заключалась в борьбе с терроризмом. Анализ списка дел о преступниках, казненных по приговорам военно-полевых судов по 1 марта 1907 г., показывает, что в основном это были молодые люди в возрасте до 24 лет - студенты, учащиеся технических или реальных училищ, зараженные героикой революционной борьбы. Об этом, кстати, свидетельствует следующий документ: "По сведениям охранного отделения в г. Москве, после казни Мазурина, бывшего начальником летучей "боевой дружины оппозиционной фракции партии эсеров", остатки дружины образовали группу, присвоившую себе наименование "мазуринцев", примкнувшую к максималистам и поставившую себе целью производство экспроприаций и мелкого террора" (Там же. С. 90).
Военно-полевые суды первого десятилетия ХХ века являлись экстраординарными органами, боровшимися против терроризма различных боевых дружин партий анархистского и максималистского толка. Но они не определили всю судебную систему России в целом. Тем более что 19 апреля 1907 г. Положение о военно-полевых судах было отменено.
Попытка восстановления института мировых судей
Что касается в целом судебной системы России в начале ХХ века, то она тоже претерпела некоторые изменения. В соответствии с Указом Николая II "О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка" было предписано для обеспечения равенства перед судом лиц всех состояний установить должное единство в устройстве судебной части империи. Фактически речь шла о проведении реформы местного суда и восстановлении в полном объеме института мировых судей, ликвидированного в 1889 году.
К весне 1906 г. был разработан проект реформы местного суда, являвшийся составной частью столыпинской реформы. Он предусматривал возрождение института мировых судей. Причем изменялся порядок их комплектования: если ранее (по Судебной реформе 1864 г.) судьи выбирались, то согласно проекту они могли назначаться Министерством юстиции. Законом от 15 июня 1912 г. институт мировых судей был восстановлен, их зависимость от Министерства юстиции возросла. Однако правительство не торопилось реализовать этот закон: до Первой мировой войны мировые судьи были введены лишь в 13, а к 1917 году - в 20 губерниях, тогда как Россия насчитывала в то время 97 губерний и областей (Ефремова Н.Н. Указ. соч. С. 142).
Как считает М.В. Немытина, "самым ценным положением закона от 15 июня 1912 г. следует считать восстановление в России мировой юстиции и уничтожение института земских участковых начальников" (Немытина М.В. Суд в России (вторая половина XIX - начало ХХ вв.). Саратов, 1999. С. 238.). Мировые судьи по названному закону избирались сроком на три года уездными земскими собраниями и городскими думами. Судья, прослуживший три года, мог быть избран в дальнейшем на шесть лет. Избранные судьи подлежали утверждению I департаментом Сената.
Мировые судьи по-прежнему делились на участковых, почетных и добавочных. Мировым судьей могло быть избрано лицо с высшим юридическим образованием или со средним образованием при условии трехлетней службы, а шестилетняя служба в определенных должностях (предводителя дворянства, секретаря мирового съезда, земского участкового начальника или секретаря судебного съезда) делала должность мирового судьи доступной и для лиц, не имеющих среднего образования.
Закон допускал, что за неимением подходящего кандидата на избрание, мировой судья мог быть назначен. Оговаривалось, что назначаемый судья должен был обязательно иметь высшее образование.
По закону от 15 июня 1912 г. изменились и иные требования к кандидату на должность мирового судьи. Земельный ценз при выборах мировых судей был снижен вдвое. Неземельный ценз для лиц, имеющих высшее юридическое образование, сокращался наполовину. Произошли изменения и в апелляционной инстанции мировых судов. Председатель съезда мировых судей теперь назначался по представлению Министра юстиции из лиц, которые могли занимать должности по судебному ведомству не ниже члена окружного суда, либо из участковых мировых судей, прослуживших в этой должности не менее трех лет. Значительно расширялась подсудность мирового суда по сравнению с Судебными уставами 1864 года.
Воссоздание военно-полевых судов
Серьезным испытанием для судебной системы была Первая мировая война. Правительственный аппарат перестраивался на военный лад, и это нашло отражение в воссоздании системы военно-полевых судов. Законом от 20 июля 1914 г. учреждались полковые и этапные, корпусные суды, военно-окружные и главный военный суд. Был изменен Военно-судебный устав, в частности его IV раздел, в котором говорилось о суде в военное время. В главе II "О судоустройстве" указывалось, что военно-судебная власть в районе театра военных действий принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам, главному военному суду или кассационному присутствию.
Во фронтовых районах и местностях, объявленных на военном положении, учреждались военно-полевые суды, которые приступали к рассмотрению дела и оканчивали его не более чем в течение двух суток. Разбирательство производилось при закрытых дверях. Приговор вступал в законную силу немедленно (во всяком случае, не позднее суток), приводился в исполнение по распоряжению начальника гарнизона или отряда, сформировавшего суд. 9 ноября 1914 г. по докладу Главного военного суда Николай II утвердил некоторые изменения и дополнения к Правилам о военно-полевом суде. Они дополнялись пунктом, предоставляющим высшим военачальникам право передавать во время войны свои полномочия по учреждению военно-полевого суда и преданию ему обвиняемых подчиненным начальникам, пользующимся правами не ниже полкового командира.
С целью усиления борьбы с антивоенными настроениями солдат правительство издало 10 августа 1914 г. в развитие Военно-судебного устава Положение, в котором главным начальникам военных округов и лицам, пользующимся такой же властью, предоставлялось право учреждать в военное время суды, равные по власти полковым, при всех строевых и нестроевых частях, учреждениях, управлениях военного ведомства.
Военно-административная власть еще более усилилась. Создание экстраординарных судебных органов, возвращение к Положению от 19 августа 1906 г. было вызвано не только условиями войны, но и революционным брожением в армии, внутриполитической обстановкой в стране.
Российский суд в феврале-октябре 1917 года
Временное правительство не проводило кардинальных изменений судебной системы, оно скорее стремилось приспособить ее к своим целям и задачам. Для занятия судебных должностей в судах с назначаемым составом по-прежнему требовалось высшее юридическое образование, а для мировых судей - среднее образование и стаж чиновничьей службы. Функции судебных палат несколько уменьшились - был упразднен суд с сословными представителями. В окружных судах стал широко применяться суд с присяжными заседателями (он вводился даже на окраинах страны). Юрисдикция окружных судов значительно расширилась.
Серьезные изменения коснулись и мировой юстиции. 4 мая 1917 г. было издано постановление Временного правительства, согласно которому закон от 15 июня 1912 г. о преобразовании местного суда был распространен еще на 33 губернии. Закон расширил гражданскую (до 1000 рублей иска) и уголовную юрисдикцию мировых судей. В уголовных делах они имели право выносить выговоры, делать замечания, внушения, налагать денежные взыскания, производить арест на срок до трех месяцев, заключать в тюрьму до полутора лет.
Временное правительство, а напомним, что в составе его первой коалиции было немало кадетов, воплотило в жизнь кадетский проект создания органов административной юстиции. Закон от 30 мая 1917 г. вводил суд по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья. В губернских и областных городах при окружных судах были созданы особые административные отделения, а в Сенате высшей инстанцией для административных судов стал I департамент. Административные судьи рассматривали конфликты между государственными органами, комиссарами правительства и общественными учреждениями (городского и земского самоуправления, военно-промышленными комитетами и т.п.). Законом от 7 сентября 1917 г. к ведению этих судов были отнесены земельные и продовольственные комитеты.
Временное правительство развило достаточно бурную деятельность в области нормотворчества. Свидетельством тому являются многотомные издания собраний узаконений и распоряжений правительства. Деятельность в области законотворчества развертывалась по трем главным направлениям. Во-первых, законодательное оформление слома некоторых органов старого государственного аппарата, а именно: уничтожение или замена наиболее одиозных институтов - полиции, жандармерии, прокуратуры. Во-вторых, законодательное оформление новых органов государственной и общественной власти: создание временных судов, института уездных и губернских комиссаров, комитетов общественных организаций. Третье направление в законодательной деятельности Временного правительства связано с провозглашением гражданских свобод. К нему можно отнести законы об амнистии, ликвидации национальных и вероисповедных ограничений, праве собраний и съездов (Старцев В.И. Внутренняя политика Временного правительства. Л. С. 243-244).
События начала ХХ века - две революции, участие в Первой мировой войне - безусловно повлияли на систему судоустройства и судопроизводства России. Она была вынуждена подстраиваться под те катаклизмы, которые переживало сначала самодержавие, а потом и Временное правительство. Только за период Первой мировой войны сменились четыре министра юстиции (И.Г. Щегловитов - 24 апреля 1906 г. - 6 июня 1915 г.; А.А. Хвостов - 6 июля 1915 г. - 7 июня 1916 г.; А.А. Макаров - 7 июля - 20 декабря 1916 г.; Н.А. Добровольский - 20 декабря 1916 г. - 27 февраля 1917 г.). Министерская чехарда продолжалась и при А.Ф. Керенском.
Политическая нестабильность, отсутствие четких ориентиров и разноплановость интересов привели к тому, что Временное правительство не смогло удержать власть. После Октябрьской революции 1917 года большевистское правительство полностью разрушило правительственный аппарат, в том числе и судебную систему. Специальными актами Советской власти вся старая судебная система была упразднена (исключение составляла просуществовавшая незначительное время мировая юстиция). 12 декабря 1917 г. было отменено прежнее деление Министерства юстиции на департаменты и создано шесть отделов Наркомата юстиции, который возглавила коллегия.
Начался новый, советский, этап истории российского суда.
А. Смыкалин,
заведующий кафедрой истории государства и права УрГЮА,
доктор юридических наук, профессор
"Российская юстиция", N 12, декабрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебная система России в начале ХХ века
Автор
А. Смыкалин - заведующий кафедрой истории государства и права УрГЮА, доктор юридических наук, профессор
"Российская юстиция", 2001, N 12, стр.39