Может ли военный прокурор
арестовать депутата-военнослужащего?
Может ли прокурор Уральского военного округа дать санкцию на обыск, арест, привлечение к уголовной ответственности офицера воинской части без согласия прокурора субъекта Федерации, если данный офицер является депутатом сельской Думы Тюменского района Тюменской области?
Считаем, что, поскольку военный прокурор округа не надзирает за Думой муниципального образования на территории Тюменской области, он не вправе давать такое согласие.
В. Жидяев,
заведующий юридической консультацией
Центрального района г. Тюмени
В п.7 ст.18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Федерации.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 10 декабря 1997 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области указал, что "законодательство субъекта Российской Федерации не может исключать возможность привлечения депутата к уголовной либо административной ответственности, установленной федеральным законодательством, и тем самым устанавливать какой-либо иной порядок осуществления правосудия и судопроизводства, чем тот, который предусмотрен Конституцией Российской Федерации и федеральным законом".
Прокуратура, осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории России, принимает меры по устранению нарушений законности, привлекает виновных лиц к ответственности. На нее возлагается надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами. Охраняя права и свободы граждан, прокуратура одновременно защищает общественные государственные интересы. И наоборот, без обеспечения государственных общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы граждан.
В системе военного права особое место принадлежит законодательству, направленному на обеспечение и реализацию прав военнослужащих, статус которых существенно отличается от статуса других категорий российских граждан. Права человека здесь детально регламентированы законами, воинскими уставами и приказами командования, внутриармейские отношения, правовая и социальная защищенность военнослужащих входят в круг важнейших вопросов, решаемых военными прокурорами в процессе осуществления надзорных функций. Осуществляя свои полномочия, военные прокуроры действуют независимо от местных органов власти в строгом соответствии с законами Российской Федерации.
Устанавливая административную и административно-процессуальную неприкосновенность депутатов законодательных органов государственной власти, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" допускает возможность применения в отношении депутата ряда стадий производства по делам об административных правонарушениях без согласия на то соответствующего законодательного органа при условии совершения депутатом административного проступка не при исполнении своих полномочий. При этом Законом не установлены критерии, определяющие, в каких именно случаях речь может идти о действиях депутата, не связанных с осуществлением им своих полномочий, что значительно осложняет деятельность органов административной юрисдикции. По всей видимости, такие критерии должны быть выработаны судебной практикой. В то же время необходимо отметить, что пресечение любого административного правонарушения является обязанностью соответствующих должностных лиц. При этом не имеет значения правовой статус нарушителя. Совершение последующих административно-процессуальных действий зависит уже от конкретных обстоятельств, при которых было совершено правонарушение, как это предусмотрено пп.3-14 ст.13 указанного Закона.
Относительно рассмотрения вопроса об уголовной и уголовно-процессуальной неприкосновенности депутата местного органа самоуправления - военнослужащего, привлечении его к уголовной ответственности, дачи санкции на обыск, арест: ст.47 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" регламентированы особенности организации и деятельности органов военной прокуратуры как составной части единой прокурорской системы и полномочия военных прокуроров. Прокуратуры военных округов, групп войск, флотов по своим правомочиям приравнены к прокуратурам субъектов Федерации. При осуществлении прокурорского надзора за расследованием уголовных дел в отношении депутатов-военнослужащих либо за привлечением их к административной ответственности военный прокурор руководствуется Конституцией РФ и федеральным законом.
Поскольку депутат сельской Думы Тюменского района Тюменской области является военнослужащим, на которого в первую очередь распространяется Устав о прохождении воинской службы, прокурор Уральского военного округа в пределах своей компетенции вправе принимать соответствующее решение.
А. Костюков,
прокурор управления по надзору за исполнением
законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ
"Российская юстиция", N 12, декабрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Может ли военный прокурор арестовать депутата-военнослужащего?
Автор
А. Костюков - прокурор управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ
"Российская юстиция", 2001, N 12, стр.57