Экологическая безопасность
как институт экологического права
Экологическая безопасность как один из основных приоритетов современности прочно и, очевидно, навсегда вошла в наш лексикон и нашу правовую материю. Однако, несмотря на глобальную значимость, этот институт еще не приобрел "права гражданства" в нашей правовой системе, научной и учебной литературе, учебных программах и курсах. Отсутствует и единство мнений в самом понимании его и необходимости особого правового регулирования данного круга общественных отношений*(1). Вместе с тем, несмотря на отсутствие такого единства и соответствующих теоретических разработок, наша законотворческая практика пытается создать ряд нормативных правовых актов, регулирующих эту сферу общественных отношений, обладающих известным единством и спецификой.
Экологическая безопасность - это, как нам представляется, родовое понятие, охватывающее все ее разновидности. В свою очередь сама экологическая безопасность является одним из видов безопасности вообще, наряду с военной, продовольственной, пожарной безопасностью. Ее можно определить как состояние защищенности человека, общества, государства и окружающей природной среды от негативного природного и техногенного воздействия, обеспечиваемое организационно-правовыми, экономическими, научно-техническими и иными средствами.
Одним из основных принципов экологической безопасности является презумпция экологической опасности всякой производственно-хозяйственной и иной деятельности. Это означает, что бремя доказывания экологической безопасности такой деятельности лежит на субъекте этой деятельности. Столь "жесткий" подход к регулированию производственно-хозяйственной и иной деятельности, нашедший отражение и нормативное закрепление, в частности, в Федеральном законе "Об экологической экспертизе", в известной мере усложняет ее. Однако законодатель сознательно идет на это, устанавливая приоритет экологической безопасности, что является одним из проявлений заботы и тревоги за состояние окружающей природной среды и необходимости обеспечения здорового и благоприятного для человека и общества ее состояния.
Объектами экологической безопасности являются: человек, его объединения, общество и государство в целом, окружающая среда и ее составляющие - отдельные природные объекты, экосистемы, особо охраняемые территории.
Вполне понятно, что граждане, общественные организации и объединения, государство в целом являются в то же время и важнейшими субъектами правоотношений в сфере обеспечения экологической безопасности, наделенными определенными правами и обязанностями. Так, в Законе Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" правам граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду посвящен самостоятельный раздел (Раздел II). В других разделах Закона говорится о правах и обязанностях соответствующих государственных и общественных органов.
Такая "двойственность" характерна не только для граждан, их объединений и государства. Она свойственна и таким формированиям, как государственные природные заповедники, национальные парки, заказники, которые также являются и объектами, и субъектами экологических правоотношений. Они тоже выступают в двух "ипостасях" - и как природные комплексы, являющиеся объектами указанных правоотношений, и как формирования, наделенные правосубъектностью и являющиеся субъектами указанных правоотношений. Этими двумя факторами и определяется их правовой статус, а также наличие двух групп норм: норм права, определяющих их правовой режим как объектов соответствующих правоотношений, и норм, определяющих их права и обязанности, а также права и обязанности их должностных лиц, на что обращено особое внимание в Письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года.
В Законе Российской Федерации "О безопасности" (ст.2) говорится, что основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, а за пределами ее территории оно гарантирует своим гражданам защиту и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по обеспечению безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов, принятым в пределах их компетенции. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Экологическая безопасность как самостоятельный институт экологического права представляет собой систему норм права, регулирующих данный круг общественных отношений. Эти нормы права обладают известным единством, выражающимся прежде всего в наличии общих принципов правового регулирования, общих целях и задачах. Для этих норм права как единого и самостоятельного института экологического права должна быть характерна и определенная структура, и известная иерархия, а также наличие основополагающего законодательного акта. К сожалению, в настоящее время в данной сфере отношений еще нет должного единства. Отсутствует и основополагающий законодательный акт, каковым мог бы стать федеральный закон об экологической безопасности. Необходимость в принятии такого законодательного акта была осознана еще в середине 90-х годов. Были и практические наработки, в том числе в законотворческой деятельности. Так, в 1995 году Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят и направлен в Совет Федерации Федеральный закон "Об экологической безопасности". Однако по ряду причин он не был подписан и обнародован Президентом РФ. С тех пор работа над данным законодательным актом застопорилась. Между тем без такого федерального закона едва ли возможно добиться необходимой целостности, непротиворечивости и беспробельности правового регулирования этой чрезвычайно важной сферы общественных в 1995 году Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят и направлен в Совет Федерации Федеральный закон "Об экологической безопасности". Однако по ряду причин он не был подписан и обнародован Президентом РФ. С тех пор работа над данным законодательным актом застопорилась. Между тем без такого федерального закона едва ли возможно добиться необходимой целостности, непротиворечивости и беспробельности правового регулирования этой чрезвычайно важной сферы общественных отношений.
Н.Н. Веденин,
профессор Московской государственной юридической академии,
доктор юридических наук
"Журнал российского права", N 12, декабрь 2001 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Боголюбов С. А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2000; Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). М.: Юристъ, 1998. Эти авторы включают понятие экологической безопасности в понятие охраны окружающей среды, не видят между ними большой разницы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экологическая безопасность как институт экологического права
Автор
Н.Н. Веденин - профессор Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук
"Журнал российского права", 2001, N 12