Налоговая инспекция требует, чтобы годовая бухгалтерская отчетность нашего общества на момент ее представления в налоговые органы была бы уже утверждена годовым общим собранием акционеров. Однако годовое собрание в нашем обществе назначено на конец мая, что соответствует Федеральному закону "Об акционерных обществах". Как быть в этой ситуации?
В соответствии с подп.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон "О бухгалтерском учете").
Пункт 2 ст.15 Закона "О бухгалтерском учете" предусматривает обязанность коммерческих организаций представлять указанную отчетность в течение 90 дней после окончания года. Но данный Закон не содержит специальных требований к порядку и срокам утверждения годовой бухгалтерской отчетности акционерными обществами. Он отсылает Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), согласно которому годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества утверждается на годовом общем собрании акционеров, проводящемся не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества (п.1 ст.47 и п.1 ст.48 Закона N 208-ФЗ).
Состав бухгалтерской отчетности коммерческих организаций установлен ст.13 Закона "О бухгалтерском учете" и п.30 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н, и предусматривает наличие следующих документов:
- бухгалтерского баланса;
- счета о прибылях и убытках;
- отчета об изменениях капитала;
- отчета о движении денежных средств;
- приложения к бухгалтерскому балансу;
- отчета о целевом использовании полученных средств;
- аудиторского заключения.
Нормы, определяющие состав бухгалтерской отчетности, не предусматривают необходимость наличия специальных документов, подтверждающих утверждение годовой отчетности общим собранием акционеров.
Названные документы (за исключением последнего) составляются в соответствии с Приказом Минфина от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", не содержат информации об их утверждении годовым общим собранием акционеров.
Рассмотрим вопрос полномочий налоговых органов в части требования дополнительных документов при представлении годовой отчетности.
В соответствии со ст.31 НК РФ, определяющей компетенцию налоговых органов, налогоплательщики или налоговые агенты представляют следующее:
документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов;
пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
В данном перечне не указаны протокол общего собрания или выписка из него, которые являются документами, подтверждающими утверждение годовым общим собранием, следовательно, информация об утверждении годовой бухгалтерской отчетности общим собранием акционеров запрашиваться налоговым органом не может.
Учитывая вышеизложенное, сдача годовой бухотчетности без документов, подтверждающих ее утверждение годовым общим собранием акционеров в пределах срока, установленного Законом "О бухгалтерском учете", является правомерной.
1 января 2002 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 1, январь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.