Согласно Закону N 2116-1 не подлежала налогообложению прибыль предприятий, применявших труд инвалидов, при направлении ими не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов.
В Федеральном законе от 06.08.2001 N 110-ФЗ об указанной льготе ничего не говорится. В связи с этим возникает вопрос, чем руководствоваться с 1 января 2002 года малым предприятиям, имеющим в своей численности более 50% инвалидов, при исчислении налога на прибыль?
В 2000 году работнику предприятия, инвалиду ВОВ, в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 937 была предоставлена субсидия на улучшение жилищных условий. В 2000 году предприятие льготу (абзац 6 п.6 ст.6 Закона N 2116-1) не применило, так как выданной субсидией работник предприятия смог документально воспользоваться только в 2001 году. Могло ли предприятие заявить льготу согласно абзацу 6 п.6 ст.6 указанного Закона в 2001 году, если сумма выданной в 2000 году субсидии составила 78% от прибыли предприятия?
Согласно Закону N 2116-1 не подлежала налогообложению прибыль предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов.
Инструкцией N 62 был установлен перечень социальных нужд инвалидов. Так, к социальным нуждам инвалидов, работающих на данном предприятии, относились: оказание медицинской помощи; обеспечение лекарственными препаратами; санаторно-курортное лечение; обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, тифлотехникой, сурдотехникой и другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры и спорта и иных сфер жизни; социально-бытовое, транспортное и коммунальное обслуживание; общеобразовательная и профессиональная подготовка и профессиональное образование; создание новых рабочих мест; создание оптимальных условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; обеспечение инвалидов транспортом для доставки к месту работы и с работы; создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре (приспособление к потребностям инвалидов жилищ, улиц, транспорта, средств связи и массовой информации, зданий и сооружений культурно-бытового и отдельных зданий производственного назначения).
При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включались инвалиды, работавшие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Как мы можем убедиться, в рамках указанной льготы улучшение жилищных условий инвалидов, работающих на данном предприятии, в частности, выдача субсидий для приобретения квартиры, не относились к социальным нуждам инвалидов. Таким образом, предприятие, о котором идет речь в вопросе, не имело права на применение указанной льготы.
Согласно Положению о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 937, субсидия нуждающимся в жилье может предоставляться федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления; предприятиями, организациями, воинскими частями и формированиями.
При этом необходимо иметь в виду, что субсидии работникам предприятий и организаций (за исключением бюджетных) предоставляются за счет средств этих предприятий и организаций.
Таким образом, акционерное общество имело право предоставить субсидию на улучшение жилищных условий своему работнику, инвалиду ВОВ, за счет прибыли, остающейся в распоряжении общества после налогообложения.
С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ), который дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации главой 25 "Налог на прибыль организаций". Указанной главой установлена пониженная налоговая ставка в размере 24%. Отменены все налоговые льготы и налоговые вычеты.
В связи с отменой всех льгот, предусмотренных действующим законодательством, главой 25 НК РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой налогоплательщики-организации, использующие труд инвалидов, общественные организации инвалидов, а также налогоплательщики-учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, могут принимать на уменьшение налоговой базы расходы, направленные на цели социальной защиты инвалидов, на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов (подпункты 38 и 39 п.1 ст.264 НК РФ). При этом для организаций, использующих труд инвалидов, должны быть соблюдены следующие условия: от общего числа работников такой организации инвалиды должны составлять не менее 50%, и доля заработной платы инвалидов в расходах на оплату труда должна составлять не менее 25%.
Целями, обеспечивающими социальную защиту инвалидов, признаются улучшение условий инвалидов, создание рабочих мест для инвалидов, защита прав и законных интересов инвалидов, мероприятия по их реабилитации, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов.
Статьей 264 НК РФ установлены ограничения по видам товаров, доходы от производства и (или) реализации которых могут быть приняты в расходах, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту населения. Это подакцизные товары, минеральное сырье, другие полезные ископаемые и иные товары по перечню, определяемому Правительством РФ.
Г.В. Зинькова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
1 января 2002 г.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1